ПОЕХАЛИтт ГОСПОПА?ffЖурнал для автомобилистовИздается с апреля 1928 года Учредитель: Издательство «За рулем» Генеральный директор в. ПАНЯРСКИЙ Главный редактор п. МЕНЬШИХ Заместители главного редактора B. Аркуша М. Тилевич Обозреватель Л. Шугуров Техника C. Дорофеев М. Теплое Безопасность Ф. Илюхин, зав. отделом Н. Щербаков Испытания Д. Постников, зав. отделом В. Крючков И. Твердунов Эксплуатация Б. Синельников, зав. отделом В. Субботин A. Чуйкин Собственные корреспонденты: в Берлине М. Горбачев в Казани А. Солопов в Киеве Л. Сапожников Оформление Я. Кледова, зав. отделом К Нехотин, главный художник B. Князев, фотокор. Л. Мазниченко, техн. редактор Корректура М. Исаенкова Письма A. Диричева, зав. отделом Компьютерное обеспечение Г. Губина, зав. отделом Реклама B. Соловьев, зав. отделом C. Павлов ТИРАЖ 700 000 экз.Сдано в производство 22.12.93 г. Подписано к печати 3.02.94 г. Формат 60x90 1/8. Печать офсетная Усл. печ. л. 8. Заказ № 1989 Чеховский полиграфический комбинат 142300, г. Чехов Московской области Адрес редакции: 103045, Москва, К-45, Селиверстов пер., 10. Телефоны: 207-23-82 (секретариат), 208-44-38 (отдел рекламы). Телефакс 207-16-30 Материалы, опубликованные в журнале, собственность Издательства "За рулем". Их перепечатка или использование в других изданиях только с разрешения Издательства "За рулем". За сведения в "Рекламе" редакция ответственности не несет. По вопросам распространения "За рулем" обращаться по телефону (095) 207-23-82. «Заройте ваши денежки , заройте вземлю тут». Как вы помните , г ерой известной сказки не устоял-таки под реклам ­ н ымнапоромбесцеремонных соблазнителей и зарыл свои золотые монетки . Выбор у него был невелик: станешь сопротивляться — применят силу, а «поверишь» в чудо — авось из нескольких монеток вырастет мешок денег. Но то сказка. В жизнимы наконец-то можем выбирать свободно. К примеру , автомобиль. К акой , почем? Суммировав цены восьми моделей «жигулей» и «спутников», указанные в пресс-релизе АО «АвтоВАЗ» от 26 декабря 1993 года, и вычислив средн юю величину, м ы выяснили, что такой «усредненный» автомобиль обойдется наш емупотребителюв 9550 долларов. Д ороговато , решили два товарища из Зеленограда и, выручив дома за свои неновые «Жигули» по 3500 долларов США , отправились вдалекую Голландию в поисках более современных транспортных средств. Благо виза туда стоит пока нед орого — 150—250 долларов. Вот где выбор, так выбор. Родные новые «Жигули», год не дождавшиеся покупателя, больше 3500 долларов не тянут. От волнения друзья не спали всю ночь, а на утро купили один — «Ауди-100», сделанный в 1987-м смотором 1800 «кубиков», д ругой — «Волво-740» (этот постарше, зато помощ ­ нее). Заплатили соответственно 3500 и 5000 долларов США . Приехали регистри ­ ровать вЗеленоградскуюиМосковскуютаможни , а там одному насчитали пошли ­ ну 12, а другому аж 20 миллионов рублей. Не правда ли, х орошвыбор : заплатить несуразную цену за устаревший отечественный автомобиль либо грабительс кую — за подержанныйимпортный . Ради чего — поддержать «родного» производителя? Но будь он хоть золо ­ той — всю-то Россию машинами не нак ормит ! «Отчего же?» — дуэтом возраж ают «АвтоВАЗ» и АВВА — А втомобиль ­ ный Всероссийский Альянс. «Поехали!», «Поехали!» торопят с экрана телевизора находчивые предприниматели из АВВА. Правда, п ерспективного -1116 — у них еще нет, да и завод, где его будут выпускать, пока впроекте . Но «до того» с реди обладателей акций АВВА разыгры ­ вают 100 тысяч всем хорошо известных «жигулей». Не правда ли, соблазнительно, купив акцию за каких-то 13700 рублей у самого Альянса (в январе), вскоре выиграть автомобиль. А в придачу получать дивиденды — до 400 % годовых (так, не моргнув , у тверждают уличные торговцы). Но если вы в сомнениях и не рискуете вкладывать свои деньги в строительство нового завода, старый завод, то бишь ВАЗ , предлагает вам свои облигации. Всего их запланировано продать 300 тысяч и погасить в течение трех лет — то есть за это время каждый владелец облигации получит автомобиль. Каждая серия облигаций соответствует одной из базовых моделей , выпускаемых АО «АвтоВАЗ». Судя по пресс-релизу, к оторыйупоми ­ нался выше, средняя цена облигации (на нее в течение трех лет выпадут «Жигули»или «Спутник») — 5944 доллара США . Это почти вдвое дороже , чем ценят « Ж и ­ гули» в Голландии, но, правда, на треть дешевле, чем продают на Родине. Почему АО «АвтоВАЗ» предлагает российскимгражданам «зарыть вземлю » на три года почти шесть тысяч долларов (это 60 средних месячных зарплат), в то время , к огда за рубеж по низким ценам отправляет ежегодно 300 тысяч машин? Давайте подумаем , что будет, если эти машины останутся здесь. Продать все, что произведено за год в пределах Отечества, по установленным ныне ценам АО « А втоВАЗ » п росто не сможет — у же не под силу ему сбыть и те примерно 380 тысяч, к оторыеобычно оставались здесь. Поэтому и родилась « п рограммаприменения силы»: затолкать гражданам 300 тысяч машин по облигациям, еще 100 тысяч разыграть среди акционеров АВВА. А от иномарок закрыть границу на там оженныйзамок . Тем, кто ослушался — привез из-за рубежа не нашу машину , — штраф под видом пошлин. «Я считаю нарушением прав человека, к огда меня заставляют покупать товар по цене выше мировой при том , что он не выдерживает никакой критики » , — заявил в начале этого года теперь уже бывший министр финансов Б. Ф едоров . Полностью разделяю эту точку зрения и хочу добавить вот что. Нынешняя программа подд ержки российской автомобильной про ­ м ышленности , написанная самими же автоп ромышленниками , обречена на провал. В ней не учтено главное — интересы покупателей, к оторым насильно ( д аже при поддержке государственных чиновников) товар теперь не всучишь. Большое заблужд ение надеяться, что и через три года нам можно будет по заоблачным, нереальным ценам сбывать устаревшие «жигули», не выдерживающиеникакойкритики «москвичи» и «волги». К онку ­ р енции на автомобильном рынке российс ким автозаводам не избежать. У тех, к то хочет сегодня вложить свои кровныев авт омобиль , в отличие от бедняги Буратино, есть выбор. Так что — «поехали» в рынок, г оспода ! Рынок — это когда покупатель может выбирать. Никто не должен суживать эту возможность — ни АВВА, ни правительственный чиновник, ни заводской лоббист, к акими бы рассуждениями «о пользе» они ни прикрывались. П. МЕНЬШИХ (£) «За рулем», 1994 г.МНЕНИЕЗА РУЛЕМ 3/94~Ш