-fsag'Кто не мечтал увидеть, как создаются «мерседес-бенцы», за которыми укрепилась репутация лучших в мире машин! Побывать хотя бы на одном из заводов старейшей автомобильной фирмы... Только в Германии автомобили «Мерседес-Бенц» выпускают 13 заводов, на которых работает 170 тысяч человек. И когда прошлой осенью руководство фирмы пригласило большую группу журналистов из России посетить ее предприятия, хозяева выбрали четыре самых характерных и интересных. Но прежде, чем вкратце рассказать окаждом , — небольшое вступление.легковых машин, 277 тысяч грузовиков и автобусов. Нас пригласили посетить предприятия вМангейме (автобусный завод), Верте (грузовики), Гермерсхайме (центральный склад запчастей) и Раштате (сборка легковых машин). Выбрали их потому, чтовсе они новейшие, за исключением Ман гейма, где цеха еще помнят Карла Бенца: н екоторым красно-бурым кирпичным кор ­ пусам уже лет восемьдесят. В Мангейме делают автобусы — большие городские , в том числе сочлененные, и междугородные . В цехах тесно-Пионеры автомобилестроения Г. Д айм ­ лер и К. Бенц начинали порознь. Один — в Штутгарте, другой — в Мангейме. О р ­ ганизованные ими фирмы в 1926 году слились в единую компанию «ДаймлерБенц», которая выпускала и выпускает машины «Мерседес-Бенц». Штаб-квартира сконструкторскимибюро , испытательным полигоном, м узеем , производством двигателей, к оробок передач и мостов для легковых автомобилей, кузницей, литейкой исборочнымкомплексом находится в Унтерт юркхайме , о дном из районов Штутгарта. Это сердце империи «Мерседес-Бенц». Судить о ее масштабах позволяют такие цифры: в Германии и еще десяти странах в 1992 году изготовлено 530 тысяч Завод в Верте — место рождения 66 тысяч грузовиков «Мерседес-Бенц». Машины 1500 модификаций собирают на пяти конвейерах.4 ЗА РУЛЕМ 3/94 Головной завод «Мерседес-Бенц» в Унтертюркхайме (это в Штутгарте). Видны испытательный трек и бесчисленные корпуса: кузница, литейка, цеха моторов, коробок передач, сборочный комплекс. Высокий белый куб вдали вмещает административные службы и музей. вато имногоручного труда. Но всюду порядок : не наступишь на шальную гайку, не приметишь неаккуратно уложенных деталей или стеллажа с обшарпанной краской. В год выпускают около двух с половиной тысяч автобусов (кстати, столько же «мерседесов» намечено собирать ив Голицыно). Рынок больших автобусов насыщен, там господствует всего несколько фирм , поэтому благосклонность заказчика можно завоевать быстротой изготовления партии машин, высоким качеством работы и готовностью удовлетворить особые требования клиента. На заводе встретишь не только немцев, но итурок , сербов. Есть и казахстанские немцы . Один из них, сосредоточенно сверливший отверстия в каркасе кузова, на наш вопрос, как жизнь , б урк ­ нул: «Очень хорошо ! » — и больше не стал отвлекаться. Ответственность, готовность всегда демонстрировать «файне арбайт» (деликат-ПРЕЗЕНТАЦИЯсегодня этот завод считается самым сов ременнымв Европе. Здесь не видно людей, словно муравьи облепивших машины. Б цехах даже нем ного пустынно. Желтые роботыКУКА сваривают кабины и вставляют стекла. О дно из самых вредных производств, окраска кабин , — практически безлюдное : по штангам вверх и вниз снуют вертлявые распылители. Их поведение запро ­ г раммировано : люди вокрасочнуюкаме ­ ру не заглядывают. К омпьютеры управляют подачей на сборку деталей для тысяч разновидностей комплектации. На выходе с конвейера «электронный разум» проверяет работу всех электрических систем. И все-таки производство в Верте не потрясло космической новизной — о но просто современное. Зато рядомс завод ом нам показали центр обслуживания потребителей: он создан лет семь назад для их обучения, обслуживания, и нфор ­ мации. На грузовиках «Мерседес-Бенц» теперь множество «хитрых» систем и устройств: антиблокировочные — в приводе тормозов , противобуксовочные — в управлении двигателем, электронно-пневматиАвтоматизация