Р ЫНОКНЕТ ЗАПЧАСТИ В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕЕще несколько лет назад среди пассажиров, прибывших из Тольятти, узнать автолюбителя было нетрудно. Его выдавело, пожалуй, не столько бер ежно завязанное в одеяло крыло (капот, бампер, дверь), сколько выражение счастья на лице. Счастья человека, доставшего дефицит. Так было. Нынче из Тольятти если что и везут, то не запчасти. Не едет туда автолюбитель: незачем. Рынок, пока дикий и малопривлекательный, дело свое худ о - б едно делает. Правда, за качество нынче никто не ручается. Но нашего автовладельца риск нарваться на неработоспособные шаровые опоры , с ом ­ нительные тормозные шланги или краники отопителя не пугает — не такое видали. Главное, что все это есть! Московский рынок, с котор ыммы , журналисты, сталкиваемся чаще всего, давно перерос подпольнуюторговлю вор ованными деталями. Появились серьезные магазины согромным выбором запасных частей, вплоть до кузовов и двигателей. На прилавках — не случайные экземпляры : торговля ведется сбольшимразмахом . Существуют более или менее легальные пути закупки товара и доставки его вМоскву . М ыведем речь о деталях для « ж и гулей», а, значит, начало этой цепочкидолжно быть там, где эти детали производят , — в Тольятти. Закрадывается мысль: м ожет быть, «на родине» популярных машин еще действуют «очень смешные цены». Ведь столица всегда слыла городом недеш евым . Спрос высок, доставка запчастей вМоскву денег стоит, ч иновнику - м здоимцу дай, и качок-рэкетир на базаре дань собирает. А там, в Тольятти, детальки свеженькие , тепленькие и — вдруг? — почти дар ом . . . Ведь никаких накладныхрасходов — т оргуютв двух шагах от завода. М ы решили проверить, нас колько соответствует действительности радужная картина. Увы, впереди ждали сплошные разочарования: все оказалось куда более просто , б едноидорого . Э кономические законы неумолимы . Нет спроса — нет предложения , а значит, хиреет торговля . Здесь, в Тольятти, кто-то наверняка проворачивает большие дела, но местной роз ничной торговле похвастаться, оказалось, нечем. Рынок так как себе, и зобилием не отличается, да и действует только по вых одным . Запчасти в подавляющ ем большинстве — «жигулевские». Где и чем ремонтируют свои автомобили владельцы редкихв Тольятти «москвичей», «волг» и « з апорожцев » — н е ясно. Еще можно встретить темную личность с парой амор тизаторов или аккумулятором , явно вынесенными сродного предприятия. На здешнемрын ке отсутствует специализация, в то время как московскиеЦены на некоторые детали и материалы Наименование Бензонасос Комплект поршней для двигателя "Корзина" сцепления Ведомый диск Коробка передач (4-ступенчатая) Масляный фильтр (неразборный) Генератор Двигатель ВАЗ-2103 Масло М6з/12П (5 л) Масло ТАД-17И (5 л) "Тосол" (5 л) Цена, в тыс. руб. Москва Тольятти 10 11 32 15 230 1,5 30 750 66 5.5 7.5 9.5 30 15 270 1.5 25 750 5,5 5.5 5 Соотношение цен, % 133 116 107 100 85 100 120 100 109 109 110ларьки и магазинчики поделили сферы влияния — у од ­ них на вывеске: «Все для «Волги», у других только для «жигулей», третьи предлагают резину, у кого - т о детали ходовой, у другого — автоэлектроника. к Конкуренция на тольяттинс комрынке не очень заметна, а когда выбор ограничен, м ожно заламывать цену. А как обстоят дела в местных магазинах? К оммерческие не далеко ушли от «ларечнопалаточного» возраста, и состязаться дажес не слишкоммощнымрынком они не в силах. Цены близкик среднем осковским , а если есть отличия, то чаще вбольшую стор ону ( с м . таблицу). П о - в идимому , отсутствие накладных расходов (на доставку, хранение и т. д.) с лихвой перекрывается стремлением местных коммерсантовквысокомудоходу . Налицо разные прин ­ ципиальные подходы : в Моск ­ ве — « п родам по умеренной цене, но много » , в Тольятти — «одну — но дорого » . М ожет , свой отпечаток накладывают бо ­ лезнь развития или ограни ­ ченность небольшого (по сравн ениюсмосковским ) рынка. Это, конечно, п редположение , разобраться глубжесмогут тольк о специалисты. Неожиданность: в Тольятти почти отсутствует впродаже «жестянка». Вряд ли местный климат настолько теплый и сухой, что напрочь исключает коррозию, а усердная ГАИ, вразумив последнего хулигана, навсегда поставила крест на авариях. Вот такая торговля. И если кто-то собрался в поход за «синей птицей», пусть вспомнит народную мудрость: «Хорошо там, где нас нет!». И. ТВЕРДУНОВСПРАВОЧНАЯ СЛУЖБАКогда фара! появилась противотуманнаямашине. Задние- ж е колеса при сильном колебании кузова на неровной дорогенередко касаются арок крыльев. Ни то, ни другое на ходовых качествах (устойчивости, управляемости) практически не сказывается, но само по себе увеличение радиуса качения колес, д ажебез учета их массы, в, д анном случае заметно ухудшает динамику разгона машины, способность преодолевать подъемыи сопротивление ветра. Н емногониже становится и максимальная скорость из-за пер егрузки двигателя, к оторыйуже не до ­ стигает оборотов максимальной мощ ­ ности. К рометого , искажаются показания спидометра . Наиболее заметны эти отрицательные эффекты на менее мощных моделях «жигулей» — ВАЗ-2101, -2105, не так заметны на ВАЗ-2103 и -2106, но, строго говоря , для получения наилучших показателей во всех случаях надо приме ­ нять те шины, к оторыерекомендованызаводом — и зготовителем автомобиля.Купил подержанную машину. Как определить, когда заменять масло!Д омашние способы (по цвету, запаху и т. п.) не дают правильного результата. П оскольку чаще всего покупатель не знает, к огдапрежний хозяин обслуживал машину (и делал ли это вообще), лучше всего сразу после покупки заменить масло в двигателе, к оробке передач, картере заднего моста, а заодно — о хлаждающуюи тормозную жидкости.Специальную фару с «плоским» л учом , с пособную светить под облако тумана, первой выпустила на рынок немецкая фирма «Бош» в 1931 году. Ее устанавливали на наклонномкронштейне , к ото ­ р ый крепился крастяжкемежду фарами передрадиатором (как номерной знак у наших ЗИС-5, Г АЗ - А А ) .Можно ли «москвичовскис» шины модели М183 (размеры 175/80Р13) использовать на ВАЗ-2105!Практика показывает, что применять эти шины на «жигулях» д опустимо , но нежелательно, и вот почему. О ни нес колько больше «жигулевских» по наружн омудиаметру , из-за чего при повороте передние колеса могут задевать за подк рылки , если они установлены на вашейПОПРАВКА В журнале № 1 за 1994 год на стр. 2 в заметке «Плюс-минус» (первый абзац) приведены неверные сведения о росте автомобильного парка России в 1992 году. Следует читать «...личных автомобилей стало больше на 697 тысяч — почти на 7 % » .26ЗА РУЛЕМ3/94