26
27
Перекрестки, как известно, требуют особого внимания водителей, особой осторожности. Здесь пересекаются потоки машин с любых направлений, и в связи с этим обстоятельством водителям приходится решать довольно сложные задачи. Они не сводятся к решению вопроса о том, кто кому должен уступить дорогу. Надо не просчитаться в определении скорости, расстояния, намерений другого водителя. Надо суметь так распределить внимание, чтобы охватить все, что происходит вокруг. Упустишь что-нибудь — и часто дело уже не поправишь. Статистика происшествий подтверждает такие опасения: в городах почти половина всех аварий приходится именно на перекрестки. Спрос, конечно, не только с водителей. Многое зависит от удачной или, наоборот, неудачной организации движения на пересечении. Для определенных условий наивыгоднейшей схемой, наиболее рациональным способом развязки нерегулируемого транспортного узла является круговое движение по перекрестку. Что же это за условия? Во-первых, чисто планировочного характера: надо иметь достаточную площадь, чтобы вписать в пересечение транспортное «кольцо». Вовторых, оно, по расчетам, оправдывает себя при высокой интенсивности движения и частоте левых поворотов на перекрестке. Специалисты называют такие цифры: в час через перекресток со всех направлений должно проходить от 1000 до 3000 транспортных средств, причем более 40% этого потока следовать для поворота налево. Принцип кругового движения не нов. В прошлом году исполнилось 70 лет с тех пор, как он был предложен англичанами, а впервые стал применяться на практике в США в 1915 году. Все это, так сказать, для расширения кругозора. Наша же задача — поговорить об особенностях проезда таких пересечений, о том, как правильно действовать здесь водителям. Развязки с круговым движением в идеале безопаснее обычных перекрестков. Ведь, следуя по кругу, мы все время как бы находимся на дороге одностороннего движения. Встречных машин нет, слева наперерез никто не появится, а с теми, что справа, наши пути | не пересекаются под прямым углом, 1что значительно снижает вероятность и опасность столкновений. Но не будем спешить. «Компенсация» не заставила себя ждать. Если на обычных перекрестках почти все перестроения выполняются за их границами, то здесь такие маневры в основном происходят на самом «кольце». Кто-то смещается ближе к центру, чтобы двигаться в один из проездов дальше, другой, наоборот, съезжает на внешнюю полосу круга, чтобы на ближайшем пересечении повернуть направо. Чем больше площадь «кольца», а стало быть, и рядов движения, чем больше примыкает к нему проездов, тем больше возникает на нем так называемых конфликтных точек, где пересекаются чьи-нибудь пути. Теперь вы понимаете, откуда здесь надо ждать неприятностей? На «кольце» приходится опасаться не столкновений с движущимися наперерез. Таких происшествий здесь почти не случается. А вот нежелательные «контакты» при маневрах попутчиков — сплошь и ряцом. Это обстоятельство и диктует главные меры предосторожности: заблаго-0 правилах движенияJ"до „Я"Iли таких знаков служба организации движения не поставила, движущийся по площади будет обязан пропускать каждого, кто въезжает на нее с бокового проезда. Слова эти, вероятно, режут слух водителям 40—50-х годов, воспитанным на традициях и правилах движения, когда преимущество проезда зависело в основном от ширины дороги. А так как круговое движение вводилось главным образом на больших площадях городов, то эти два понятия — «кольцо» и «главная дорога» — в их сознании надолго слились в одно. Но ничего не поделаешь. Как говорят, другие времена — другие песни. Ныне знак «Круговое движение» лишь один из определяющих направления движения и не больше. Обычно проезжая часть «кольца» имеет две-три полосы, разграниченныевременная подача сигнала о перестроении, тщательная оценка обстановки позади и по сторонам. Чтобы не подставить неожиданно бок соседу слева или справа. Перекрестки с круговым движением — это большей частью пересечения равнозначных дорог. Напомним, что знак 3.3 «Круговое движение» не дает никаких преимуществ движущимся по площади перед теми, кто въезжает на нее. Закон все тот же : у кого помеха справа, тот и уступает путь. Сделать круг главной дорогой могут только соответствующие указательные, предупреждающие и запрещающие знаки—4.1 «Главная дорога» на самом круге и 1.6 «Пересечение с главной дорогой» или, где это вызывается необходимостью, 2.16 «Проезд без остановки запрещен» на примыкающих к нему проездах. Ее-При взаимных перестроениях на «кольце» преимущество, нак и обычно, имеет тот водитель, к оторый движ ется справа.