и широчайшее использование компьютеров — таков центрапьный склад запасных частей, чьи стеллажи возвышаются на 28 метров. ческие — в управлении коробкой передач, гидравлические усилители руля, пневматические подвески колес и приводы тор ­ м озовс различными следящими механизм ами . Знать их устройство, уметь регулировать, диагностировать неполадки, выбирать эксплуатационные материалы, находить нужное дополнительное оборудование — во всем этом центр помогает владельцам грузовиков . За год здесь бы ­ вает 25 тысяч потребителей и 30 тысяч других посетителей — студентов, экскурсантов, как мы , и — будущих заказчиков. А к услугам клиентов более опытных, к оторые все знают о своих маши ­ нах и больше нуждаются в запчастях,— поистине фантастический центр запасных частей в Гермерсхайме. Он полностью компьютеризован , автоматизирован, рационализирован и еще не знаю как — да простят мне этот герман изм — «организирован». О н начал работать в конце сентября 1991 года. Здесь на этажах, по секциям и стеллажам разложены запчасти 280 тысяч наименований ко всем машинам «Мерседес-Бенц». Они поступают с 11 немецких и 19 зарубежных заводов фирмы (одна их половина) и от 1200 смеж ­ ников со всей Германии (другая часть), а получают их отсюда клиенты в 170 странах — ежесуточный оборот 1100 тонн! Ну, а кто все это делает? Л юдейи здесь не видно. Контейнеры с деталями развозят платформы на магнитной подуш ­ ке. Проходя над вделанными в пол магнитными фидерами, они выбирают марш ­ рут, д иктуемый центральной ЭВМ. Иногда попадается встроенный в пол красный круж окразмеромв рублевую монету. С него платформа считывает оперативную ко ­ мандную информацию и корректирует свое движение. Когда она подходит к нужному стеллажу, подъемник, у же «озабоченный» у преждающейкомандой , берет контейнер с запчастями и отправляет его по адресу — вверх, вправо, влево. Только на приемке контейнеров, гдеЖелтые роботы КУКА на сборке кабин грузовиков. Их действия кажутся волшебством — от манипуляций с деталями трудно оторвать взор. ную работу) — характерная немецкая черта, к оторую тут усваивают рабочие других национальностей. М ы восхищались слаженностью действий ( п ричемнетороп ­ ливых, д аже чуть задумчивых), наблюдая за операторами пяти сборочных конвейеров завода в Верте. Здесь ежегодно выпускают 66 тысяч грузовиков полной массой шесть тонн и выше, двухосных и трехосных, с длинной икороткойко ­ лесной базой, разными типами кабин (в том числе и устаревшие полукапотные, спрос на которые остался только в африканских странах). К ороче — 1500 моди ­ фикаций и свыше 41 000 вариантов комп ­ лектации. Сверх того завод изготовляет 3,5 тысячи грузовиков «россыпью» и около 10 тысяч комплектов деталей. Их отправляют на сборкув Аргентину, Бразилию, И ндонезию , Испанию, Иран, М ексику , Н игерию , Турцию. Конечно, если сравнить масштабы производства в Верте сЗИЛом или КамАЗомв годы наибольшего выпуска, то увидим, что «Мерседес-Бенц» на этом заводе собирает втрое или вдвое меньше машин. Но несравненно шире их ассортимент, гораздо меньше занято рабочих. Первые автомобили в Верте были изготовлены в 1965 году (как ЗИЛ-130!), но и2 За рулем № 3ЗА РУЛЕМ3 945 Вместо главного конвейера в Раштате — расположенные один за другим сборочные посты. Новая организация труда, новый подход к технологии, новый подход к среде, в которой живет завод. Почему Нифер и руководство «Мерседес-Бенц» решились на создание такого предприятия? Потому что современный автомобильный ры ­ нок, в частности европейский, стал настолько требователен к качеству машин, их ассортименту, что нужно было прин ­ ципиально иначе подойти к их производ ­ ству, к оторое позволило бы успешно кон ­ курировать ис БМВ, и с «Ауди», и с «Волво». М ы осмотрели только четыре предприятия «Мерседес-Бенц», различающиеся профилем , возрастом, месторасполож ением . Трудно выделить, с колько человек занято выпуском легковых