АвтозарубежьеСДАВАЛ 3 "ПРАВА" АМЕРИКЕDRIVER LICENSE Не раз приходилось слышать: в Соединенных Штатах наши водительские права международного образца недействительны. Это не совсем так . Если ты просто гость или турист - катайся на здоровье! Но если устроился на работу, будь добр получай американские "права" (driver license). В Калифорнии, куда я перебрался из штата Мэриленд, на это дается 10 дней. Я не спешил - хлопот и без того хватало. Но вскоре понял, что без здешних "прав" жизнь сильно усложняется. В этом наглядно убеждаюттаблички во всех винных магазинах: "Если вы выглядите моложе тридцати, приготовьте свой "АйДи" (то есть удостоверение личности). В Калифорнии только два вида "Ай-Ди", признаваемые повсеместно: водительское - driver license ("драйвер лайсенз") и удостоверение "неводителя". Последнее - для белых ворон, которые по каким-то причинам не управляют автомобилем. Интересно, что удостоверения обоих видов выдаетОтделмоторизованных средств (Department of Motor Vehicles, или сокращенно DMV). Он же, кстати, занимается регистрацией избирателей. Итак, я позвонил в DMV, чтобы записаться на сдачу письменного экзамена. Мне назначили через неделю. Приятно удивила сумма предстоящих расходов: 12 долларовза оба экзаменавместес оформлением "прав". В случае провала можно за те же деньги пересдавать до восьми раз! Приехав к назначенному часу, я получил длинную простыню с 36 вопросами (без столь привычных для нас картинок) 86 ЗА РУЛЕМ 10/96• хххххххх• Хххххххх Хххххххххххх . • ХХХХХХххххххххххххХх # XXX . Ххххххххххх Ххххххх XX ХХХХХХ«I HU [IIS «ilSHI WISH! . МН И tMIHЯ наивно рассчитывал сдать driver test - экзамен по вождению - в тот же день. Но не тутто было! Снова предварительная запись по телефону . И опять , ввиду большого наплыва желающих, мой срок через неделю.X Ххх Ххх Х-Х XXX хх-хх-ххкис игXXamiМШИ»•да tnu coiiicmi ми: П ш пи К» ш 0М мотав Т1SECTION ХХХХХ VEHICLE CODE.ХХ-ХХ-ХХ XXXXX /ххх /XX»дпшит Iи на каждый вопрос - пять вариантов ответа. Время не ограничено. Мексиканецполицейский лениво поглядывает, чтобы не списывали. Допускается пять ошибок. Я сделал три, благо, заранее проштудировал "Учебник начинающего калифорнийского водителя". "Простыни" с ответами проверяют дедовским способом - с помощью трафаретов. Никаких компьютеров! Возможно, считают нецелесообразным держать их ради пустяковой операции. Читателям ЗР это может показаться невероятным, но медицинскую справку здесь не требуют. Сразу после проверки ответов служащий DMV (не окулист и вообще не медик!) предложил мне зрительный тест: прочитать несколько букв с белой таблицы, попеременно закрывая глаза. "О'кэй!" - этим и закончилась проверка здоровья. Впрочем, надо учесть, что "права" в США выдаются на ограниченный срок (калифорнийские - на три года). Узнав, что в СНГ не так, сотрудница DMV воскликнула: "Немедленно измените! Вы не представляете, как сильно может ухудшиться затри года зрение , не говоря уже об умственных способностях!.."В озникла проблема - достать автомобиль. Выручила моя коллега Марта, пригнавшая к назначенному времени в DMV свой старый пикап "Додж-Рам" (откуда у женщины страсть к пикапам?). Меня попросили погудеть, нажать на тормоза, вклюдмшдт чить фары и указатели поворота. Это и проверка работоспособности систем, и знания органов управления. Еще попросили подать рукой сигналы левого и правого поворотов.?Затем экзаменаторша-негритянка с непроницаемым и неприветливым лицом села на место пассажира и сказала: "Поехали". Я следовал ее указаниям: повернуть направо, сменить ряд, на светофоре налево и т. п. Еще было движение задним ходом по прямой и, конечно, разворот в три приема. Тем временем она что-то черкала в экзаменационном листе - как оказалось, ставила палочки. Одна палочка "съедает" от 1 до 10 баллов из 100, которые даются тебе первоначально , либо - в случае серьезного нарушения - означает моментальный провал. Чтобы сдать на "некоммерческого водителя класса С", что соответствует нашему классу В "без права работы по найму", надо сохранить из сотни хотя бы 70 баллов (тому, кто метит выше, в профессионалы, необходимы 85). Темнокожая экзаменаторша вычла у меня в сумме 32 очка - из них 14 за слишком медленное, по ее мнению, перестроение. Обидно недобрать два балла из-за спорных мелочей! Подумалось, что,