ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАПомощь не должна опаздыватьНаш журнал не впервые обращается к этой теме. Она представляется сегодня чрезвычайно важной. Судите сами, для людей в возрасте от 25 до 45 лет, как установлено, опасность погибнуть от травм при аварии больше, чем от сердечно-сосудистых, раковых или инфекционных заболеваний вместе взятых. Треть всех погибших от травм в нашей стране, по данным статистики, составляют люди, пострадавшие при дорожных происшествиях. Проблема эта волнует всех. Ею занимаются специалисты. О том, как обеспечить более высокий уровень безопасности дорожного движения и, в частности, устранить их тяжелые последствия для человека, шел разговор на первой Всесоюзной научно-практической конференции по вопросам предупреждения дорожно-транспортного травматизма, состоявшейся в конце минувшего года в Риге. Конференцию организовали Министерство внутренних дел СССР и Министерство здравоохранения СССР. К руководителям этих министерств и их научных учреждений мы и обратились с просьбой коротко рассказать читателям, какими видятся пути для решения проблемы, что сделано в этом направлении в последнее время. Генерал-майор внутренней службы Н. РОЖКОВ, заместитель министра внутренних дел СССР Снижение тяжести последствий аварий и несчастных случаев на дорогах — проблема комплексная. Стало быть, решать ее надо согласованными действиями различных учреждений и ведомств, а прежде всего — работников ГАИ и •ледиков. Ведь очень часто вопрос о >кизни или смерти пострадавшего зави:ит от того, насколько своевременной и »ффективной будет оказанная ему ме-дицинская помощь. А это возможно только при четко налаженном взаимодействии органов здравоохранения и дорожно-патрульной службы и на самом месте происшествия, и при доставке пострадавших в специализированное лечебное учреждение. Опыт такого сотрудничества уже есть. Например, всякий, кто приезжает на автомобиле в Донецк, наверняка заметит издали красный крест на посту ГАИ. Он говорит о том, что бригада, которая здесь дежурит, окажет пострадавшему при необходимости квалифицированную медицинскую помощь и доставит его в больницу. Такие посты уже созданы не только на Украине, но ив Грузии, Литве, Белоруссии. МВД СССР и Министерство здравоохранения СССР намерены расширять работы в этом направлении. В частности, комиссия по безопасности дорожного движения при МВД СССР образовала рабочую группу, которая будет готовить предложения об улучшении медицинской помощи пострадавшим при ДТП. Руководит ею заместитель министра здравоохранения СССР А. Г. Сафонов. В нее входят также представители Министерства медицинской промышленности СССР. Кроме того, мы совместно утвердили этапность эвакуации и медицинской помощи на месте ДТП, в пути следования и непосредственно в лечебном учреждении, а также определили обязательный объем этой помощи на каждом этапе. По нашему заказу на базе микроавтобуса «Латвия» создан патрульно-санитарный автомобиль ГАИ, оснащенный и специальной аппаратурой милиции, и комплектом медицинского оборудования. В совместной работе всегда проявляется и что-то новое. Сейчас, например, идет эксперимент по использованию вертолетов для оказания помощи и эвакуации пострадавших с места аварии. Многое делается по совершенствованию ремней безопасности и салона автомобиля. Плоды всех этих усилий мы уже ощущаем: в некоторых союзных республиках и областях и количество аварий и тяжесть их последствий пошли на убыль.милиции приемам доврачебной помощи, применение медицинских аптечек. Все это уже оправдало себя на деле. Заметим, что привязные ремни практически исключают смертельные травмы при столкновениях со скоростью до 90 км / ч . Однако многие водители установленных режимов скоростей не соблюдают, а ремнями пользуются в городах лишь 15—20% из них и на дорогах — около 40% водителей и пассажиров. Таким образом, предстоит еще большая совместная работа по пропаганде обязательных условий безопасности движения. Комплексный характер проблемы поставил в повестку дня и вопрос о необходимости специального Закона об охране дорожного движения. Этот нормативный документ должен вобрать в себя главные принципы, на которых строится вся система «человек — автомобиль — дорога». Такая разработка уже ведется в нашем институте. Надо с удовлетворением отметить, что сейчас исследованиями в области безопасности движения занимаются в стране более 30 научных учреждений и вузов. Для того чтобы сосредоточить их усилия на решении узловых задач, мы считаем, надо разработать перспективный план научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ на ближайшие годы.А. БУРНАЗЯН, заместитель министра здравоохранения СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий Надо уделить, на наш взгляд, больше внимания научным методам профессионального отбора водителей. Ни для кого не секрет, что много несчастных случаев на дорогах происходит по их вине. Однако до сих пор нет единого мнения о том, кто же пригоден для такой профессии. Конечно, есть ряд медицинских противопоказаний, но это еще не все. Мы знаем, скажем, что при скорости 100 км/ч резко возрастает частота пульса, значительно повышается артериальное давление. Всякий ли сможет в условиях таких перегрузок управлять машиной без ошибок, сохранять прежнюю реакцию, скорость мышления? Если к тому же у водителя какое-либо заболевание сердца или сосудов, то дополнительная нагрузка может для него оказаться вообще губительной. Бесконтрольный прием лекарств также может значительно ухудшить способность водителя к управлению. Какие из сказанного следуют выводы? Во-первых, надо признать, что многие и здоровые физически люди с точки зрения психофизиологии не обладают нужными для водителя качествами. Поэтому, кроме медицинского освидетельствования, кандидаты на получение водительских прав должны проходить и психофизиологическое обследование. Во-вторых, приобретает все более актуальное значение вопрос о медицинском обслуживании, диспансеризации водителей. Один из путей — постоянный предрейсовый медицинский контроль. Польза его не только в выявлении заболевших, плохо отдохнувших людей или находящихся под действием алкоголя, но ив обеспечении непрерывного наблюдения за соответствием водителей всем предъявляемым к ним требованиям. И еще одно важное обстоятельство.Полковник милиции В. ЖУЛЕВ, начальник ВНИИ безопасности дорожного движения, кандидат юридических наук Хотя технические стороны проблемы очень важны, но, как известно, решающее влияние на аварийность оказывает поведение самих участников движения, их ошибки, нарушения установленных законов и правил. Вот почему объектом научных исследований в этой области должен быть прежде всего человек, водитель. Над этим работает и наш институт. Первая задача — устранить из дорожного движения лиц, которые по своим психофизиологическим данным не имеют права управлять транспортным средством, как источником повышенной опасности. Определить все требования к ним в этой части и осуществлять эффективный контроль. Следующая цель — добиться проведения в жизнь всех мероприятий, которые в состоянии предупредить тяжкие травмы водителей и пассажиров при ДТП. Здесь мы имеем в виду повышение активной и пассивной безопасности транспортных средств и дорог, обязательное применение шлемов и ремней безопасности, ограничение скоростей движения, обучение сотрудников24