53
54
Окончание. Начало на стр. 47.ПРИПРАВА... К МАСЛУб уют для сборки специальных приспособлений. Все подробности, касающиеся технологии монтажа этих конструкций ступиц, м ожно найти в многочисленных кни ­ гах по ремонту отечественных автомобилей. Д ругое дело — схема 2сконически ­ м иподшипниками , на которой следует остановиться особо . Собрать ее правильно невозможно без специальной оснастки. Во-первых, это приспособление для «ложной» с борки , выполненное аналогично ступице с диаметральными размерами, отличающимися от размеров самой ступицы не более чем на 0,01 мм (рис. 10). Это необходимо для точногоподбора длины дистанционной втулки. М ожно использовать и саму ступицу, о днако , как правило, это неудобнои увеличивает веро ­ ятность ошибки , которая приведет к сок ращению ресурса подшипников . Поскольку при подборе втулки узел приходится несколько раз собирать и разбирать, то и без упомянутого выше приспособления для разборки ( с м . рис. 6) здесь тоже не обойтись. Не всегда есть возможность измерить моментсопротив ­ ления вращению , к тому же не всегда известно его значение, поэтому проверить правильность выбора втулки можно таким образом . Собранный узел при затягивании гайки небольшим моментом (20...30 Н- м) д олжен иметь едва ощутимый рукой люфт в подшипниках, к оторый почти исчезает после затягивания гайки рабочиммоментом (120...250 Н- м в зависимости от размеров узла, резьбы и т. д.). Если все сделано правильно, то и после сборки всего узла ощущения будут те же . Кстати, перед сборкой не забудьте проверить состояние сальников. При возм ожности замените их (иногда удается подобрать отечественный) или, в крайнем случае, н емногоукоротитепружину сальника, но не более чем на 1/6 ее длины. Будьте внимательны: п оврежденное уплотнение быстро сведет на нет всю работу. В заключение хотелось бы упомянуть еще один не совсем обычный, но про ­ веренный способ ремонта конических подшипников. Практика показала, что наиболее часто разрушается беговая дорожка внутреннего кольца. Если раковины на ней слишкомглубоки , то можно вывести их на токарном станке, аккуратно проточив поверхность беговой дорожки . Это не так легко (твердость поверхности зарубеж ­ ных подшипников выше, чём у отечественных), но возможно . Не исключено , что при сборке потребуется небольшая шайба между внутренним кольцомитор ­ ц ом оси (или гайки), поскольку после протачивания беговой дорожки кольца подшипника окажутся сдвинуты друг относительно друга. Данный способ позволяет продлить ре ­ сурс подшипника (иногда на 5—8 тысяч километров , если все сделано тщательно). Это не так мало: м ожно успеть найти новый подшипник или, не останавливая автомобиль надолго, подготовиться к ремонту, чтобы потом быстро его выполнить — ведь размерыподшипни ­ ков и деталей ступицы будут уже известны.— Наших читателей больше всего интересуют добавки к моторным маслам, поскольку они влияют на работу сердца автомобиля. — М ы предлагаем три основных про ­ д укта этой группы : добавки кмоторным маслам — «Super Friction Proofing», «Heavy Duty Concentrate for Diesels», «Super Charge». Эти многофункциональныепре ­ параты полностью совместимы с любыми типами масел, включая синтетические, з а ­ р убежногои отечественного производ ­ ства,— согласитесь, очень важное качество. Первая из названных, «Super Friction Proofing», предназначена для бензиновых и дизельных двигателей, прошедших обкатку пробегом более 5000 кми находящихся внормальномтехническомсо ­ стоянии. Назначение присадки — снизить трение и износ деталей двигателя, уменьшить лаковые отложенияи выпадение из масла продуктов износа, то есть повысить мою ­ щие свойства, а также долговечность масла. Ингибиторы (замедлители реакций окисления) в добавке препятствуют старению масла под действием прорывающих ­ ся в картер из цилиндров отработавших