Помните, как во время грандиозного рейда-марафона «Париж — Пекин» Влад имир Гольцов мчался согромнойско ­ р остью на невиданном прежде «Урале»? З арубежные коллеги, осматривая автомобиль на бивуаках, н еизменно задавали вопрос : «Это, наверное, военная машина?» Прославленный мастер отвечал, что машина-де совсем новая, а страна наша уже стала на мирные рельсы, так что модель эта к армии никакогоотно ­ шения не имеет.БРОНЕПОЕЗДПРОБЛЕМЫ псжатиясотни тысяч «газонов» и «зилов», у кото ­ рых в кабинах вместо современных анат омических сидений — д опотопные продавленные «диваны», твердые искользкие баранки, плохо читаемые приборы , тугие педали. Особый «уют» создают окрашенные металлические панели иже ­ с ткий картон, и менуемыйобивкой . М одер ­ низация машин хоть и туго, но шла: как-то совершенствовали двигатель, что-то изменяли в ходовой части, усиливали, о б ­ легчали. Только водитель оставался на томже диване за той же неподатливой бар анкой : сэкономить топливо было куда важнее, чем сберечь человеческие силы, сохранить здоровьеи работоспособность. В прочем , почему «было» — разве чтонибудь изменилось? Да, пошли с конвейера новые ЗИЛы, Г АЗыс новыми кабинами. Но их пока малоисколько еще водителей, в том числе совсем молодых, наживут радикулит, о пущениежелудкаидругие болячки, работая на устаревших машинах. Только рыночная — п роще говоря, нормальная — э кономика расставит все по местам. Тот же УАЗ, почувствовав заинтересованность в потребителе, нашел способы делать свои машины гораздо комфортабельнее. А один оптовый поку ­ патель, пусть забирающий десятую часть продукции , не сможет больше определять всю политику фирмы . Шоферы-профессионалы вправе рассчитывать на создание для себя более удобных условий для работы. А рмия должна получать автомобильн ую технику в достаточном количестве, а главное, в полном соответствии со своим и специфическими требованиями. Но далеко не все автомобили в стране, равно как и не все ее граждане, д олжны быть признаны «годными кстрое ­ вой» в мирноевремя . Ведь до сих порвопреки известной песне получалось так, что наш бронепоезд не стоит на запасн ом пути, а используется и для пассажирских, и для грузовых перевозок... Что же касается упомянутых в начале «париж-пекинского» «Урала», равно как и «дакарского» КамАЗа, то лукавить, как говорится, нечего: оба изначально проек ­ тировались именно по заказу военных. Успешное выступление обеих машин в рейдах подтверждает, что спортсмены не случайно называют свои автомобили боевыми — условия гонки и боя подчас различаются весьма незначительно... . А. С ОЛОПОВИ та, и другая стороны имели основания для своих точек зрения . О том , что приверженность принци ­ пу «хочешь мира — готовься к войне» сделала нашу экономику самой милитар изованной , сказано ужемного . Но однодело — м ножество заводов, занятых про ­ и зводством собственного вооружения , и совсем другое — предприятия, выпускаю щие вполне мирные изделия, у кото ­ р ыхОсновнымзаказчиком было, т ем не менее , Министерство обороны . Пусть этот заказчик забирал не самуюбольшую часть продукции , но требования егобы ­ ли жесткии не подлежали обсуждению . Когда тот же Гольцов выступал в марафонах «Париж — Д акар » за рулемКамАЗа , вряд ли кто спрашивал его о происхождении камского большегруза: полноприводная модель -4310 внешне мало отличается от своих дорожных сестер. И невдомек было окружающим , что аскетичный облик машины определи ­ ло не только стремление кэкономии , но имогуществоОсновного заказчика. Ведь передКамАЗом была поставлена задача дизелизации Советской Армии . А войскам нужны и обычные транспортные машины — не только вездеходы. А рмейские автомобили за рубежом совершенно непохожи на своих «штатских» собратьев, принадлежность к той или иной «фамилии» м ожно определить лишь пофирменному знаку. Объясняется это просто : совокупность требований, предъявляемых к военным автомобилям, выделяет их в отдельный, весьма специфический класс. Например, у них почти не бывает панорамных ветровых стекол: разобьется водительская половина, ее можно без проблем заменить «пассаж ирской » . О собо изящной такую кабину не назовешь, но логика решения очевидна. Э тимже объясняется и весьма скромноеоборудование , м инимумкомфортав кабине. П роще значит надежнее. А вот система централизованного регулирования давления в шинах, наоборот, усложняет (и удорожает ! ) к онструкцию , нозато незаменима для улучшения прохо ­ д имости , да ипоможет выбраться из передрягидажес простреленными ко ­ лесами. А ргументы веские, но... Сегодня наши «дальнобойщики» все чаще видят магистральные «мерседесы», «волво» и другие машины этого класса. На их фоне спартанское убранство кабин отечественных грузовиков выглядит удру ­ ч ающе . Ведь если человек, идущий на войну, и спокон веку был обречен терпеть неудобства и тяготы армейскойжиз ­ ни, то свое рабочее место «на граждан ­ ке» он всегда стремился сделать удоб ­ ным.О днакоу нас всеобщей воинской обязанности до сих пор подлежат не только люди , но и автомобили, оборудованные сармейской непритязательностью. Пусть военные покупают лишь десятую часть продукции УАЗа, но соответствовать их требованиямдолжны все машины. В нар одном хозяйстве их ставят на учет в военкоматах для обязательной мобилизации в случае войны. Поэтому оставшиеся 90 % потребителей вынуждены маяться с « м ягким верхом» в условиях отнюдь не мягкого климата: ведь автомобиль должен быть приспособлен для десантирования. Лишь в последнее время появились модификациисжесткойкрышейи улучшенной отделкой. «Воинской повинности» едва избежали вазовцы: в НТЦ многие еще помнят экспериментальную машину, получившую прозвище «крокодил» — а рмейское развитие «Нивы». Д олгое время мы были убеждены , что все лучшее достается армии . О днакото , что хорошо для нее, совсем не обязано быть лучшим для других целей. В свое время вГорьком по заказу военных разработали ГАЗ-66. Грузовик обладал набором качеств, выводивших его в лучшие среди подобных. Проходимость, маневренность, запас мощности делали его поистине незаменимымв боевых условиях. Но вот армия, по сути, отказалась от этой машины. И для нее, «лучшей», не стало потребителя! Оказалось, что горючего она расходует очень ужмного , а полезногогруза везет маловато. Тогда-то на ГАЗе спохватились, чтоб ы приспособить ГАЗ-66 кгражданской службе. Но, как уже было замечено, для водителей «на гражданке » рабочие места ничуть не отличаются от тех, что на армейских машинах... Колесят по дорогамРабочие места в КамАЗе и «Мерседесе» мало отличаются. Правда, наш грузовик — перспективный, а немецкий — серийный...7За рулем№33/9425