и головкой цилиндров, поэтому существенно повышается вероятность прогара прокладок и самой головки. Уменьшить эту вероятность можно, только увеличив момент затяжки болтов крепления, однако в этом случае появляется другая опасность — деформация головки и нарушения плоскостности ее опорной поверхности. В двигателях с клиновой камерой сгорания («жигули») предпринимались попытки увеличить ее объем в головке снятием слоя металла со стенок и соответствующим подбором «холодных» свечей с короткой резьбовой частью. В результате увеличения расстояния от тарелки клапана до стенки камеры при большой частоте вращения несколько повышается (на 2—3%) наполнение двигателя и частично компенсируется потеря мощности, вызванная снижением степени сжатия. На «москвичах» были попытки увеличить объем камеры сгорания протачиванием или фрезерованием сферического днища поршня. Оба эти способа небезопасны. При современном производстве головок цилиндров и поршней, обеспечивающем минимально допустимую толщину стенок, даже небольшое их утоньшение, как показала практика, приводит к появлению трещин в этих деталях и выходу из строя двигателя. А теперь, уяснив все опасности, которые несут разные реконструкции, вернемся к экономике. И прежде всего учтем, что снижение степени сжатия с 8,5—8,8 до 7,2—7,4 по результатам стен г довых испытаний дает одновременно снижение на 8—12% максимальной мощности и увеличение на 10—14% расхода топлива. Несложный подсчет показывает следующее. Средний эксплуатационный расход топлива у «жигулей» и «москвичей» может быть в пределах 10 л/100 км, что при условном годовом пробеге 10 000 километров составляет 1000 литров. Литр бензина АИ-93 стоит 20 копеек. Таким образом, владелец автомобиля израсходует в год 200 рублей. С переводом двигателя на А-76 расход топлива повысится в среднем на 12% и составит 11,2 л/100 км. При том же пробеге (10 000 километров) и цене литра А-76 15 копеек затраты составят 168 рублей, то есть на 32 рубля в год меньше. Но если приплюсовать сюда порядочные расходы на дополнительные детали и переделку двигателя, сопровождающуюся постоянным риском не только вывести его из строя, но и попасть в аварийную ситуацию, вывод получается однозначный — нерентабельно. Возможно, что «специалисты», предлагающие вам купить «самые совершенные» проставки, прокладки из «спецалюминия», разделать головку цилиндров не только под «76-й», но хоть под «66-й» бензин, будут убеждать и приводить доводы типа «один знакомый уже три года ездит и...», не спешите сэкономить. Возьмите бумагу и карандаш. Сложите «выгоды». Вычтите «расходы». Оставьте в уме ту ситуацию, когда перед вами неожиданно возникает встречный автомобиль и на завершение обгона не остается времени. Здесь любой, даже самый хладнокровный водитель включает пониженную передачу и дает полный «газ», но при этом у вас появится шанс услышать скрежет заклинивающегося мотора... И только после этого подсчета принимайте решение.НОВОСТИЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛАПостановлением бюро ЦК ВЛКСМ за выдающиеся показатели в социалистическом соревновании, высокое качество работы, достижение наивысшей производительности труда на основе эффективного использования оборудования, внедрения новейших достижений науки и техники группе молодых рабочих предприятий автомобильной, мотоциклетной и шинной промышленности присуждена премия Ленинского комсомола в области производства за 1977- год. Этой высокой награды удостоены: Николай Махонин, токарь автомобильного завода имени Ленинского комсомола, Владимир Тарицын, бригадир слесарей-сборщиков московского автомобильного завода имени И. А. Лихачева, Александр Санников, шлифовальщик Уральского автомобильного завода, Леонид Чуев, сварщик кременчугского автомобильного завода, Владимир Новиков, токарь брянского автомобильного завода, Алексей