Кейла, Клоога, Клоога-Ранд, Раннамыйза мы приехали в столицу Эстонии. По пути повидали лахемааский национальный парк, водопад на реке Валгейыги. замок в Кийу и другие достопримечательности. Особенно много интересного повидали в Таллине. Путеводитель помог нам разобраться в лабиринте улиц Вышгорода и разросшегося нижнего города. День восьмой. Проехали от Таллина через Хаапсалу, Курбла и Лихула до Пярну. Из этой части маршрута особенно запомнился Хаапсалу, где останавливался Петр I, в этом городе был П. И. Чайковский. С интересом осмотрели развалины замка, парк. В Пярну побывали на чудесном песчаном пляже, повидали архитектурные памятники: красную башню, Таллинские ворота, ратушу. Ночевали в кемпинге «Валгеранд». День девятый. Из Пярну направляемся в Сигулду, которую называют «латвийской Швейцарией». Дорога идет вдоль Рижского залива, но берег здесь менее живописен, нежели северное побережье. После Иклы пересекаем границу Эстонии, не доезжая до Риги, сворачиваем на ВиHHH — Рогана — Кримулда. Кстати, в римулде, на берегу реки Гауя есть отличная .стоянка. В Сигулде туристов привлекают пейзажи, древние городища, овеянные легендами старинные замки. Красива Сигулда в любое время года.1945 год. А. А. Л ипгарти ведущий констр уктор по кузову «Победы»А. Н. Кириллов. Фото Н. ДобровольскогоS«Мне дороги все машины»Миллионы автомобилистов знакомы с Андреем Александровичем Липгартом. Не лично, а через спроектированные под его руководством и при его участии машиныГАЗ—Ml, ГАЗ—51, ГАЗ—63, ГАЗ—20, ГАЗ—12 и многие другие. Будучи главным конструктором горьковского автомобильного завода, он каждую из них наделил частичкой своей души, своего характера. Рациональные и простые по конструкции, неприхотливые и выносливые в работе, они долгие годы несли свою службу. Андрею Александровичу в начале июня — восемьдесят лет. Около шести десятков из них отдал он автомобилям. Его труд был отмечен пятью Государственными премиями. Он известный конструктор, доктор технических наук, два десятилетия заведовал кафедрой «Колесные машины» в МВТУ имени Баумана. Сегодня А. А. Липгарт ведет научную работу в Центральном ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ). И вот мы в гостях у юбиляра. — Андрей Александрович, свою инженерную деятельность вы начинали, кажетс я , н ак раз в НАМИ? — Да, здесь я стал работать сразу после окончания Московского высшего технического училища имени Баумана, в 1925 году. И не успел, что называется, осмотреться, к ак пришлось совместно с Константином Андреевичем Шараповым и еще несколькими молодыми сотрудниками заниматься проектированием и постройкой опытных образцов малолитражного автомобиля НАМИ—1. Потом, с 1929 года участвовал в конструировании трехосных автомобилей на базе «Форд-АА», первых советских троллейбусов... В начале пятидесятых годов снова в НАМИ — был назначен главным конструктором института. Там, в частности, возглавлял работы по перспективному типажу автомобилей и двигателей. А в общей сложности в НАМИ уже тридцать шестой год. — А на горьковском автомобильном заводе сколько же? — Два десятка лет, причем, считаю, лучших лет в любом смысле. На ГАЗе с конца 1933 года. Завод уже работал, но конструкторы и экспериментальный цех теснились ь небольших помещениях. И первое, что мне предстояло как главному конструктору, это решить проблему «жизненного пространства» — соорудить в этом цехе антресоли. А потом полным ходом — за работу над новой тогда моделью ГАЗ —Ml. Первый опытный образец ее мы закончили в последних числах сентября 1933 года. О темпах освоения машины можете судить по тому, что вечером 15 марта 1936 года с главного конвейера сошел первый серийный ГАЗ—Ml. — За «эмкой» последовали ведь идругиеконструкции . Какая модель наиболее дорога вам? — Это сложный, я бы даже сказал, каверзный вопрос. Конечно, все дороги, трудно выделить какую-то одну. Работа над иными спорилась, другие шли тяжело. Были машины, которые доставляли радость, были такие, что приносили огорчения. Но сегодня многое субъективное в оценках уступило объективному, и каждая машина кажется чем-то особенной, интересной, памятной. Перечислять все не стану, но двигатель ГАЗ—11, «шестерку», живущую и поныне в грузовиках ГАЗ—52, едва ли забуду. — Но