газов. Препарат создает на трущихся поверхностях чрезвычайно стойкую защ итную пленку, п ротивозадирнуюи антиф рикционную . Ее прочность и адгезия с металлом настолько высоки, что автомобиль способен пройти до 1,5 тысячи километров (!) при отказе системы смазки ( п оврежден масляный картер или насос) без повреждения деталей двигателя. По своим качествам продуктуника ­ лен, не имеет аналогов вмире . За него фирма получила специальную премию «Оскар» от министерства транспорта США . Конечно, ценна не столько возм ожность ездить без масла (кстати, д о ­ бавка, введенная в масла поршневых авиамоторов, предотвратила несколько катастроф), с колько воздействие препарата на двигатель в обычных условиях. Значительное снижение трения способствует резкомуповышениюдолговечно ­ сти двигателя и, благодаря уменьшению механических потерь, с окращению расхода топлива, а такжеснижениюшумно сти и уровня вибраций двигателя. Это начинает ощущаться уже через 100—200 километров после введения добавки. Нетрудно представить, насколько благ оприятно сказывается наличие столь прочной пленки на деталях двигателя при холодном пуске. Применительно к нашим условиям это означает, что для высокофорсированных двигателей, особенно стурбонаддувом (у нас уже эксплуатируют такие заруб ежныемоторы ) , з имойи летом можно использовать с этой добавкой всесезонные масла — наименее вязкие при особо низких температурах: они облегчают холодный пуск, но и не слишкомразжижа ­ ются вжаркое время года. Второй препарат «Heavy Duty» добавляют вмоторное масло для высокофор ­ сированных дизельных двигателей, работающих с большими нагрузками ; он особенно эффективен для легковых автомобилей, в том числе стурбонаддувом . Препарат «Super Charge», в отличие от первых двух, предназначен восновном для хорошо поработавших, у жеизно ­ шенных двигателей, у которых понижено давление, увеличен расход масла и упала компрессияв цилиндрах. Добавка повышает вязкость при высоких температурах без заметного повышения ее при низЗА РУЛЕМ 3/94 S3В магазинах и киосках появилось множество импортных баночек и флаконов с различными препаратами для эксплуатации автомобиля. Поскольку испытать их в полном объеме мы, как правило, не имеем возможности, обратились к специалистам. В этом номере журнала на наши вопросы отвечает С. ШЕМЕТОВ, технический директор российско-бельгийской фирмы «Эй-Ти-Би» — официального дилера европейского отделения американской фирмы «Wynn's»*. — Сергей Владимирович, почему вы решили представлять и реализовывать продукцию «Wynn's»! — Наша фирма — «Центр доводкии сервисного обслуживания автомобилей» заинтересовалась, насколько решению проблем повышения экономичности , э ко логичности, надежности и долговечности автомобилей могут помочь специальные препараты. Выяснилось, что они дают немалый эффект, особенно в наших условиях. Я имеюв виду суровый климат, неудовлетворительное состояние дорог , невысокое качество эксплуатационных материалов, постоянные проблемыс техн ическим обслуживанием иремонтом , дефицит запасных частей — вкупе стем , что средний возраст автомобиля у нас составляет 12 лет! Из множества известных фирм — п ро ­ изводителей такой продукции мы остановили свой выбор именно на фирме «Wynn's» вот почему. Во-первых, она производит не просто набор продуктов для тех или иных кон ­ кретных целей, а предлагает комплекснуюпрограмму , охватывающую многие аспекты эксплуатации автомобилей, п римени ­ тельно к специфическим условиям России. Во-вторых, гарантирует высокое качество продукции . В-третьих, ее препараты универсальны: они предназначены не только для легковых, но также для грузо ­ вых автомобилей, тракторов, сельскохозяйственной, дорожно-строительной идругой техники.