32
33
ТехникаКак правило, тема эта всплывает при очередном повышении цен на бензин. И это понятно: сжиженный газ, которым (в отличие от сжатого) пользуются автолюбители, пока что вдвое дешевле бензина, а расход его на 100 км лишь немного больше. Журнал не раз касался вопросов, связанных с эксплуатацией газовых систем в автомобиле. Сегодня повод вернуться к ним продиктован не только экономическими соображениями. Ни для кого не секрет, что 40 миллионов россиян дышат воздухом, в котором предельно допустимая концентрация вредных веществ превышена в 10 (!) раз. В крупных городах основную их часть составляют выбросы автотранспорта: в Москве - 85%, Екатеринбурге - 72, Курске 61, Санкт-Петербурге - 52% и т. д. Среди путей к значительному снижению токсичности выхлопа - переход с бензина на газ. Возвращаясь к теме "газ в моторах", мы предоставляем слово специалисту в этой области Антону ТОРГАШЕВУ.словия. Ныне у нас нет недостатка в программах и постановлениях, касающихся улучшения экологической ситуации. К сожалению, большинство из них остается на бумаге. В то время, когда Россия только собирается ввести экологические нормы ЕВРО-1, вся Европа в октябре 1996 года уже вводит ЕВРО-2 и готовится к ЕВРО-3. По мнению американских специалистов компании NATIONAL PROPANE GAS ASS, к двухтысячному году в США будет возможен перевод примерно 17 млн. автомобилей на сжиженный пропан-бутан. Внедрение газа на транспорте во многих странах, США, Канаде, Новой Зеландии, Австралии, Италии и других, происходит с помощью эффективной кредитной и льготной налоговой политики властей. Владелец автомобиля (или автопредприятие) имеет право на льготный целевой кредит на год. За это время он -может полностью окупить затраты на установку и эксплуатацию газобаллонной аппаратуры (ГБА), а потом экономить на разнице цен бензина и газа. Для автомобилей, где используется газ, предусмотрены меньшие налоги. И государство от этого не внакладе разница компенсируется снижением затрат на здравоохранение и защиту окружающей среды. Опыт, накопленный в мире, свидетельствует: без активной поддержки государства трудно заинтересовать автовладельцев переходить с бензина на газ. Но, похоже, у нас еще не пришли к пониманию этой необходимости.УУменьшение эксплуатационных расходов (не говоря о топливе) для автомобиля на газе также фактор немаловажный. Многочисленные испытания и многолетнее использование газового топлива на автомобиле позволяют сформулировать его преимущества по сравнению с бензиновым: увеличивается срок службы моторного масла в 1,5-2 раза, благодаря отсутствию растворяющих и смывающих свойств газа, а эксплуатационный расход его снижается на 10-15%; не накапливаются смолистые отложения в топливной системе и камере сгорания (сжиженный нефтяной газ растворяет их), улучшается работа системы зажигания и возрастает срок службы свечей зажигания на 40%; снижается токсичность выхлопных газов: окиси углерода (СО) в 2-3 раза, окиси азота (NO) в 1,2 раза, углеводородов (СН) в 1,3-1,9" раза, обеспечивается сохранность катализаторов; уменьшается вероятность детонации двигателя (у газа более высокое октановое число - около 105), улучшается динамика его работы, в полтора раза увеличивается межремонтный пробег ик тому же снижается уровень шума при работе на 2-3 дБ. Экономия затрат на топливо составляет 600-800 рублей по отношению к литру бензина. Исходя из этого, нетрудно рассчитать окупаемость ГБА. В качестве примера возьмем "Волгу" ГАЗ-31029. Переоборудование автомобиля на сжиженный нефтяной газ обойдется в1 200 000 - 1 300 000 рублей. "Волга" в городе расходует около 13 литров топлива, значит, с учетом разницы в цене между бензином и газом экономия достигнет 10 000 рублей на каждую сотню километров. Стало быть, ГБА полностью окупается за 12-15 тысяч километров ив дальнейшем будет приносить экономию. Заметим, что здесь не учитываются снижение затрат на масло и увеличение межремонтного пробега двигателя.Эксплуатация и безопасность. Об этом обязательно думает каждый, решая, переводить свой автомобиль на газ или нет. Именно безопасность лежит в основе разногласий сторонников газа и их противников. Нежелание многих использовать газ объясняется, в первую очередь, устоявшимся мнением о вредном влиянии пропан-бутана на здоровье водителя и пассажиров. Между тем, наблюдения медиков, да и опыт десятков тысяч автомобилистов опровергают его. Другой ошибочный довод - постоянный запах газа в салоне и моторном отсеке. Здесь необходимы пояснения. В 80-х годах, когда у нас начали перево-Зкономика. Как известно, существует три вида газового топлива: сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан), сжатый и сжиженный газ (метан). Если есть возможность выбирать, автовладельцы, в первую очередь, прикидывают длину пробега на одной заправке. Здесь преимущество на стороне сжиженного газа - при одинаковом объеме баллонов пробег в два с лишним раза больше, чем на сжатом.32ЗА РУЛЕМ 10/96 дить на газовое топливо государственный транспорт и не было опыта обслуживания и эксплуатации ГБА, возникли проблемы. К примеру, многие, кому