ТЕСТлем расхода топлива мы установили на редакционный ВАЗ-21053. При этом обнар ужили несоответствие изделия инструкции: в ней упоминается отемномпро ­ воде, а на нашем шланге — все белые. К тому же наконечник никак не хотел надеваться на клемму катушки зажигания — отверстие внем маловато. Расход топлива мы измеряли при установившемся движении со скоростью 60 км / ч , а также за ездовой цикл, в ключающий разгон с последовательным переключением передач, движение с постоянной скоростью , т орможение двигателем и работу на холостом ходу. Результаты — в таблице. Э кономия топлива не превышает погрешности измере ­ ний, не говоря уже об обещанных десяти процентах. Пользуясь случаем, обращаем внимание читателей на численные значения расхода топлива: при равномерном движ ении , когда энергия двигателя расходуется в основном на преодоление аэродинамического сопротивления и трения, ж ения ИТ-1 ШНН » . Его работа «основана на принципе поляризации и послед ующей ионизации частиц жидкого углеводородного топлива под действием электрического поля». Эту цитату из инструкции мы привели не случайно: не смогли отказать себе в удовольствии разобрать прибори ознакомиться сего устройством ( с м . рисунок). Положительный электрод — проводник, п роходящий внутри пластмассовой камеры, приклеен к стенке шланга. Отрицательный — м е ­ таллическая оплетка. Разделяет их ре ­ зиновый шланг-изолятор. Л юбой маломальски знакомый с электротехникой человек скажет, что при напряжении 12 В электрическое поле между электродами будет очень слабым (даже если учесть некоторую электропроводность бензина). Электроды практически изолированы один от другого . Маловероятно, что здесь пойдет ионизация топлива, которая, в свою очередь, с может повлиять на про ­ цесс сгорания топлива в двигателе. Ведь для этого требуются немалые затраты энергии. Вещества, находящиеся в ионизированном состоянии, обладают повышенной химической активностью — на нее иБУДЕМНавязчивая реклама по телевидению сделала свое дело : м ы отважились на покупку шланга-ионизатора. Чтобы, упаси Бог, не подсунули подделку, поехали по адресу, указанному в рекламе. Торговый дом на поверку ока ­ зался маленьким магазинчиком . Ж елаю ­ щих купить прибор хватало, но вежливые продавцы работали споро, и времени мы потратили немного, впрочем, и денег тоже : всего 6200 рублей. За эту сумму мы получили, во-первых, красивую вещь — шланг в серебристой оплетке с проводами, запаянный в полиэтиленовый пакет, во-вторых, шанс экономить 10 % топлива, или 1800 рублей на каждую тысячу километров (при цене 180 рублей за литр и расходе 10 л/100 км ) . При этом мощность двигателя обещают повысить на 2 кВт, а содержание окиси углерода в выхлопе — снизить на 15 %. По-вид имому , шлангом должны быть довольны, в первую очередь, владельцы «Оки», все-таки два киловатта прибавятся к21 ; ну, а «жигулисты» их едва ли почувствуют: у ВАЗ-21053 мощность 57 кВт, будет 59. Невелика разница. Окиси углерода в выхлопных газах при серийной комплектации всего 1—2 %, значит, со шлангом станет 0 , 8 5 — 1 , 7 % . Такого результата проще добиться ре ­ г улировкой карбюратора, времени и денег уйдет меньше. Итак, самый большой выигрыш от приобретения шланга — экономия топлива. Вот это мыи решили проверить, оставив прочие выгоды на совести изготовителя. Впрочем, не ясно, на чьей именно — производитель столь полезного устройства в нарушение закона пожелал остаться неизвестным. О днако торговый дом взял на себя гарантийные обязательства. Шланг-ионизатор вместе сизмерите ­От бензонасоса234 / : ^ 1К карбюраторуКЗ^t"Масса"Устройство шланга-ионизатора: 1 — провода; 2 — пластмассовая «ионизационная камера»; 3 — резиновый шланг; 4 — металлическая оплетка; КЗ — клемма низкого напряжения катушки зажигания.РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ШЛАНГА-ИОНИЗАТОРА Вид испытаний Расход топлива, л/100 без шланга Равномерное движение со скоростью 60 км/ч Ездовой цикл: разгон, равномерное движение, торможение, холостой ход 6,40 10,84 со шлангом 6,27 10,84 Экономия л/100 км 0,13%2 00расход в полтора раза меньше, ч ем при ездовом цикле, и митирующем движение по городу . Н емудрено : при разгоне нужно преодолеть силы инерции, а на холостом ходу, как следует из названия, бензин сгорает вхолостую, полезной работы не совершая. Поэтому гаражные дискуссии на тему, чья машина экономичнее, совершенно бессмысленны: расход очень сильно зависит от условий эксплуатации и манеры вождения. Но вернемся к нашему шлангу. Впрочем, что мы так фамильярно — ведь полное название прибора : «Ионизатор топлива шлангового типа низкого напря-рассчитывали создатели прибора. Но даже если мы сумеем ионизировать топливо, то, скорее всего, не успеет оно дойти докамеры сгорания, как произойдет обратный процесс. П охожие ионизаторы топлива были известны еще в тридцатые годы — как и завихрители, устанавливаемые под карб юратор , нафталиновые добавки кбензи ­ ну, повышающие его октановое число. Ничего из перечисленного на современ ­ ных автомобилях не применяется. Как вы думаете, почему? ОТДЕЛ ИСПЫТАНИИТЕСТ24 ЗА РУЛЕМ 3/94