потеряли, д ругие — что документы посеяли в ГАИ, третьи еще что-то выдумывают. В ход идет любой вымысел. А главное — никто из них в езде без водительского удостоверения никакого криминала не видит. Бросилось в глаза, что все подозри ­ тельные машины, д аже если их номеров нет в списке угнанных, написанном ме ­ л ом на доске , инспектора проверяют «на угон». По телефону сообщают данные автомобиля и через несколько минут узнают, «чист» ли он. Такое стало возмож ­ н ым совсем недавно, к огдав Главном управлении ГАИ создали электронную базу данных. Эффективность этой системы очевидна. Судите сами, в журналугонов , к оторый ведут на посту, е жедневно заносят 40 — 5 0сообщений , за неделю более 300 — поди проверь этот огромный список безкомпьютера . Наблюдать за тем, что происходитна посту ГАИ, оказалось занятием не только увлекательным, но иполезным . С колькопроблем , связанных сдорожнымдвижением , м ыпо - и ному восприняли за время «дежурства». Н едаром говорят, лучше один раз увидеть... А обобщенный портрет водителя мы все-таки успели набросать. О н противоречив — м ногов нем традиционной российской человечности, несмотря на нелегкие времена. За рулем немало нормальных людей , к о ­ торые общаются синспекторами ГАИ без желчии злобы, вполне доброжелатель ­ но, с чувством собственного достоинства. Это, п ожалуй , главное. Есть в них и хитрость, и юмор , но, к огорчению , заметна и некая подобострастность: из всех остановленных машин (исключения крайне редки ) тут же выскакивал водитель, нес мотря на мороз . Есть в « о бобщенном портрете» и отталкивающие черты — тех, кто штрафывоспринимает сусмешкойив ответ достает пачки денег. Тех, к то ездит без всяких документови не считает обя ­ зательным их иметь. А также тех, к товоткрытую грубит иугрожает инспектор ам : сейчас и это не редкость ! Появился водительский «контингент», к оторый не считается не только синспектором ГАИ, но ис большинством людей за рулем , н уждающихсявпорядкеи спокойствии на дороге . Если не принимать быстрых и решительных мер , то именно вседозволенность может стать доминирую ­ щей чертой в портрете водителя. А это — опасно. Ф. ИЛЮХИН Фото В. Князева Редакция благодарит за помощь в проведении рейда сотрудников ГАИ: майора И. Суровенкова, капитана А. Моторина, лейтенанта В. Куликова, сержанта А. Перова.ВОЗ И НЫНЕ ТАМ...Примерно год назад журнал писал о трудностях и неудобствах, которые испытывает автовладелец при регистрации машины, а также при снятии ее с учета или постановке на учет. Руководство столичной Госавтоинспекции заверило нас тогда, что ситуация скоро резко изменится в лучшую сторону. Наш корреспондент Д . Н АДЕЖДИН утверждает, что «воз и ныне там». В течение последних полутора месяцев мне пришлось трижды пройти все круги волокиты, связанной с регистрацией или перерегистрацией автомобилей. Д ело Происходило в двух отделениях столичной ГАИ (Перовское и Куйбышевское) и люберецкомМРЭО . Разнились маршруты по коридорам , номера кабинетов, но атм осфера царила одна и та же . И все так же мало она способствует сохранению нервных клеток, д ушевного спокойствия и здоровья. Если вы решили посвятить регистрации (или снятию с учета) своего автомобиля день, лучше настраивайтесь сразу на два, а то и три — п отом не будет му ­ чительно жалкопотерянноговремени . И бо если вы не обладаете налаженными связями среди «гаишного» начальства или просто нахальством, за день вам вряд ли удастся обернуться. Появиться в ГАИ надо никак не позднее начала работы этой организации. З агоняем машину на стоянку. Здесь будьте осторожны : не соблазняйтесь укромнымиуголками . Ваш автомобиль непременно « з ажмут » , и на поиски того , чья машина вас заблокировала, уйдет немало драго ­ ц енного (понимайте это буквально) в реме ­ ни. Поэтому парковаться желательно поб лижек выезду. Выйдя из машины , следует отыскать глазами вагончик (будку, киоск) и пристроиться в хвост стоящей там очереди . Технология «работы» такова: отстояв положенное , получаем бланки документов , к оторыенеобходимо заполнить. Л учше быть вдвоем : о дин , путаясь в номерах кузова, двигателя и собственного паспорта, заполняет бумаги , д ругойв это время мчится всбер ­ кассу, чтобы уплатить пошлины, налоги и т. п. Будьте готовы к тому, что вближайшей сберкассе немалая очередь из таких же , как вы, автомобилистов. 