* Здесь и далее мы сохраняем названия на языке подлинника, чтобы их можно было опознать в магазине. ких и совместима с препаратами, о пи ­ санными выше, а такжелюбыми маслами, включая синтетические. Д ля владельца это означает, что добавление «Super Charge» позволяет нормально эксплуатировать двигатели средней изношенности без ремонта, п осколькув парах трения «поршень — цилиндр» и «коленчатый вал — вкладыш» п рекращаются утечки масла. Благодаря этому возрастают давление в масляной магистрали иком ­ прессия в цилиндрах, сокращается расход масла, уменьшается дымление и нагар ообразование . Введение добавки значительно снижает содержаниеСОи СН в выхлопных газах. Вместе стем стабилизируется износ двигателя и почти не увеличивается вязкость холодного масла. — Назовите хотя бы примерный пробег, при котором целесообразно вводить добавку «Super Charge». — М ы рекомендуем — при пробеге около 75 тысяч километров . В это время до ­ статочно ввести ее в количестве 6—10 % от объема масла в картере. В случае особо тяжелых условий работы двигателя, сильн ого дымления и очень высокого расхода масла ее концентрациюможно повышать до 15 %. Эту добавку целесообраз ­ но сочетать содной из вышеназванных, п оскольку специальными ( а нтифрикцион ­ н ыми , антиокислительными имоющи ­ ми) свойствами она не обладает. Если двигатель еще не дышит на ладан, то уже через 100—200 километров водители бывают приятно удивлены достигнутымэффектом . Резко уменьшатся стуки и вибрация, возрастет мощность . Разумеется, лучше вводить все эти добавки в свежее масло после промывки двигателя и замены фильтра. При послед ующих заменах масла их надо вливать вновь. — Если мы правильно поняли, не рекомендуется вводить добавки в период обкатки двигателя! — Совершенно верно. Фирма «Wynn's» считает, что любые виды до ­ бавок к маслу (в отличие от присадок к топливу) следует использовать вуже приработавшемся двигателе. Процесс при ­ работки можно ускорять только спо ­ м ощью специальных твердых покрытий , наносимых на детали двигателя приего изготовлении. В противном случае (это относится кразным видам существую ­ щих вмире добавок) либо затрудняется приработка, либо ускоряется износ. — Стоит ли вводить предлагаемые вами добавки в импортные и «фирменные» отечественные масла!— Заводы-изготовители рекомендуют те или иные марки масел, предполагая нормальные условия эксплуатации. У нас жевподавляющем большинстве случаев они тяжелые, п режде всего из-за состояния дороги климата. М ыужеговорилиовысокомсодержании серы в дизельн ом топливе — то же относится ик нашему бензину. По данным ЗИЛа, д олговеч ­ ность импортных грузовых автомобилей в хозяйствах «Совтрансавто» была при ­ м ерно вдвое меньше , чем в Западной Европе. А вспомним страдания с распредвалами ВАЗов : ведь из-за рубежа на эти машины массовых рекламаций не было. Таким образом , чем тяжелее условия, в которых работает автомобиль, т ем быстрее масло теряет свои качества, д аже если оно предписано заводом для данного типа двигателей. Следовательно, добавки полезны во всех случаях.— Сейчас появилось много отечественных добавок: «Экомин», «Ремол», «Аспект-модификатор», «Молиприз» и импортных — скажем, «Моликоут». Ч ем ваши препараты отличаются от них! — Принципиальная позиция фирмы «Wynn's» выражена втом , что выпускаем ыеею добавки не содержат нерастворимых в масле твердых частиц, в то время как большая часть производимыхвмире (в том числе иу нас) препаратов содер ­ жат частицы, о саждающиеся на поверхностях деталей двигателя, п одверженных износу. Это всем известный дисульфид молибдена, частицы графита, серебра, тефлона (фторопласта) и другиевключе ­ ния. Они могут снижать трение, внедряться в поверхности контактирующих деталей идаже заполнять царапины на изношенных поверхностях, т емсамымкомпен ­ сируя износы. Но эффект опять-таки зависит от условий эксплуатации: ведь если частицы осаждаются, то везде, в том числе и на стенках масляных каналов, у мень ­ шая