61
62
Ъ3 Х6443Х'Ц'Н1С 'ЩРФ*4#«БРАЗЬЕ-АВАН-ТРЭН» (Франция)Годы выпуска — 1904 — 1912; количество мест: на передке — 2, в кузове дилижанса — 16; двигатель: число цилиндров — 4, рабочий объем — 4710 см', мощность — 22 л. с./16 кВт при 1450 об/мин, клапанный механизм — SV; число передач — 4; главная передача — цепная; диаметр колес: передних — 900 мм, задних — 1600 мм; длина — 5200 мм; ширина — 2160 мм; высота — 2740 мм; колесная база — 3210 мм; масса в снаряженном состоянии — около 5000 кг; наибольшая скорость — 25 км/ч.«ФЕНОМОБИЛЬ» (Германия)Годы выпуска — 1907—1911; количество мест — 2; грузоподъемность — 130 кг; двигатель: число цилиндров — 2, рабочий объем — 887 см , мощность — 6 л. с./4,4 кВт при 1800 об/мин; клапанный механизм — SV; число передач — I; главная передача — цепная; размер шин — 2 6X3 ' ; длина — 3200 мм; ширина — 1512 мм; высота — 1647 мм; база — 1830 мм; колея колес — 1296 мм; масса — 435 кг; скорость — 50 км/ч. ЗА РУЛЕМ 3/94 61 Если соединить одноосный тягач слю ­ н ым для тогдашних инженеров был узел бымприцепом , получится переднепри ­ шарнира, с оединявшего ступицу ведущего водные автопоезд. Когда в 1904—1906 го ­ колеса сприводным валом. П ередние дах во Франции постепенно стали выхоколеса служили вданном случае и ведудить из обихода конныеомнибусыифур ­ щ имиинаправляющими . М еханика тех лет гоны, ф ирмы «Бразье» и «Лятиль» выдвивполне определенно отвечала на вопрос, нули идею « м оторного передка» — «аван- р авномерно ли будет передаваться крутя ­ трэн». Двигатель, к оробка передач, главщий момент на колесо, к огда оно переез ­ ная передача, рулевое управление и пежает через неровность иповернуто на редний ведущий мост в этом случае сок акой - т оугол : м омент передавался бы ставляли тягач с выступающей назад рапульсациями. м ой . Она жестко присоединялась на Чтобы устранить это неприятное явлеместе поворотногокругак раме конного ние, н ужны были шарниры равных угло ­ о мнибуса или фургона — а их остававых скоростей . Тогда еще не знали шари ­ лось еще немало ивхорошем состоянии. ковых или сухариковых, а обычный , к ар ­ Тогда передняя ось становилась ненужной . данный шарнирсдвоенного типа был очень Задние колеса — д иаметром более громоздким . Поэтому «Бразье» и «Лятиль» полутора метровсжелезнымишинами — п рименилихитроумноерешение . Через пустотелый шкворень , словно сохранялись. Они воспринимали меньше половины полной массы машины , а больчерез втулку, п роходил вертикальный вашая часть нагрузки приходилась на перед ­ лик сдвумяконическимишестернями ние, поскольку моторныепередки старана концах. Нижняя соединялась скони ­ лись компоновать так, чтобы водитель ческим зубчатым венцом , п ривернутымк сидел высоко (как кучер) над двигателем. ступице колеса. Верхняя же зацеплялась Поэтому передние колеса делали довольс коническимхвостовиком . Он располагално массивными, н ередкосдвоенными (как ся параллельно балке передних колес и на рисунке ) , со сплошнымирезиновыми вращался вподшипниках , о боймыкоторых шинами. Они не позволяли ехать быстрее были связаны с балкой. На этом хвостови25 км / ч — из-за деформацийрезиновый ке сидели такжетормозной барабан и бандаж перегревался, его материал расведомая звездочка цепной главной пере ­ дачи. Очень сложная игромоздкаякон ­ слаивался и шина разрушалась. Моторные передки намного продлили струкция, с большими неподрессоренныж изнькузовам почтовых дилижансов иом ­ ми массами, но работоспособная. Такие нибусов, к огда «конная тяга» вышла из переднеприводные автомобили существовали недолго, но предвосхитили идею одобихода. В конструкции аван-трэна головолом ­ ноосных тягачей, подобных МоАЗ - 5 29 .СОДЕРЖАНИЕгоспода? ПРЕЗЕНТАЦИЯ Работа КОЛЕСО БЫЛОЕ Вперед, дети отчизны ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ по-мерседесовски .8, 16 10"Ока"ВАЗ-21099 Командирский седлом конь под штатским 14РЕКЛАМНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ Макси-возможности "мини-сварки" На вас напали? — кричите в "КРИК" Крепость "Коналю"1837НАШЕ ЗНАКОМСТВО Два дня с пожилой "шведкой" _ 20 ТЕСТ Будем ионизировать? ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ Наш бронепоезд 24 25its -ко^мвх'Ц'к'гс ШЪРЯ</1*И_РЫНОК Нет запчасти в своем отечестве 26 За морем телушка... 30 СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА.26, 43ТЕСТ-ДАЙДЖЕСТ Омоложенный "Поло" _ "Панде" годы нипочем. в М ногие конструкт оорбыщпыталисьн ы йначале XX века создать едоступ автор ошейманевренностьюималым расход ом топлива. Размеры кузова : длина — мобиль. Чтобы сделать егодешевым , они 1200 мм , ширина — 1067 мм , высота — старались предельно упростить конструк ­ 845 мм . Первоначально у « ф еномобилей » были цию . Трехколесная схема для тихоходных малолитражек тех лет представлялась наиV - о бразныемоторыводяногоохлаждения лучшей, поскольку в ней отсутствовал руи сваренная из трубок рама. В 1911 го ­ левой механизмсредуктором . Водитель ду появились усовершенствованные — со поворачивал переднее колесо за длинный штампованной лонжероннойрамой , к оле ­ рулевой рычаг. На нем же располагались сами автомобильного , а не мотоциклет ­ различные поводкии манетки для управн ого типа и, главное, двигателями, у ко ­ торых 2 или 4 цилиндра располагались ления двигателем. Существовали трехколесные машинысв ряд. Но сохранились планетарная ко ­ з аднимиведущими колесами. В их кон ­ р обка передач, привод колес двумя цепяс трукциинеизбежно присутствовали дифм и , в оздушноеохлаждениецилиндров ференциал, карданный вал. Н емецкий ин( н о не встречным потоком , а вентиж енерФ . Хюттель ирумынский В. Сфе- л яторами ) , т ормозатолько на задние ко ­ теску ради отказа от этих сложных узлов леса. решили сделать ведущимодно переднее О повышении устойчивости и управляеколесо. Л егкий двигатель воздушного охмости Хюттель и Сфетеску даже не дума ­ лаждения и планетарную коробку передач ли. Ими руководило лишь стремлениек они разместили над ним . Получился неу прощениюконструкции . Спрос на « Ф е кий гибридмотоциклаилегкового автомономобиль» был так велик, что Хиллер в биля. 1910 году свернул мотоциклетноепро ­ Необычную схему приняли многие изводство, а после первой мировой войны фирмы : «Бреннабор», «Магнет», «Циклон» выпуск этой машины , правда, с облагоро ­ и другие . В их числе был и завод Г. Хил- ж еннымкузовом , возобновился. В России « ф еномобилями » торговала лера в Циттау (Германия), к оторый выпускал мотоциклы « Ф еномен » . Свои трехко - п етербургскаяфирмаинженера Выгодлески он называл « ф еномобилями » . Их ского , они были представлены на IV Меж ­ делали дольше, чем другие автомобили дународной автомобильной выставке в Пеэтого типа , — вплоть до 1927 года. М аши ­ т ербурге . Д о наших дней дошел единстны служили в такси, сервисной сети, венный экземплярмашинысV - о бразным как развозные фургоны . На рисунке — 887-кубовым мотором , хранящийся вфон ­ один из нескольких фургонов , п риобре ­ дах ПолитехническогомузеявМоскве . О н тенных в свое время редакцией петертребует реставрации. Еще одна машина бургской газеты «Речь» для доставки своенаходится в собрании Национального Техго издания. « Ф еномобили » отличались хон ическогомузеяв Праге. ДЛЯ ВАС И ВАШЕЙ МАШИНЫ "Думающие" автосторожа Не только курильщикам СЛОВО - АДВОКАТУ 29 56 31ОБОЗРЕНИЕ "ЗА РУЛЕМ" Самый большой класс — малый 32 КОММЕНТИРУЕМ ПДД Термины;появились новые, изменились старые38ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА Предъявите ваши документы _ 39 Воз и ныне там... 42 Заколдованный поворот 43 ЭКЗАМЕН НА ДОМУ РЕЙД "ЗА РУЛЕМ" Взгляд со стороны КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ А уровень в норме? Крепкая машина Если в радиаторе вода Ремонтируем ступицы колес у иномарок СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ_ СВОИМИ СИЛАМИ _ Приправа к маслу Прошу объяснить СПОРТ Держись, Европа! "Лада" больше не прима?_ Из коллекции "За рулем" _ 61 40, 59 4162ЗА РУЛЕМ3/94