[СПОРТСостоялись отчетно-выборные пленумы федераций автомобильного и мотоциклетного спорта Советского Союза. Два дня делегаты, представлявшие все союзные республики, города Москву и Ленинград, обменивались опытом работы, обстоятельно анализировали итоги деятельности местных федераций, спортивно-технических клубов за минувшие три года, резервы дальнейшего развития автомобильных и мотоциклетных соревнований в стране. Участники пленумов избрали президиумы федераций. Председателем ФАС СССР вновь стал ректор Московского автомобильно-дорожного института доктор технических наук, профессор Л. Л. Афанасьев, а ФМС СССР — генерал-майор технических войск Л. Н. Страхов. Ниже публикуются выдержки из выступлений, поднимающих, на каш взгляд, важные вопросы спортивной работы.Отчитываются федерацииС. РАМОШКА, начальник республиканского СТК ДОСААФ Литовской ССР В многогранной деятельности оборонного Общества важное место занимают военно-технические виды спорта, призванные воспитывать молодое поколение в духе коммунистической идейности, преданности советской Родине, подготовке к ее защите. Новый подъем в этом важном деле у нас в республике вызвало принятое в середине минувшего года постановление руководящих органов Литвы о состоянии и мерах по дальнейшему развитию военно-технических видов спорта в Литовской ССР. Спланирована и проведена значительная работа по развитию спорта в республике, больше стало уделяться внимания районным и городским СТК. Результаты были бы весомее, если бы мы постоянно получали методическую литературу. Ведь теперь даже правила проведения соревнований стали библиографической редкостью. С большим опозданием поступают к нам положения о чемпионатах, иногда и по истечении сроков на заявки участников. Нет до сих пор технических требований к автомобилям, хотя они должны были вступить в силу с января нынешнего года. И уж совсем не годится такая практика, когда отдельные представители ФАС СССР, пользуясь своим положением, самолично перед началом или в ходе соревнования отменяют или вводят ограничения на те или иные конструктивные изменения или усовершенствования, как это было, например, на чемпионате СССР по трековым автогонкам 1978 года з Москве. В. БОЛОТИН, ответственный секретарь ФАС Украинской ССР За последние годы автомотоспорт в эеспублике сделал значительные успехи: эасширилась его география, укрепляет:я материальная база. Активное участие i соревнованиях принимают спортсмены >яда областных управлений пассажиркого и грузового автотранспорта. Соз\ан автоклуб при Украинском управлеии магистральных сообщений. Однако у нас по существу еще нет ,ентра по руководству развитием автопорта, подготовке сборных команд для ыступлений в чемпионатах страны. Ресубликанский СТК ДОСААФ по своей структуре и штатам не в состоянии взять на себя такую задачу. У него нет ни лабораторий, ни мастерских, ни гаражей. Видимо, назрела необходимость централизованно изменить структуру республиканских клубов, подчинив им широкую сеть районных, городских и областных СТК, которые, занимаясь хозрасчетной деятельностью, не всегда справляются со своими прямыми обязанностями по развитию спорта. _ Ю. ЯРВ, председатель ФАС Эстонской ССР В республике много предприятий и организаций, являющихся опорными базами автомотоспорта, — авторемонтные заводы и автотранспортные предприятия, районные объединения, отделы «Сельхозтехники», конторы «Колхозстроя», клубы ДСО «Калев», «Йыуд», «Ноорус», «Аутом». Совместно с досаафовскими организациями они активно участвуют в подготовке и проведении, массовых соревнований. Серьезное внимание уделяет республиканское общество автомотолюбителей привлечению к спорту владельцев автомобилей. Для них организуются многоборье и так называемое народное ралли, дистанция которого, как правило, не превышает 250 километров, а скоростные участки заменены такими