их проходные сечения и увеличивая гидравлическое сопротивление. А это означает, что на спортивных автомоби ­ лях ( г де , кстати, впервые и начали при ­ менять тот же дисульфид молибдена) — в ообще там, где преобладают скорост ­ ные режимыдвижения , — п оложительный эффект таких добавок может быть значителен. Но если часто приходится дви ­ гаться снизкимискоростями — как при нашей системе регулирования движенияи ограничений скорости , а также при попытках сэкономить топливо (передача — п о ­ выше, о бороты — п ониже ) , у меньшение проходных сечений масляных каналов и повышение их сопротивления приводят кухудшению работы системы смазкии масфжшх<вж'&ж<<#жш?мйкмяь»ляному голоданию , п режде всего шеек распределительного иколенчатого валов. Вот почемумы считаем, что для наших условий наиболее подходят добавки , о ка ­ з ывающие химическое итермохимиче ­ ское, а не механическое воздействие на трущиеся поверхности. Введение в масло, н апример , «Super Charge» приводит к повышению вязкости и образованию пленки только на трущихся поверхно ­ стях благодаря увеличению объема полимера, с одержащегосяв добавке, п ри нагреве от трения. Следует отметить, что за рубежом пер есматривают отношение кдобавкам , в которых есть нерастворимые в масле включения . Так, э ксперименты , п роведен ­ ные в университете штата ЮтавСША , показали, что введение тефлона, наоборот, увеличило износы деталей многопоработавшего двигателя на 10 — 2 0 % вследствие закупорки масляных каналов и склонности кобразованию химически активных кислот. Замечу, что ипродукты , с одержащие взвешенные частицы дисульфида молибдена, у потребляют сейчас восновном для агрегатов трансмиссии, а для деталей двигателя рекомендуют твердые консервирующиеиприработоч ные составы на молибденовой основе (их наносят, например, на поршни перед сборкой двигателя). — А что вы можете предложить для трансмиссионных масел! — Д обавку Н. P. L S. с хорошими противозадирными, антикоррозионными, антивспенивающими свойствами. Она об ­ разует очень прочнуюантифрикционную пленку. Рискнем предложить даже вместо моторного масла вкоробку передач ВАЗ-2108, -2109 заливать трансмиссионное масло вкупе с Н. P. L S. Я думаю , добавку оценят все, к ому надоело менять изношенные синхрониза ­ т оры , н апример водители УАЗови старых «москвичей». Да и владельцы « з апорожцев » будут довольны. К роме того, в чистом виде этот продукт — отличная смазка для шарниров равных угло ­ вых скоростейв приводах ведущих колес. Записал Б. СИНЕЛЬНИКОВ Оптовой продажей продуктов «Wynn's» занимается фирма «Эй-Ти-Би»: 113303, Москва, Б. Юшуньская, 1А, к. 1, 1203. Факс: 119-84-26; телефон: 119-88-64. Розничная торговля — в фирменном магазине «Wynn's»: Москва, ул. Наметкина, 29; в Торговом доме «За рулем»: Москва, ул. Бакунинская, 72 и во многих других магазинах. Продолжение, посвященное другим автопрепаратам,— в следующем номере журнала.si тех*>»»щ"ОККАЗИОН"Первый в России справочник цен на новые и подерганные автомобили ведущих мировых фирм (Европа, Япония, США) вы можете приобрести в редакции "За рулем" оптовыми партиями ив розницу. ;Справочник издан фирмой "Евротакс" и Издательством :"3а рулем". [В ближайшее время поступят в продажу наши новые •книги :"Автомобилист-94"; "Тем, кто выбрал "Запорожец"; "Лицом к лицу с автомобилем" (динамика, экономичность) Издательство "За рулем"СИЛЬНОМУ ХОЗЯИНУ!М АЗ НА СТОЯНКЕ В МОСКВЕ: АВТОПОЕЗДА, ТЯГАЧИ, ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ, САМОСВАЛЫ, ШАССИ.Москва: тол. (095) 192 4659 г/ф (095) 197 5982 факс 197 7050 Ростов-ма-Дому: твл.(В632) 32 6978 Курс»: тал. (0710)56 7873,56 7929АО'СИМЕКСМАЗ-64221+п/п 93866МТ МАЗ-64229+п/п 93866М МАЗ-54323+п/п 93866 МАЗ-бЗОЗНпр. 83781 МАЗ-53362+пр. 83781 МАЗ-53366 МАЗ-53371-029 МАЗ-5551 МАЗ-5337-ЦЕНЫ НИЖЕ ЗАВОДСКИХ -ВЫБОР И ПРОВЕРКА НА МЕСТЕ54ЗА РУЛЕМ3/94