тогда довелось воспользоваться такси с газовым баллоном, ощущали неприятный запах газа в машине. Причины этого были вполне устранимы, однако в автопарках стали демонтировать аппаратуру, ссылаясь на жалобы пассажиров и проблемы с обслуживанием этих якобы взрывоопасных машин. Немалую, если не решающую, роль сыграло и нежелание самих водителей работать на автомобилях с газовой аппаратурой - внушительных размеров баллон занимал половину багажника, что, конечно, крайне неудобно для такси. Надо иметь в виду, что громоздкое оборудование "Рязань" было взято от грузовика. То, что сейчас предлагает нам рынок ГБА, куда более совершенно ик тому же малогабаритно. С таким оборудованием эксплуатировать газовый автомобиль значительно проще (не говоря уже о безопасности), чем было тогда. Обслуживание ГБА сводится к сливу конденсата из редуктора приблизительно раз в месяц, причем есть устройство, позволяющее делать это автоматически. Все узлы и баллоны проходят жесткие испытания, имеют сертификаты качества и при правильном монтаже (лучше, когда он выполнен на сервисной станции, с гарантией) запаха вPAXКсалоне, моторном отсеке и багажнике не бывает. Даже если, не дай Бог, случится серьезная авария и баллон сорвется с места, то сработает скоростной клапан и утечки газа не произойдет. Поэтому не стоит бояться газовой системы. Кстати, упоминавшаяся однажды в журнале информация о предельном пробеге автомобиля с ГБА в 80 тыс. км, по нашим данным, не нашла подтверждения: грамотная эксплуатация автомобиля на газе не снижает ресурса двигателя. то делает ГБА. Использованием нефтяного газа в качестве топлива для машин заинтересовались у нас еще в 30-х годах. На заводах бывшего СССР были созданы конструкции 35 моделей газобаллонных автомобилей, работающих на природном и сжиженном газе. В 1988 году в России было выпущено более 41 000 "газовых" (в основном грузовых) автомобилей, в 1991 году - только около 16 000, а в последующие годы производство их почти прекратилось из-за отсутствия заказов. Однако законсервированные производственные мощности для выпуска ГБА в основном сохранены и могут быть введены в действие при наличии заказов и их финансирования. Возможности наших предприятий по производству ГБА оцениваются примерно в 300 000 комплектов в год. Сегодня же их выпускают несравненно меньше, главным образом, для легковых машин.Вот некоторые изготовители. Крупнейшим производителем ГБА в России является Рязанский завод автомобильной аппаратуры (мощность - свыше 130 000 комплектов в год). Ныне он делает оборудование с электронным блоком управления редуктором по лицензии итальянской фирмы POLIAUTO для легковых автомобилей ВАЗ, ГАЗ, "Москвич". Аналогичное рязанскому оборудованию, но с измененным редуктором (у него вакуумное управление) выпускает и АО "Компрессор" в Санкт-Петербурге. Известный многим поклонникам газового топлива Новогрудский завод (Белоруссия) продолжает производить ГБА (кстати, по самым низким ценам в СНГ). По параметрам, сходным с новогрудским оборудованием, делает аппаратуру "Калининградгазавтоматика" (Калининград). А вот АО "Инкар" (Пермь) выпускает другую конструкцию ГБА "САГА-7", разработанную фирмой "САГА-ЛИС" (Москва). В московских магазинах автозапчастей ассортимент газовой аппаратуры довольно скуден. Наиболее часто встречаются комплекты Новогрудского завода по цене 570 000 руб.. Рязанского - 1 535 000 руб., "САГА-6" Пермского завода - 800 000 руб., поступает в продажу и итальянская LOVATO AUTOGAS по цене 1 600 000 рублей. Большая часть аппаратуры реализуется через специализированные предприятия автосервиса, где ее устанавливают и обслуживают. В Москве их около десяти. Некоторые, например компания ГАЗПАРТ, переводит с бензина на газ практически все отечественные автомобили (ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, РАФ, "Москвич"), а также иномарки,-предлагая разные системы. аправочные станции. Сегодня в России все они, вместе взятые, способны обслужить 165-170 тысяч автомобилей в сутки. Сказать, что этого достаточно, нельзя. Даже на такой огромный город, как Москва, приходится всего 12 АГНС (автозаправочных газонаполнительных станций), в основном на окраинах. В часы пик, в предвыходные дни здесь очереди, где приходится иногда простаивать по полчаса. Более рациональное решение нашли в Санкт-Петербурге - компактные АГНС в черте города. За короткий срок здесь построены и введены в действие пять таких станций, которые успешно функционируют. Они рентабельны, несмотря на то что ближайший поставщик газа находится на расстоянии 200 километров. Создание широкой сети АГНС, постов по ремонту и установке ГБА при станциях техобслуживания поможет расширить круг автомобилистов, которые отдадут предпочтение газу, а это будет способствовать решению важных социальных проблем, связанных с использованием этого перспективного топлива.ЗТипичное расположение газовой аппаратуры: 1 - комплект приборов и деталей; 2 - смеситель; 3 - баллон; 4 - детали крепления баллона; 5 - датчик уровня-количества газа; 6 - заправочный клапан; 7 - указатель количества газа. З РУЛЕМ 10/96 А33