дополнительными испытаниями, как спринт, скоростное маневрирование, конкурс на знание правил движения. Федерации автоспорта СССР нужно активнее вести работу с владельцами личного транспорта. Назрела необходимость разработать нормативы для таких соревнований и внести их в Единую всесоюзную спортивную классификацию. В. МИХАЙЛОВ, председатель Федерации автомотоспорта Московской области Самый больной вопрос для нас — спортивные трассы. Нет их, практически ни в столице, ни в области. Поэтому организация любого соревнования превращается в трудноразрешимую проблему. Если бы не помощь со стороны партийных и профсоюзных органов, вряд ли московская областная организация ДОСААФ выходила бы в течение последних лет по итогам спортивной, работы на одно из ведущих мест в стране. Не всегда по-хозяйски мы относимся ик сбережению техники. Удивляет менярешение Федерации автоспорта СССР исключить класс 175 см 3в картинге и применять в зимнем первенстве страны на микроавтомобилях двигатели 250 см 3 . Куда же теперь девать 175-кубовые машины? И в то же время где взять двигатели класса 250 см3? У нас в клубе было 10 новеньких кроссовых 43, восемь из них теперь разукомплектовано — моторы от них понадобились картингистам. A. КАФАРОВ, заслуженный тренер Грузинской ССР Близ Рустави заканчивается строительство спортивного комплекса ЦК ДОСААФ Грузии. Он должен стать одним из лучших в стране. Но мы боимся, чтобы у нас не повторилась история киевской трассы «Чайка». Там, как известно, в целях безопасности установили металлические отбойники, необходимые для кольцевых автогонок, но совершенно неприемлемые в аналогичных соревнованиях мотоциклистов. Пока еще не поздно, может быть кто-то из специалистов посоветует нам, как сделать трассу одинаково удобной и безопасной для автомобилистов и мотоциклистов. Явно не удовлетворены мы и качеством спортивной техники, в том числе кроссовых 43. Количество и ассортимент неисправностей в этих машинах растет. Не поймем пока, по какому принципу идет распределение техники и запасных частей к ней. Вот уже несколько лет не получаем шин для тяжелых мотоциклов, да и машины с коляской невозможно достать. В то же время нам прислали 115 картеров. Куда их девать? B. КУЗНЕЦОВ, заведующий отделом спортивных мотоциклов ВНИИмотопрома За прошедшие годы нашей промышленностью выпущено 11 новых моделей мотоциклов. В кроссовых образцах для класса 1000 см 8 мощность повышена до 80 л. с, 250 см 3 — до 42 л. с. и 125 см 3 — до 28 л. с. У шоссейно-кольцевых машин класса 50 см 3 этот показатель равен 16 л. с, а у «пятисоток» — 90 л. с. Но это только полдела. Главное — наладить массовый выпуск отечественной спортивной техники. И вот здесь мы сталкиваемся с большими трудностями — нет комплектующих изделий, соответствующих международному уровню, в частности подшипников для высокооборотных двигателей, поршневых колец. Вместе с тем стоит сделать упрек комитетам ДОСААФ — основным заказчикам спортивной техники. Пока они слабо контролируют качество поставляемых мотоциклов. Оценку дают в основном спортсмены. Нам нужен план спортивной работы минимум на 10 лет. Только тогда, когда четко будет определена перспектива участия сгветских спортсменов в тех или иных соревнованиях, можно будет готовить для этих стартов соответствующую технику. Н. КИСЕЛЕВ, судья всесоюзной категории (Ленинград) Успех соревнований, их уровень во многом зависит от качества судейства. Между тем в ряде областей вообще нет судей по автомотоспорту, хотя, как правило, в отчетах их числятся десятки. Не существует еще четкой, продуманной системы подготовки арбитров, повышения их квалификации. Крайне низка техническая оснащенность судейского аппарата; ощущается недостаток даже простейших секундомеров. Обо всем этом журнал «За рулем» писал в статье «Судьи отстали на круг», однако положение мало изменилось к лучшему.