42 ЗА РУЛЕМ 3/94 Все заполнив и уплатив, снова в очередь к вагончику. Тот же инспектор про ­ верит, правильно ли оформленыбумаги , и отложит их в сторону. Х орошо , если буркнет « ж диу машины». В противном случае неопытный посетитель может подумать, что все закончено . Увы, д оокон ­ чания еще далеко. Предстоит серьезное мероприятие — осмотр автомобиля. И нспектор , накопив изрядную пачку кви ­ танций, величественно покидает свою будку. Важно успеть заранее открыть капот и протереть номера кузова и двигателя. В их сличении стеми , что на карточках, и состоит суть осмотра. Увидев номер , п окрытый слоем грязи, «гаишник», не ро ­ вен час, развернется и молча уйдет. Понять его можно : ж елающих толпы — он один . Один всамомпрямом смысле. О нив вагончике сидит, он же выходит осматривать автомобили, захлопнув заветное окошкои оставив очередь мерзнуть , м окнуть , жариться — в зависимости от погоды. О сновноеположительное отличие об ­ ластного МРЭО от московского отделения ГАИ состоит втом , что выдачей бланков иосмотром ведают разные люди . Это несложное усовершенствование бюрокра ­ т ического процесса намного облегчает жизньстраждущимиэкономит их врем я . Еще одна пикантная подробность из быта ГАИ области — «душевное» состояние инспектора, в едущегоосмотр . В десять утра 16 октября он появился на стоянке, весело помахивая зеркалом на длинной ручке , и, выдохнув в лицо очер едному автомобилисту, вызвал у последнего непроизвольное желание схрумкать огурчик , желательно соленый. К вечеру инспектора уже буквально подносили к машине на руках. Но, видимо, б ольшой опыт позволял лейтенанту выполнять служ ебные обязанности ивтаком состоянии. А вторучку он сжимал крепкоиразма ­ шисто ставил подпись вдокументах . Получением сей закорючки заканчивается первый круг мытарств и начинается второй. Учет угнанных автомобилей, как гово ­ рят, к омпьютеризован . В российском варианте это выглядит так: снова отстаиваете изрядную очередь и, сдав бумаги , ж де ­ те, пока инспектор звонит по телефону и диктует данные вашего автомобиля.Через некоторое время ему сообщают , находится данный автомобиль врозыске или нет. Все это хорошо , вот толькопочемунеобходимуюоперацию нельзя делать параллельно с осмотром — с колько бы нашего времени было сэкон омлено . Но ничего не скажешь — к омпьютерный учет! Самое интересное действо наступает впаспортном столе — последней инстанции. У окошка бурлит людская толпа, пытающаяся выстроиться в очередь. Возглас «вы здесь не стояли!» м ожно отнести кразряду деликатных. Работа паспортного стола быстротой не отличается — весь учет, как ив начале века, в ручную : заполняют какие-то карточки , вносят по ­ м еткив гроссбухи, делают записи в техпаспорте, ставят печати и — финал! — выдают номера . На все про все — одна, х орошо две паспортистки. Стоят здесь часами, иные не один день. В эту очередь не влезть: в лучшем случае обругают матерно, а могути просто врезать по физиономии . О днако попадаются редкие личности, к оторыев очер еди не стоят — и за полчаса получают номера, техпаспорт искорымшагом удаляются от закипающейочереди . Д а , связи — это сила. Увы, привилегия пройти вне очередипростомусмертному не дается ни за какие заслуги. Старушка, продававшая машину (как оказалось, ветеран войны ипер ­ сональный пенсионер), сославшись на нездоровье, попыталась воспользоваться льготами. Ответ из окошка паспортного стола был краток : «У нас все равны!». К счастью, кто-то из начальства проникся состраданием, и пожилуюженщину провели путем «блатных» — через служебный вход. Областная ГАИ снова оказалась выше своих московских коллег. В ней над заветным окошком красуется табличка, с ообщающая престарелым изаслуженнымоб их праве на внеочередное обслужи ­ вание. Да и очередь значительно меньше, и паспортистки порасторопнее, и компью ­ тер у них прямо тут, на столе, а не «по телефону». Всю процедуру удалось провернуть за день без особого напряж ения . Хотя сказался, к онечно , полученный ранее московский опыт. Кстати, в столичных МРЭО , где ре ­ г истрируют новые машины (в районных ГАИ — только бывшие в употреблении) весь процесс занимает, по рассказам очевидцев, очень немноговремени . М о ­ ж ем , если хотим !