к «Победе», я думаю, вы питаете особые чувства. Несколько слов, пожалуйста, о том, к ак она родилась. — Новую машину, которая придет на смену «эмке», мы задумали еще до войны. Однако потом у завода, к акиу всей страны, появились куда более важные заботы. Летом 1943 года, как вы знаете, фашисты несколько дней бомбили ГАЗ и причинили ему урон. Еще шло восстановление разрушенных цехов. И все-таки Наркомсредмаш предложил нам к 15 сентября 1944 года закончить и представить ему на утверждение образцы нового легкового автомобиля. Конечно, о его названии еще никто не думал, а дали ему числовой индекс из второй десятки номеров, отведенных ГАЗу для обозначения его легковых моделей. Перед коллективом КЭО — конструкторско-экспериментального отдела завода стоя ла очень непростая задача. Помимо того, что у нас были свои трудности — мы ведь работали и над перспективными грузовиками ГАЗ—51 и ГАЗ—63, помогали текущему производству. Тем не менее 7 ноября 1944 года четыре опытных образца послевоенного автомобиля ГАЗ —20 прошли в колонне демонстрантов по площади Челюскинцев в Горьком. Летом 1945 года, уже после победы над фашистской Германией, мы показали «Победу» в Кремле руководителям партии и правительства. В нюне 1946 года начали серийный выпуск ГАЗ—20 ив общей сложности изготовили 236 тысяч этих машин. — Андрей Александрович, разумеется, вашим личным автомобилем на протяжении многих лет была «Победа»... — Была долгое время. Потом ей стал «командовать» младший сын. Иногда встречаю на улицах «победы» и, хотя их производство прекращено двадцать лет назад, с удовольствием отмечаю, что держатся они молодцом. — Позвольте, Андрей Александрович, поблагодарить вас за интересную беседу, пожелать вам от имени всех читателей, и от водителей ГАЗ — M l , ГАЗ —11-73, ГАЗ — 20, ГАЗ —51 и ГАЗ —63 в особенности, здоровья, успехов итакогоже завидного долголетия, к акоеприсуще вашим «победам». Записал беседу Л . ШУГУРОВДень десятый. От Сигулды до Риги — час езды. Весь день провели в Риге, знакомясь с ее многочисленными достопримечательностями. Ночевали в кемпинге. в 30 километрах от нее. День одиннадцатый. Мы в Даугавпилсе. Большое впечатление производит этот город — второй по числу жителей и промышленному развитию в республике. До Краслава, одного из древних поселений на берегах Даугавы, всего 37 километров. Здесь начинается еще один край озер. Хорошо отдохнули на берегу самого красивого, на наш взгляд, озера — Дридза. День двенадцатый. До Резекне дорога вьется между холмов и озер. Смотришь вокруг и не налюбуешься. В Резекне — поворот на Лудзу и далее на Себеж. Если позволяет время, можно заехать в Эзерниеки — центр озерного края Латгалии. Дорога до Себежа (километров тридцать) и после него до Пустошки и далее, примерно столько же, не очень хорошая — глинистая, без асфальтового покрытия. Зато перед Великими Луками начинается отличная магистраль, идущая до Москвы. Отдохнули мы в Себеже на берегу озера, а на ночлег заехали в г. Торопец. так как вдоль шоссе Великие Луки — Москва, к сожалению, нет мест для хорошей стоянки. День тринадцатый. Торопец — Ржев — Волоколамск — Москва. Шоссе прямое, удалено от населенных пунктов, что позволяет двигаться с максимально дозволенной скоростью. Посмотрели Волоколамск и выехали на трассу. Теперь уже пришлось удвоить внимательность: резко возрос поток грузовых машин. Но вот и кольцевая дорога — Москва. Наше путешествие закончено. На следующий день покрыли расстояние до Ярославля без остановок. Мы посвятили этому маршруту две недели. Но если есть желание уделить ему все отпускное время — 24 дня, то, естественно, и лучше отдохнете и больше увидите.г. ЯрославльС. ВОЛОДЬКОЛето — пора автомобильных и мотоциклетных соревнований. Любители спорта, которые будут путешествовать по предлагаемому маршруту в' июле и августе, кроме местных соревнований, смогут посмотреть в Риге 15--16 июля один из этапов чемпионата СССР по кольцевым автогонкам, а 19 августа — старт чемпионата страны по авторалли. В Кандаве 26—27 августа — первенство СССР • по картингу среди детско-юношеских спбртивно-технических школ. 19 — 20 августа в Вильянди Эстонской ССР будет заключительный этап чемпионата страны по кольцевым мотогонкам. 3. «За рулем» № 613