ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ«ОНА»Своими впечатлениями об «Оке», предоставленной редакции ВАЗом для эксплуатационных испытаний, делится Б. СИНЕЛЬНИКОВ, добавивший к ее десятитысячному пробегу еще столько же .Когда начинаешь ездить на «Оке» после «Жигулей» или «Москвича», то самое большое отличие находишь не в качествах, связанных сменьшимразмером кузова или мощ ­ ностью двигателя, а в управлении маши ­ ной. Привьжнув и натренировав мускулы руки ног на руле и педалях наших массовых моделей, поначалу сомневаешься, все ли исправно в «Оке», если для обычных маневров достаточно усилия всего двух пальцев и лишь прикосновения ног. Отсюда рождается характеристика «Оки» как автомобиля для женщини подростков, тем более начинающих, п о ­ скольку малые усилия обеспечивают точ ­ ность действий. (Помнится, такие жеощу ­ щения я испытывал, когда впервые сел в БМВ, оборудованный усилителями руля и тормозов.) Это хорошо , поэтому привыкаешь к машине быстро, зато обратный переход к силовым упражнениям с рулем и сцеплением, с кажем , «Москвича» доставляет мало радости. Д ругоехорошее качество «Оки» — б о ­ лее высокая, чем привычная нам, маневренность. Она обусловлена не только малым габаритом, но и точно найденным передаточным отношением от руля к колесам. Благодаря этому машина быстро, но не слишкомрезко «идет за рулем», позволяя встраиваться в небольшие интервалы между автомобилями в соседних рядах. Правда, при этом приходится держать мотор , как говорится, на хороших оборотах, чтобы иметь необходимый запас мощности для ускорения маневра. Портит дело неожиданно большой (4,6 м) радиус поворота: соразмеряя его с длиной машины, часто ошибаешься в выборе места для разворота (понятно, для уменьшения радиуса требуется увеличить угол поворота колес и ниш для них, а значит, сузить и так не очень широкое пространство для ног водителя и пассажира). Кстати, сами передние места достаточно просторные — большие люди (в прям ом смысле) размещаются с удивлением, но без проблем . Разумеется, сзади при этом могут удобно сидеть дети или, стесненно, не очень крупного сложения взрослые. Ш апки они могут не снимать — высоты там хватает. За спинкой заднего сиденья — небольшое пространство, к о ­ торое по виду трудно назвать багажным отделением, о днако оно оказывается до ­ статочным, чтобы вместить не только мелкие вещи, но три канистры или пару 12 ЗА РУЛЕМ 3/94чемоданов, несколько сумоки т. п . — словом, хватает. Самое же замечательное свойство салона — возможность перевозить в нем крупные вещи: холодильники, телевизоры идругое , что не влезает в «Жигули». Здесь заслуга складывающегося заднего сиденья и третьей двери. О дно это вкупе с высокими ныне ценами на транспортные услуги может оправдать приобре ­ тение «Оки», особенно когда есть дача или садовый участок. Конечно, если к ним приходится до ­ бираться по проселочной дороге , возникает вопрос о проходимости машины. Что ж , «Ока» и здесь приятно удивляет, п роезжая там, где иногда садятся «старшие братья», несмотря на меньший, чем у них, д орожный просвет (разница 20 мм ) . Здесь сказывается малая масса, передний привод и та легкость управления, о которой мы уже говорили, позволяющая точно дозировать тяговое усилие на колесах. К сожалению , оно не так велико, как хотелось бы. На нашей «Оке» двигатель модели -1111 рабочим объемом 0,65 л («половинка» мотора ВАЗ-2108 — 1300 см 3 ), обладающий мощностью 21,5 кВт икрутящиммоментом 44 Н- м, вынужден работать снапряжением , чтобы машина держалась в потоке транспорта на улицах и шоссе, особенно если загружена. Д ругоймотор , -11113 (половинка ВАЗ21083 — 1500 см3 ) м ощностью 24,3 кВт скрутящиммоментом 50 Н- м, по отзывам владельцев, к оторым посчастливилось приобрести его (выпуск пока очень мал), заметно улучшает тягово-динамические характеристики машины. Что касается скоростных возможно ­ стей «Оки», то на шоссе она уверенно держит 110—115 км / ч (по спидометру), расходуя около7 литров бензина. Правда, при этом мотор работает почти на максимальных оборотах, что дает себя знать, в первую очередь, з вуком , изрядно действующим на нервы , — ведь всегда неприятно заставлять кого - т о (или что-то) надрываться. На умеренных жескоро ­ стях — 80—90 км / ч чувствуешь себя значительно комфортнее , да и расход снижается до 5 литров, добавляя кэко ­ номии нервов экономию денег и времени (на заправках). Говорить о техническом состоянии машины, прошедшей около 20 тысяч кило ­ метров, как будто рано, но, учитывая, что более напряженная работа изнашивает кузов и особенно двигатель раза вполтора, а то ив два быстрее, ч ем , с кажем , «Жигули»,— самое время . Первое, что обратило на себя внимание — загрязнение двигателя маслом, сочащимся, кажется, из всех соединений его узлов и деталей, а также налипающей пылью. Это — хроническая болезнь всех наших моторов (тот, о котором идет речь, унаследовал ее от ВАЗ-2108 сего замысловатым, т рудноуплотняемымразъемом клапанной крышкии головки), поэтому больше удивляешься, к огда видишь чистый, без потеков масла, агрегат. Массу неприятностей доставил ипро ­ должает доставлять карбюратор : то переобогащает, то переобедняет смесь, не реагирует на регулировочные винты, вызывает рывки, не держит уровень топлива «и вообще». М ного раз его разбирали; не найдя дефектов, собирали, регулировали. Иногда это помогало, чаще — нет. Осталось только заменить дорогостоящийприбор . Порой кажется, что столь сложный и капризный кар ­ б юратор (кстати, на него жалуются мно ­ гие владельцы «Оки») напрасно применен на такой сравнительно простой и дешевой модели. Под стать ему ненадежным оказался стартер: узел отказывал на первой ре ­ дакционной «Оке», вышел из строя и на этой. На ходу стартер вдруг включился и стал работать, соревнуясь с двигателем. Пока остановили машину, заклинило якорь и задымились обмотки . Причина вклю ­ чения таилась где-то внутри стартера, но точно место замыкания установить не удалось из-за разрушения деталей. Д ругой стартер (не новый) пока исправно служит спрежнимзамком зажигания и проводкой. Д ругих серьезных нареканий машина пока не заслужила. В заключение скажу, что «Ока» оказалась намного лучше, чем яо ней думал. Наверное, так же заблуждаются имногие автолюбители.ВАЗ 21090Прошел еще год — второй в жизни редакционной «девяносто девятой», за который к первым двадцати тысячам километров прибавились еще пятнадцать — среднегодовой пробег «среднего» легкового автомобиля. Из категории средних эта машина, однако, явно выбивается в силу ряда особенностей, о которых рассказывает А. ЧУЙКИН. Не секрет, что в предпринимательских, как принято их называть, кругах у «девяносто девятой» сегодня имидж представительского автомобиля. Отчасти это объясняется ценой машины, которая стала самой дорогой из отечественных. Но справедливости ради отметим , что вместе стем она — самая «заграничная» среди российских моделей (подразумевая качество сборкии более-менее современные технические показатели). В отечественной автомобильной иерархии ВАЗ-21099 прочно занимает « к оро ­ левское» место, изредка оспариваемое «особой, п риближеннойк императору» — ВАЗ-21093. Эти две машины на полголовы возвышаются над достаточно ровнымря ­ д ом «жигулей» и «самар», над стоящими