При отсутствииразметки или указа ­ телей водители сами должны определить число рядов с учетом габаритов машини необходимых интервалов.16 мать, что вы собираетесь перейти из ряда в ряд, и начнут тормозить или маневрировать, нарушая общий ритм и строй. Некоторые, правда, полагают, что предупредительный сигнал никогда и никому не повредит, что в описанной ситуации в нем, мол, дополнительная информация о направлении движения на перекрестке. Нет, в данном случае кашу маслом испортишь. Нужную информацию сообщат водителям дорожные знаки и разметка. Предупредительный же сигнал должен пониматься всеми совершенно одинаково и однозначно: внимание, перестраиваюсь на другую полосу! Подавать его без повода — только сбивать остальных водителей с толку. Другое дело, когда при движении по площади вы намереваетесь повернуть направо. Вот здесь вы обязаны включить указатель поворота. Если хотите повернуть направо на первом же пересечении, целесообразно и въезжать на круг по крайней правой полосе. Среднюю займет тот, кто движется дальше, к следующим проездам, а ближнюю к центру — объезжающий его для левого поворота. Это, так сказать, классическая раскладка для трехполосных дорог. На практике часто все сложнее. В зависимости от конфигурации перекрестка, углов примыкания боковых проездов, числа полос и других обстоятельств порядок движения может быть -и иным. Но в таких случаях служба организации движения должна шире применять различного рода указатели и разметку, которые помогали бы водителям ориентироваться в сложной обстановке. По мнению специалистов, допускать движение по кругу более чем в четыре ряда вообще не рекомендуется. При ширине проезжей части более 15 метров пропускная способность перекрестка практически не увеличивается, а условия для безопасной езды заметно ухудшаются, поскольку возникает слишком большая свобода для различного рода маневров. Как уже говорилось, на самом «кольце» нередки взаимные перестроения в рядах. В таких ситуациях преимущество у того, кто справа от вас. Проявляйте здесь максимум осторожности, ведь этот сектор обзора в зеркале заднего вида (если нет дополнительного на правом крыле машины) не просматривается, поэтому не поленитесь повернуть голову и взглянуть, что делается вокруг. «Неповоротливость» может стоить дорого. Хотим предостеречь и от другой, увы, весьма распространенной ошибки. Нередко, выезжая с круга вправо, водители не занимают предварительно крайнего правого положения на проезжей части, а попросту срезают угол и выполняют маневр практически со второй полосы, в опасной близости пересекая путь тем, кто движется в том же направлении по первому ряду. Последствия таких неожиданных подрезок хорошо известны. Дело может кончиться не только смятыми крыльями, но и много хуже, вплоть до опрокидывания машины. Боковые столкновения в этом смысле коварны. В заключение рассмотрите несколько снимков с натуры, на которых показаны различные фазы кругового движения и проиллюстрированы основные положения этой статьи. Г. ЗИНГЕР Фото С. Львовалиниями разметки или никак не отделенные одна от другой. Организующая роль разметки известна. Но и когда ее нет, водители без труда определят сами, в какое число рядов здесь можно двигаться. Вопросы и недоразумения возникают по другим поводам. Один из первых: как въезжать на перекресток с круговым движением — в один ряд, как при правом повороте, или по любой полосе? Если перед выездом на круг нет указателей, определяющих число полос и направления движения по ним, то водители вправе использовать всю ширину примыкающей дороги, принимая во внимание, разумеется, габариты машин и необходимые интервалы между ними. Ничего опасного в этом многорядном движении нет, когда соблюдаются все меры предосторожности. Ведь на просторных перекресткахповороты даже под прямом углом разрешены очень часто в несколько рядов, а при более пологой траектории для этого еще больше оснований. Не перестраиваемся же мы в кильватерную колонну на закруглениях дорог. Все сказанное не означает, однако, что такой групповой маневр не таит никаких опасностей. Он предполагает четкое взаимодействие водителей, синхронность, непременное соблюдение безопасного интервала, а он, кстати, должен быть при маневрировании чуть больше, чем при езде по прямой. Другой вопрос: подавать ли при въезде на «кольцо» предупредительный сигнал? Правила этого не требуют. Если вы движетесь, не меняя занятой полосы, то нет нужды и включать указатель поворота. Он будет лишь дезориентировать других водителей. Те могут ду-Въезд на площадь с круговым движением в зависимости от ширины проезжей части может осуществляться с нескольких полос.Когда знаков, определяющих главную дорогу, нет, то движущийся по ^Кругу уступает путь тем, Кто въезжает на него.27