Козьменков, слесарь-сборщик ярославского моторного завода, Николай Корпев, наладчик Заволжского моторного завода имени 50-летия СССР, Петр Тришковец, слесарь-инструментальщик киевского мотоциклетного завода, Виктор Фролов, сборщик автопокрышек воронежского шинного завода. Лауреатами премии Ленинского комсомола стали также Сергей Воротнлов, водитель автоколонны N 1428 приволжS ского территориального транспортного управления Саратовской области, Анатолий Чивилев, бригадир водителей автобазы № 1 управления «Мосстройтранс», Александр Клеменцов, шофер мценского райобъединения «Сельхозтехника» Орловской области и Иван Планкин, шофер лямбирского спецотделения «Сельхозтехника» Мордовской АССР. Премия молодым автотранспортникам присуждена за выдающиеся достижения в социалистическом соревновании по повышению эффективности перевозок грузов, внедрение передовой организации труда на транспорте, качественное обслуживание техники.вычислительных машин. «ЭВМ-авто» рассчитан на самостоятельную установку владельцем автомобиля и предназначен в первую очередь для «жигулей» моделей «2101», «2102» и «21011». Что он умеет? На панели вы видите двенадцать кнопок. С их помощью водитель может включить звуковой индикатор контроля скорости автомобиля (левые кнопки). Зуммер, хорошо различимый водителем, но неслышный вне салона машины, предупредит, если вы, увлекшись, превысили введенную в прибор норму скорости. Диапазон достаточно широк: от 40 до 120 км/ч. Включив (в любых сочетаниях) кнопки в правой части панели, вы даете «задание» звуковому сигналу, дублирующему контрольные лампы. Он предупредит о малом количестве топлива в баке, затянутом ручном тормозе, падении давления масла, разрядке аккумулятора и невыключившемся указателе поворота. Положившись на «ЭВМ-авто», водитель может все внимание сосредоточить на до'роге и контролировать показания приборов и ламп только в случае, когда этого потребует сигнал зуммера. У прибора есть и еще одна «специальность» — электронного сторожа. Пуск двигателя и отключение тревожного прерывистого звукового сигнала возможны только при наборе индивидуального условного кода, который для непосвященных практически недоступен — не менее 500 возможных сочетаний. При этом обеспечивается некоторая задержка включения, которая позволяет открыть дверь и отключить «сторож», не тревожа окружающих. В комплект «ЭВМ-авто» входят все необходимые детали и провода для монтажа на автомобиле и подробная инструкция по установке и эксплуатации. Цена прибора со всеми комплектующими деталями — 51 рубль. Распространением занимается ивано-франковская областная контора «Спорттовары». Ее адрес: Ивано-Франковск, бульвар 50-летия СССР, 4. В 1978 году будет выпущено 750 «ЭВМавто».ЯЗЫКОММВД СССР, Союз художников СССР, Госкомиздат СССР и Центральное правление НТО автомобильного транспорта и дорожного хозяйства объявили конкурс на лучший плакат или другое печатное издание на тему о безопасности дорожного движения. Участвовать в нем приглашаются художники, графики, работники издательств и редакций, студенты художественных вузов. На конкурс принимаются плакаты (или тематические подборки плакатов) размером не более 60x90 см и другие ранее не публиковавшиеся работы (памятки, листовки, вкладыши, этикетки, открытки, календари и т. п.), наглядно и ярко пропагандирующие условия безопасной езды, правила поведения на дорогах водителей и пешеходов. Будут оцениваться степень выразительности и точности в раскрытии темы, убедительность аргументации, профессиональный уровень изображения и текста, выбор и использование фотографий и шрифтов. Для победителей установлены две первые премии (по 600 руб.), четыре вторые (по 400 руб.), шесть третьих (по 200 руб.) и десять поощрительных (по 75 руб.). Последний срок присылки работ — 1 октября 1978 года. На оборотной стороне плакатов и других работ укажите