В последнем номере 1977 года в нашем журнале была помещена анкета. Она предлагала читателям определить отношение ко всем препаратам, выпускаемым отечественной промышленностью, для ухода за автомобилем или мотоциклом. Зачем? Для того чтобы определить спрос, спланировать развитие производства и, в конечном счете, помочь владельцам машин на долгое время сохранить их в работоспособном состоянии ис привлекательной внешностью. Именно так поняли задачу анкеты и оценили ее автолюбители А. Казаков из Ленинграда, В. Черешнев из Калинина, минчанин Л. Чарный, В. Чернышев из Ульяновской области, Н. Калиновский из совхоза «Кубань», как и многие другие откликнувшиеся на обращение журнала. «Мы, автомобилисты, — пишет, в частности, Н. Лисуненко из г. Каменска Ростовской области, — считаем, что чистый, ухоженный, сверкающий лаком автомобиль или мотоцикл не только доставляет радость хозяину, но и является украшением наших дорог и улиц». . Поддерживает эту точку зрения В. Васильев из г. Пскова. Но он, полностью одобряя анкету, считает, что она в первую очередь адресована не владельцам машин, а работникам торговли, как документ, знакомящий их ис нуждами ис ассортиментом товаров. В конечном счете, работники торговли, безусловно, являются «потребителем» анкеты, точнее ее результатов. В то же время кто лучше самих авто- и мотолюбителей знает эти нужды и потребности. Что касается ознакомления с ассортиментом, то список, приведенный в анкете, полезен и тем и другим. А в общем, цель анкеты как раз в том и состояла, чтобы приблизить производство и торговлю к интересам потребителей. В некоторых письмах прозвучали пессиместические ноты. «Не верю я анкете, — пишет Д. Сукач из г. Гудермеса Чечено-Ингушской АССР. — Препаратов как не было, так и не будет». Вторит И. Чижик из г. Ужура Красноярского края. «Ваша анкета — басня в 57 пунктах. У нас никогда не было и нет ничего из этого перечня». Таких писем, правда, очень мало. Недоверие их авторов можно объяснить тем, что буквально еще несколько лет назад не было и слова такого, «автокосметика» и сейчас средства, именуемые этим словом, видимо, не всюду еще дошли. Хотя «Союзбытхим» активно развертывает производство, а его продукция завоевывает все большую и большую популярность, о чем свидетельствует подавляющее большинство возвращенных в редакцию анкет и полученных писем на эту тему. К этому, главному вопросу мы еще вернемся в конце обзора, а сейчас перейдем к другому. Заполненные бланки анкет в настоящее время проходят обработку. После того как ЭВМ «разложит все по полочкам», «Союзбытхим» получит достаточно объективную картину спроса на товары автомобильной косметики и сможет планировать их выпуск в соответствии с реальными потребностями. Мы же тем временем проанализируем поднятые в приложенных к анкетам письмах проблемы производства, торговли и применения средств автокосметики. Очень важным делом многие считают информацию о препаратах. Пока большинство автомобилистов ничего о них все-таки не знает. Необходим, и как можно скорее, подробный каталог-инструкция. Это мнение высказывают москвич А. Поганов, С. Мельников из Керчи, житель г. Березники А. Ляпин и многие другие. «Не только применение, но и названия многих препаратов незнакомы», — уточняет В. Щербаков из г, Алдана. «Нужно подробно рассказать обо всех препаратах, чтобы автолюбитель, идя в магазин, знал, точно представлял себе, что ему нужно», — поддерживает его А. Ельников из г. Кимры. Свою точку зрения на положение дел высказали В. Блохин из Юрги и В. Островский из Пензы: «Мало рекламы». Но одной информации еще недостаточно. Автолюбителю необходима толковая консультация. Между тем «мало где могут объяснить квалифицированно назначение препарата, технологию его применения, посоветовать определенную разновидность препарата для конкретной работы, — пишет А. Григорьев из Липецка. — А это нам сейчас очень нужно, если учесть бурное развитие автомобилизации и огромное количество различных отечественных и импортных материалов для ухода за автомобилем». В самом деле. Чем, например, различаются три вида шампуня и десять разных составов для полировки? Какой наиболее подойдет для каждого конкретного автомобиля? Это, конечно, должны знать и продавцы и покупатели автокосметики. В этой связи есть в редакционной почте и пожелания в адрес журнала: чаще описывать и пропагандировать поступающие в торговую сеть препараты автокосметики (А. Овчинников из г. Коврова, киевлянин А. Опаршин и другие). Мы не раз сообщали о новых препаратах (1971, № 10, стр. 15; 1973, № 4, стр. 14; 1974, № 10, стр. 15; 1976, Кг 2, стр. 18) и будем продолжать подобные публикации. Журнал — важный, но все-таки не единственный канал • информации, Свои обязанности здесь у промышленности и торговли. Судя по откликам читателей, работники прилавка не всегда с ними справляются. К сожалению, продавцы магазинов, торгующих автокосметикой, как сообщают нам С. Мельников из Керчи, А. Кандауров из Миллерово и Н. Гревизирский из г. Балхаша, не могут объяснить покупателям, как пользоваться десульфатором или что дает применение автошампуня. Продавцы не знают. Почему? Вот тут мы подошли к вопросу, волнующему почти всех, кто прислал письма, Где продавать средства автокосметики? Значительная группа читателей считает, что для этой' цели наиболее подходят станции технического обслуживания и АЗС и именно там надо сконцентрировать продажу препаратов (С. Карпухин из Калининграда, Н. Ахунов из Уфы, В. Прахов из Мурманска, М. Скурин из Черновцов, Е. Кривцов из Ошской области и другие). Вот их аргументы, Во-первых, там так или иначе бывают все, кто ездит на автомобилях или мотоциклах. Во-вторых,