машин или грузовиков . Но поделив общее количество автомобилей «Мерседес-Бенц», выпускаемых в Германии, на число работающих там, получим красноречивую цифру: 4,1 автомобиля. Д а , иные японские заводы могут похвастать и более высоким показателем. Но 4,1 автомобиля — это и снуют автопогрузчики, встречаем людей . Водители косятся на установленные перед ними дисплеи: с командного пункта могут поступить дополнительные указания, да и сам водитель, п ритормозив , набивает инф ормацию на пульте, чтобы передать ее на КП ! Все это впечатляет. Но сборочный завод в Раштате просто ошеломил. Трудно отделаться от впечатления, что смотрел фантастический фильм обудущем . Здесь отказались от моно ­ тонной сборки на конвейере. Она хороша при крупномасштабном производстве одной модели в нескольких вариантах комплектации. Но когда приходится собирать машину в 140 вариантах, негибкая конвейерная система оказывается невыгодной — п режде всего там, где мно ­ го ручного труда, то есть на сборке (подчеркиваю: не на сварке или окраске) кузовов. Лучше всего приспосабливается ккаждому из множества вариантов хор ошо организованная бригада — 5—12 высококвалифицированных рабочих. Бригады, а вернее их руководители, это самоуправляющиеся рабочие органы. Они сами назначают время сборки закрепленных за ними вариантов, заказывают нужные детали и узлы, п рограм ­ м ируют их доставку, темп подачи кузовов на сборку . Результат — существенное повышение качества, рост эффективности труда, уменьшение монотонности сбор ­ ки, ш ирокиевозможности для раскрытия индивидуальных качеств рабочего. Чтобы реализовать эту идею, пришлось по-новому организовать весь процесс. Сборочные посты, на которых трудятся бригады, выстроены в линию. На каж ­ дый — детали и кузова подают уже знак омые нам платформы на магнитной под ушке . Они беззвучно плывут по просторным цехам. От прикосновения контактным брусомк препятствию, например зазевавшемуся рабочему, платформа немедленно останавливается. Перемещениями изагрузкой тележек распоряжаются компьютеры — центр управления и сборочных постов. В Раштате 1200 человек за одну смену собирают 135 легковых «мерседесов» семейства «Е». Проектная же мощность — 200 машин в смену или 60 тысяч в год. Это немало, ведь сам Раштат — небольшой городок , где живут 55 тысяч6 ЗА РУЛЕМ 3/94Платформы «Индумат» на магнитной подушке, управляемые компьютером с командного пункта. жителей (почти как в Елабуге или Ирби те). В двух-трех километрах от него — Рейн. Жители городка поставили условие — чтобы новый завод не загрязнял реку, о кружающие поля, воздух. Один из инициаторов постройки сверхс овременного завода, в прошлом лицо № 1 в «Мерседес-Бенце», Вернер Нифер (скончался 12 сентября 1993 года) принял его. Вскоре после того, как он и канцлер Гельмут Коль в мае 1992 года нажали зеленую кнопку пуска завода, его проект получил государственную премию за бережное отношение кприроде . Проявлений такого отношения здесь немало: д аже фонари на заводской территории сконструированы так, чтобы слетающиеся на их свет насекомые (а их берегут — в Раштате очень нуждаются в них густые леса и аллеи грецких орехов) не гибли.легковые, и грузовики , и внедорожные «унимоги»! Почему нам так интересны подробно ­ сти работы «по-мерседесовски»? Вспомн им , что «бенцы» еще в конце прошлого века стали первыми автомобилями вМоск ­ ве и Петербурге. А теперь в Голицыне будут собирать автобусы этой марки . А сколько «мерседесов» сейчас в нашей стране: только за 1993 год вМоскве поставлено на учет 5 тысяч легковых машин, около 2 тысяч седельных тягачей закупило в разные годы «Совтрансавто». Вскоре в России начнется про ­ д ажа «унимогов». Подписано соглашение о намерениях между «Мерседес-Бенцем» и УАЗом . Выходит, интерес россиян к тому, как работает старейшая и опытнейшая автомобильная фирма мира, не случаен. М ы постарались его удовлетворить. Мангейм—Верт—Гермерсхайм—Раштат Л. ШУГУРОВ