56
57
ОЛЯ ВАС И ВАШЕЙ МАШИНЫАЯМ-'-"' обычная, металлическая — предназначена для другихпотребителей . Д остоин ­ ства блок-вставки — к омпактность , легкость установки, низкая цена. Недостаток — на некоторых машинах такойпри ­ б ор мешает включить первую , т ретью (в ВАЗ-2101...-2107), пятую передачи или упирается в колени пассажира (на АЗЛК 2141). Второй тип — выносные блоки (SJ-927, DG-252). Ш текер для подключе ­ ния кгнезду прикуривателя смонтирован на отдельномпроводе . К орпусустрой ­ ства владелец машины может установить вудобном месте спомощьюсъемной площадки-защелки. Последнюю закрепляют либо шурупами - с аморезами , либо липкой лентой. В прочем , площадка-защелка необязательна, достаточно положить устройство в вещевой ящик на панели. Количество розеток — две и более. У DG-252 они расположены в ряд и обращены ксиденьям , а у SJ-927 керами ­ ч ескоегнездо направлено кводителю , а остальные розетки — к педалям. В этом случае удобно пользоваться прикуривате ­ лем, а провода дополнительных приборовуложены под панелью и не мешаютв салоне. На некоторых моделях тройников (в нашем тесте SJ-927) для удобства укаждого гнезда установлены кнопки подачи питания ссигнальным светодиодом. Достоинства выносных блоков — они выдерживают высокую нагрузку (120200 Вт), п озволяютодновременно использовать несколько устройств иприкурива ­ тель. Недостатки — относительно высокая цена, увеличенные габариты. Разветвители рассчитаны на макси ­ мальный ток от 5 до 15 ампер . Д ля защиты электропроводки от пожара внутри штекера изготовители часто монти ­ р уютплавкую вставку. П роблема , которая подстерегает покупателей автотройников , — отечественное гнездоглубже , чем на импортных машинах, а следовательно, и прикурива ­ тель длиннее. П робныевключенияпока ­ з али : ш текерыприборовTWIN SOCKET, SJ-927, DG-252 совместимы с нашими розетками , а вот SJ-915 пригодентолькоНЕ ТОЛЬКО КУРИЛЬЩИКАМВ последнее время на прилавках магазинов все чаще появляются импортные автомобильные аксессуары. Некоторые из них попали к нам впервые: отечественная промышленность подобных не выпускала, поэтому они совсем незнакомы нашим автомобилистам. Разумеется, изделия зарубежных фирм бывают разного качества, а иногда нам просто пытаются продать бесполезные игрушки. Редакция планирует представить читателям некоторые интересные новинки. Сегодня — первый материал на эту тему.Чтобы подключитькбортовой сети автомобиля дополнительные электропри ­ б оры , заводы устанавливают одну или две розетки . Иногда водителям этого недостаточно, да истеми источниками тока , что уже есть, в озникаютпробле ­ мы. Н апример , г нездо штатной лампыпереноски обычно непригодно для других потребителей, а в «сорок первом » « М оск ­ виче» почему-то расположено внутри мо ­ т орного отсека. П ожалуй , лишь прику ­ риватель — н адежный «поставщик» электр оэнергиив салоне машины. Если вы со ­ гласны зажигать сигареты спичками или не страдаете пагубной привычкой , то мо ­ ж ете , вставив штекерв его гнездо , воспользоваться однимдополнительнымустройством на выбор : р адиоприемником , магнитофоном, антирадаром, компрессор ом , з арубежнойпереноснойлампой , фон ариком , э лектробритвой , к офеваркой , тел евизором . Но вдороге , на отдыхемо ­ ж ет понадобиться несколькоприборовод ­ н овременно , да и закуривать лучше, не отвлекаясь от управления автомобилем. За рубежом выпускают приспособле ­ ния, к оторые по-русски можно назвать тройниками : они-то ипозволяютпод ­ ключить два и более штекерапотреби ­ телей коднойрозетке . Недавно такие разветвители гнезда прикуривателя появились на прилавках наших автомагазинов. Чтобы познакомить читателей сними , мы провели мини-тест, о бразцы для ко ­ т орого предоставили Торговый дом «За рулем » и фирма «Консул Системе». Пока магазины предлагают только два типа автотройников ( с м . таблицу). Пер56 ЗА РУЛЕМ 3/94В автомобилях ВАЗа блок-вставки мешают включить третью передачу.Прибор DG-2S2 MX 4) лучше расположить горизонтально.вый — блок-вставки SJ-915, T WIN SOCKET. Это небольшая коробочкасдвумягнез ­ дами иштекером , к оторая фиксируется вгнезде прикуривателя. В тройнике SJ-915 одна из розетоккерамическая , она способна выдержать высокуютемперату ­ ру, поэтому прикуриватель нужно вставлять тольков нее. Вторая розетка —для автомобилей зарубежногопроизвод ­ ства — «благодаря» к онструкциикорпуса центральный контакт штекера не достает доположительного вывода отечественного разъема . Пробовали зажечь сигарету с пом ощьюимпортного разветвителя и нашего прикуривателя . В приборе SJ-925 возника - ло короткое замыкание, предохранитель в машине сгорал. Причина — вставленный до упора прикуриватель замыкал «плюс» и «минус» р озетки . Устройства DG-252, SJ-927 лишены этого недостатка: изготовители комплектуют их пластмассовым колечком , к оторое автолюбитель надевает на отечественный «поджигатель» сигарет и тем самым ограничивает его ход в гнезде. T WIN SOCKET керами ­ ческой розеткой не оборудован и предназначен только для дополнительных при ­ боров. В остальном тройники заслужили пол ожительнуюоценку . С их помощьювразном наборе включали: антирадары, лампы подсветки, к омпрессор , поисковый фонарь с галогенной лампой, м агни ­ тофон «Скиф-310», Си-Би-радиостанции «Максон» и « Д женерал Электрик», телез наки : н епомерно толстый конусный кор ­ пус, центральный контакт вместо привычн ого штыревого изготовлен в виде пояска ( п одобно индикатору БАСК). В розетку прикуривателя такой штекер не вставляется; если приложить усилие, влезет с «хрустом» и обязательно вызовет корот ­ к ое замыкание. Л юбопытно , что эффект был одинаков ив отечественных ивим ­ портных розетках. Стоит ли тратиться на приобретение разветвителя для гнезда прикуривателя? Решайте сами. Эти нехитрые устройства обеспечивают быстрое включение-выключение любого дополнительного обору ­ дования, позволяют унифицировать электрические соединения (привести к европ ейскому стандарту), уменьшают вероятность пожара из-за неумелогомонтажапроводки . Стало быть, в вашей машинеНемного статистикиРоссия продолжает оставаться одной из ведущих вмире стран по выпуску грузовых автомобилей. Вот десятка крупнейших вмиреизгото ­ вителей грузовых игрузо - п ассажир ­ ских автомобилей за 1992 годв тыс. штук. — 4038,2 1. США — 3120,6 2. Япония — 960,0 3. Китай — 938,1 4. Канада — 709,4 5. Россия — 437,7 6. Франция — 422,9 7. Южная Корея — 332,5 8. Испания — 330,2 9 Германия — 260,7 1С . Мексика Выпуск грузовых машин в России указан с учетом производства ВАЗ-2121 иУАЗ - 3 151 ; их мировая статистика относит кгрузо - п ассажир ­ ским. Согласно