...Сорвавшись с обочины в кювет, машина пропахала по нему более 30 метр ов . По счастью, миновала деревья, поэтому водитель и четверо пассажиров не пострадали, но автомобиль... З аклю ­ чение инспектора ГАИ — «разбиты», « д еформированы » , зафиксированные впротоколе , относится почти ко всем деталям кузова — восстановлению он не подлежит . Почему же это произошло? П оздним осенним днем (до этого выпал первый снег и было около двух градусов тепла) на подмосковнойдороге от Домодедовского кладбища в сторону магистрали при прохождении левого поворота на мокром покрытии ВАЗ-2105 снесло на заснеженную правую обочину и далее вкювет . Не прошлои нескольких минут, как здесь же вылетели на проти ­ в оположную сторону и опрокинулись дру ­ гие «Жигули» с четырьмя пассажирами. Такой двойной «вылет» в считанные ми ­ нуты спроезжей части мог озадачить когоугодно , но не инспекторов ГАИ. Д ля них вопроса о виновности просто не существовало: «крайнего» нашли тут же . Ну конечно, водитель! Вывод настолько, привычен, что никто не потрудился ни тогда, ни позже озаботиться хотя бы видимостью доказательств. Вот выписка из протоколадомодедовскойГАИ : «Нарушен пункт 11.1 ПДД . При движениина поворотедороги водитель не справился с рулевым управлением, произвел съезд с проезжей части, повредив машину». П опробуем посмотреть на происшед ­ шее без стереотипа, оказавшегося настолько сильным, что даже водитель «пятерки» А. К аменецкийтоже решил вначале: «Не справился с управлением», о чем есть запись в его объяснении. Как видно из рисунка, на месте ДТП сконцентрированы вковарном сочетании многиедорожныенеожиданности : п одъем , и малый радиус поворота, и большой его угол. Вдобавок сам подъемипримыкающие вплотную кдороге деревья делают поворот закрытым . От всех названных условий во многом зависит, к акую для данного участка дороги назначить расчетную скорость, какие поставить знаки. Согласно Строительным нормами правилам (СНиП), под расчетной ско ­ р остью понимается наибольшая возмож ­ ная по условиям безопасности скорость автомобиля при нормальных условиях как на сухом , так и на влажном покры ­ тии. Так вот: при радиусе закругления 150 м (кстати, минимально допустимом для такой дороги — в идеале по СНиП он в 20 раз больше) расчетная скорость на этомповороте не должна быть более60 км / ч . Но для такого радиуса мини ­ мальный угол поворота трассы, начиная скоторого , согласно нормам , н ужно устанавливать знак 1.11 «Опасный поворот » , — 17 градусов, а здесь-то этот угол, как выяснилось, в три раза больше. Неувязочка... Правда, при строительстве дороги установку этих предупреждающихдорож ­ ных знаков предусмотрели . И они есть, но... только на бумаге. По свидетельствам водителей маршрутных автобусов, к ото ­ рые ежедневно здесь проезжают , никаких знаков они не видели в этом месте по крайней мере полгода. Как же развивались события после того , как ГАИ свершила свое «автоматическое правосудие»? Последовало заявление А. К аменецкогои его отца (владельца разбитого ВАЗ-2105) начальнику ГАИ Московской области, где назывались почти все приведенные выше факты ибы ­ ло сказано: «Причиной происшедшего... является неудовлетворительная организация движения на указанной трассе». Ответ начальника ГАИ ГУВД Москов ­ с кой области Я. И. А гошковасодержал привычное — «нет оснований для отмены решения», поскольку «отсутствие вмомент ДТП дорожного знака и указанные в письме Ваши предположенияо недостатках воформлении схемы происшествия не служат причинной связью (так в тексте — прим. авт.) с имевшим место происшествием». Сразу видно, что жалобщики , отец и сын Каменецкие, путаются в трех соснах — чего ужс ними толковать окаком - т одорожном знаке. О дно слово — неспециалисты. Пришлось тогда неспециалисту В. Кам енецкому , инвалиду Отечественной войны, разыскать техдокументацию на дорогуи установить то, что входит в служебные обязанности специалиста: здесь обязательны предупреждающиедорожные знаки, п редусмотренныепроектировщиками . Еще пришлось томуже неспециалисту измерять радиус и угол поворота трассы, к оторые специалисты ГАИ почему-то не указали на схеме ДТП. О дного он не смог доказать, что имеется-таки причинная связь между огрехами в организации движения на этом повороте и столь частыми здесь авариями. Специалисты из ГАИ, не утруждая себя доказательствами, связь эту начисто отвергают. Хотя почему-то спустя примерно полгода после аварии знаки на описанном участке дороги все же установили. Значит, какая-то связь все-таки существует, как говорится, дыма без огня не бывает... Д. ДАНИЛОВСПРАВОЧНАЯ СЛУЖБАВсе чаще слышишь, что европейские легковые машины, как и американские, работают теперь только на неэтилированном бензине. Выходит, их нельзя эксплуатировать в России. Так ли это!Не совсем. Если вы в состоянии всегда заправляться неэтилированным бензином ( с кажем , в Москве ) , то можно . О днако все автомобильные фирмыпродолжают выпускать машины, работающие как на неэтилированном, так и на этилированном бензине стребуемым октановым числом. Ведь жесткие требования к токсичностиотработавших газов действуют лишь в странах ЕЭС и некоторых других, но пока не во всей Европе. Почти все официальные дилеры западных автомобильных компаний , т оргующиев России, предлагают машины, адаптированные к нашим условиям эксплуатации. У них отсутствует дорогостоящая система нейтрализации отработавших газов, поэтому и стоят они несколько дешевле. Покупая машину, обращайте внимание на конструкцию заливной горловины топливного бака. У всех автомобилей, работающих на неэтилированном бензине, баки особой конструкции (с узкой горловиной), а на внутренней сторонеоткидноголючка (иногда на пробке ) б ензобака есть надпись «Только неэтилированный бензин» обычно на англ ийском языке — «Unleaded fuel only».Чем отличается «собственная» масса легкового автомобиля от «снаряженной»!В отечественном автомобилестроении пользуются понятием снаряженной массы автомобиля — полностью заправленного топливом, маслами, о хлаждающейжид ­ костью иукомплектованного запасным инструментомиснаряжением , но без водителя и пассажиров. В Западной Европе наряду со «снаряж енной » с 1987 года употребляют термин «собственная масса». Он означает «снаряж енную » массу за вычетом массы топлива, смазочных материалов иохлаждаю ­ щей жидкости . В зависимости от модели автомобиля такая масса будет на 40 — 100 кг меньше «снаряженной».ЗА РУЛЕМ 3/94 43