девиз автора, а в запечатанном конверте под тем же девизом — свою фамилию, имя, отчество, профессию, образование, должность, адрес и номер телефона. В конверт вложите и фотокопии оригинала размером 24x30 см. На оригиналах пометьте, надо ли их возвращать автору или они могут остаться в фонде Управления ГАИ МВД СССР. Работы, не отвечающие условиям конкурса, жюри не рассматривает. Все материалы с пометкой «Плакат ВД» направляйте по адресу: 103009, Москва, ул. Станиславского, 23, Центральное правление НТО автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Справки по телефонам: 299-81-38; 291-3056; 294-88-05. Премированные работы будут изданы и экспонироваться на ВДНХ СССР и международных выставках плакатов.ЭВМ НА «ЖИГУЛЯХ»Это — электронная многофункциональная сигнальная система, помогающая водителю (отсюда и название «ЭВМ-авто») в управлении машиной. Выпуск «умного» прибора налажен на черновицком заводе8 И ВАЗКазалось бы, совсем недавно приветствовали мы миллионный, и двухмиллионный, и трехмиллионный автомобили Волжского автозавода. Эти цифры следовали примерно через каждые полтора года — так интенсивно наращивал ВАЗ производство «жигулей». В 1977 году их было выпущено 696 тысяч. Это значит, что ежедневно завод делает 2560—2580 машин. Вот примерное распределение их по моделям: ВАЗ —2101 — 33%, ВАЗ — 21011 — 22%, ВАЗ—2103 — 17%, ВАЗ2106 — 16%, ВАЗ—2102 — 8%, ВАЗ2121 — 4%. В разные дни и месяцы соотношения несколько изменяются. О сегодняшних темпах говорит и такойчих и крестьян все предприятия в металлургической и металлообрабатывающей промышленности, принадлежавшие акционерным обществам и паевым товариществам с основным капиталом 1 миллион и более рублей. В их число вошли автомобильные заводы: АМО в Москве, В. А. Лебедева в Ярославле, филиал Русско-Балтийского под Москвой, «Русский Рено» в Рыбинске и другие. В соответствии с декретом Совнаркома Президиум ВСНХ 15 августа 1918 года объявил все имущество АМО, в чем бы оно ни состояло, собственностью РСФСР. Таким образом, АМО первым среди автомобильных заводов перешел в руки народа. Позже, 19 февраля 1919 года были национализированы и три другие названные выше предприятия.Оперативную машину срочной технической помощи легко узнать по характерной окраске. все большую популярность у москвичей. Она будет развиваться по мере накопления опыта и повышать оперативность. Предполагается установить радиосвязь машин с диспетчерским пунктом.«БАВАРИЯ» В МОСКВЕЭту выставку, действовавшую весной в столичном парке Сокольники и называвшуюся «Бавария — земля и люди», организовали Баварское общество по укреплению отношений между ФРГ и СССР, Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами и Торгово-промышленная палата СССР. Она явилась ответом на советскую экспозицию в Мюнхене в 1975 году — «Космические исследования и защита окружающей среды». В Сокольниках москвичи и гости столицы познакомились с автомобильной и мотоциклетной продукцией известных баварских фирм. Здесь были представлены новые легковые модели «Байрише Моторен-Верке»: четырехдверный темнозеленый БМВ-733И и двухдверный оранжевый БМВ-320, три тяжелых мотоцикла той же марки (БМВ-Р80/7, ВМВ-РЮО/7 и БМВ-Р100РС) и три легких мотоцикла «Цюндапп» с литыми колесами, а также двигатель «Сакс» для мопеда. Об автомобилях БМВ подробно рассказали на выставке планшеты, посвященные спортивным моделям фирмы, истории их производства и типажу легковых машин этой марки. Большие разделы были посвящены транспорту и защите окружающей среды.