ежегодному справочнику «Л'аргюс», издаваемому во Франции , м ировой парк автотранспортных средств в 1992 году составил 589,1 млн. автомобилей, из них 449,5 — легковые. Вот как выглядит первая десятка стран по численности автопарка (в млн. шт.; в скобках — насыщенность страны автомобилями на тысячу человек): 1. США — 190,7 (759) 2. Япония — 61,6 (496) 3. Германия — 40,5 (506) 4. Италия — 30,7 (531) 5. Великобритания — 26,6 (464) 6. Франция — 26,6 (469) 7. Канада — 17,2 (639) 8. Испания — 15,1 (385) 9. Бразилия — 12,9 (84) 10. Австралия — 10 (578) Если учитывать приводимые в «Л'аргюс» данные о парке грузовых автомобилей СНГ (бывшего СССР), то примерно половина его — 4,7 млн . — принадлежит России. Вместе с официальной цифрой парка легковых машин (10,8 млн.) это составит около 15,5 млн. автомобилей. Таким образом , Россия претендует на восьмое место в десятке. Насыщенность автомобилями, рассчитанная на основе этих цифр, составляет пример ­ но 104 автомобиля на тысячу человек (в том числе только легковыми — 73 на тысячу человек). По данным немецкого журнала «Ластауто унд омнибус», мировое производство грузовых автомобилей средней и большой грузоподъемно ­ сти (полной массой свыше 6 тонн) в 1992 году составило 1669,1 тысячи штук — на 9 % меньше, чем в 1991-м. Впервые в эту статистику были вклю ­ чены данные о выпуске грузовых автомобилей в Ki-тае, России, Беларуси и на Украине. Оказалось, что пять из десяти крупнейших фирм — в России и Китае. Вот как теперь выглядит первая десятка компаний по выпуску грузовиков полной массой свыше 6 тонн в 1992 году (в скоб ­ ках — скорректированные данные по 1991 году), тысяч штук. 1. «Мерседес-Бенц» — 157,7 (164,2) 2. ЗИЛ — 143,6 (158,0) 3. Автозавод № 2, г Сянфань — 126,0(122,5) 4. «Исудзу» — 108,3 (116,7) 5. ГАЗ — 108,1 (126,8) 6. Автозавод № 1, Чанчунь — 80,0 (76,0) 7. «Тойота» — 79,3 (89,5) 8. КамАЗ — 75,0 (96,2) 9. «Форд» — 61,7 (55,0) 10. «Мицубиси» — 60,3 (73,2). ЗА РУЛЕМ 3/94 57Основные характеристики разветвителей Модель SJ-915 Optronics TWIN SOCKET SJ-927 DG-252 Страна Тайвань Китай Тайвань Тайвань Цена, долл. США 6.5 7 14 11 Количество розеток питания 2234 Максимально допустимый ток. Ампер 5 15 10 10 Исполнение Блоквставка Блок вставка Выносной блок Выносной блок ПрименениеТолько иномарки Кроме ВАЗ-2101... -2107. АЗЛК-2141 Любые автомобили Любые автомобилиSJ-927, пожалуй, наиболее удачная конструкция. Прикуриватель доступен водителю и пассажиру, а провода дополнительных устройств не загромождают салон.Разветвитель TWIN SOCKET керамическим гнездом прикуривателя не оборудован, но его владелец может пользоваться мощными потребителями (до 200 ватт). i 12-VOLTDUAL POWER OUTLET WITH IS-AMP SAFETY FUSEIТШ1П (OCHIT 12-VOLT ACCESSORY появится еще один, пусть небольшой, признак технической культуры владельца. А рекомендации типа «присоедините черный провод к «массе», красный — к блоку предохранителей или аккумулято ­ ру» пусть уйдут в прошлое. В. К РЮЧКОВФото автора визор «Электроника-409», индикатор нап ряжения сети БАСК (работает только в керамических гнездах). Попутно обнар ужили совершенно непригодный для использования вид штекера. Узнать его легко — появляется на прилавках магазинов вкомплекте « Ш нур - п реобразова ­ тель 12—9 вольт». Отличительные при -ДЛЯ ВАС И ВАШЕЙ МАШИНЫ