ЭКСПЕРИМЕНТ ВЕДЯЦентральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР провел исследование роли субъективного фактора в решении проблемы чистого воздуха. Выло опрошено шесть тысяч водителей, ремонтных рабочих, инженерно-технических и медицинских работников автохозяйств, сотрудников санитарно-эпидемиологических станций, инспекторов ГАИ, а также людей, живущих в районах повышенного загрязнения атмосферы. Как выяснилось, 15% водителей считают более серьезной проблему загрязнения воздуха отходами и газами промышленных предприятий и полагают, что вообще уровень загрязнения не достиг еще размеров, угрожающих здоровью. Остальные 85% понимают, что и автотранспорт загрязняет атмосферу, но не верят в возможность ограничения токсичности доступными им способами. Опрос подсказал необходимость специального обучения и воспитания автомобильных кадров, точного определения круга обязанностей, которые должен выполнять каждый в решении проблемы чистого воздуха. Этот вывод был нроверен в эксперименте. В итоге число автомобилей с нормативным уровнем токсичности после эксперимента возросло более чем на 10%. Вырос и уровень знаний персонала. При повторном опросе 70% ремонтных рабочих уже видели возможность своего личного участия в решении проблемы. Специальная программа обучения была внедрена на автотранспортных предприятиях Москвы, а также Брянска, Омска, Кургана, Тулы, Новосибирска. Большинство водителей, прошедших гигиеническое обучение и, в частности, изучение действующего ГОСТа, стали проявлять большую готовность к проверке их автомобилей на уровень содержания СО в отработавших газах и гораздо больше интересоваться результатами этих проверок. Многие водители стали чаще использовать малотоксичные реж имы эксплуатации автомобилей и обращаться на станции технического обслуживания с требованием устранить дефекты, влияющие на токсичность. М. КОРФ, М.САНДЛЕРфакт. Новая модель «Нива» 2 марта 1978 года уже сошла с конвейера под номером 10 000, а до конца года коллектив обещает дать 30-тысячный ВАЗ—2121. На снимке вы видите конвейер окраски кузовов в цехе сборочно-кузовного производства ВАЗа. Вот они плывут, будущие автомобили, на конвейерах, приближаясь к цели — заводским воротам, ведущим в большую жизнь. Когда верстался этот номер, было еще неизвестно, какой из автомобилей получит надпись «4-миллионный» и торжественно займет свое место в заводском музее'. Хотя на этот вопрос еще не ответила электронносчетная машина ВАЗа, все мы приветствуем нового волжского юбиляра, какой бы он ни был модели! Счастливых емуСРОЧНАЯ ТЕХПОМОЩЬСломалась пустяковая деталь или просто «сел» аккумулятор, и автомобиль категорически отказывается служить вам. Для большинства автолюбителей, хранящих машину на улице, это проблема. Нужно искать в магазинах запчасти, пытаться исправлять поломку, словом, день потерян. Если подобная история случилась с вами в Москве, позвоните по телефонам 119-80-00 или 119-81-08 — это срочная техническая помощь. Квалифицированные слесари — мастера на все руки прибудут к месту вашей остановки на УАЗе с необходимыми для путевого ремонта запчастями, инструментом и оборудование^. Расчет — по действующему прейскуранту с оформлением официальных документов. Если необходимый ремонт потребует более часа, машину отбуксируют на ближайшую СТО. Эту удобную для автомобилистов услугу оказывает пункт срочной помощи, организованный объединением «Мосавтотехобслуживание» на территории старой станции, расположенной рядом с метро «Варшавская». Станция реконструируется и скоро сможет производить срочный ремонт на своих постах. Кроме десятка дежурных машин, пункт располагает несколькими большими передвижными мастерскими. Они предназначены для обслуживания и ремонта автомобилей на массовых стоянках, в кооперативных гар ажахи т. п. Новая форма обслуживания находит 2. «За рулем» № 6Экспозиция фирмы БМВ. Легкие мотоциклы «Цюндапп».В СОБСТВЕННОСТЬ РЕСПУБЛИКИШестьдесят лет назад, 28 июня 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР издал исторический декрет о национализации крупнейших предприятий в основных отраслях промышленности. По этому документу были объявлены собственностью молодой республики рабо