Давно известно - болезни лучше предотвращать, чем лечить. Эта истина справедлива ив отношении автомобиля. Ремонт нынче не дешев - дороги запасные части, да и расценки на услуги механиков за последние несколько лет существенно возросли. Зато средств профилактики, к которым можно отнести и смазочные материалы, сейчас хоть пруд пруди. О применяемости современных трансмиссионных масел рассказывает руководитель фирмы "СпектрАвто" Михаил БРЫКИН.ЛуАЗ) рекомендовалось применять ТАД-17И. Прямой заменитель его уже назван - это ТМ-5-18 (GL5, SAE 85W-90). Отметим, что для редуктора заднего моста уровень качества ниже ТМ-5 (GL-5) крайне нежелателен. Нагрузки в гипоидной передаче велики, поэтому она нуждается в надежной защите, которую обеспечивают только смазки данного класса. А вот в коробке передач наравне с ТМ-5 допустимо использовать масла ТМ-4 (GL-4). Но вряд ли ради небольшой экономии стоит приобретать масла различных типов. Реально отдалить сроки капитального ремасло М8ГИ до тех пор, пока наша промышленность не наладит выпуск подходящего трансмиссионного масла. Шли годы, и как-то незаметно вместо М8ГИ в инструкциях по эксплуатации появилось М63/ЮП, а следом и Мбз/ЮГ,, М63/12ГП. Вообще-то, в коробке "восьмерки" нежелательно применять всесезонные загущенные моторные масла. Они не для перемалывания между шестернями при высоких оборотах и под большими нагрузками. Полимер-загуститель быстро теряет свои свойства (происходит его деструктуризация), и масло разжижается. Из моторных пред¥11-11 1Для начала напомним - ставшее для наших автомобилистов именем нарицательным трансмиссионное масло ТАД-17И вот уже несколько лет в продажу не поступает. Буква "И" в маркировке означала, что при изготовлении того или иного сорта использовались импортные добавки (М8ГИ, М12ГИ, ТАД-17И), в данном случае комплексная присадка "Англомол-99" фирмы "Лубризол". Но ее производство было прекращено, а следовательно, и само ТАД-17И приказало долго жить. Ему на смену пришли минеральные масла нового поколения. Начнем с их маркировки. Обозначения уровня качества масел в зарубежной и отечественной классификации очень схожи. Скажем, импортный продукт GL-5 соответствует нашему ТМ-5, GL-4 ТМ-4 и т. д. Вязкость отечественного масла выражена в сантистоксах при температуре 100°С, зарубежного - в единицах SAE. Таким образом, современные аналоги ТАД-17И - российские смазки ТМ5-18 или импортные GL-5 вязкостью SAE 85W-90. Поскольку привычное название ТАД-17И оказалось бесхозным, его нередко используют нечистые на руку люди для обмана Покупателей. Если вы увидели на прилавке безродную канистру ТАД-17И, где не названо предприятие-изготовитель, знайте - это подделка. Крупные российские нефтеперерабатывающие заводы обязательно указывают свою торговую марку - "Велс", "Норси", "Рексол" и т. д. Иногда основное обозначение ТМ-5-18 сопровождается дополнительным, в скобках: (аналог ТАД-17И). Такое использование старого индекса не несет криминала. В данном случае оно поможет определить, что это масло для трансмиссии и позволяет выбрать нужный продукт тем, кто еще не привык к современным обозначениям. Теперь рассмотрим применяемость трансмиссионных масел для агрегатов различных отечественных автомобилей. В инструкциях по эксплуатации для большинства машин-ветеранов (а их еще немало на наших дорогах) указано масло ТАП-15. Его современные заменители - минеральные масла вязкостью SAE 80W-90 и SAE 85W-90 с уровнем качества от GL-3 (ТМ-3) и выше. В автомобилях классической компоновки ВАЗ, ГАЗ, ИЖ и полноприводных ("Нива", УАЗ, 44 ЗА РУЛЕМ 10/96 монта, сэкономить топливо и тем самым избежать лишних затрат поможет применение для агрегатов "классики" и особенно в разветвленной трансмиссии полноприводных машин дорогостоящего синтетического масла GL-5, SAE 75W-90. Обладая отличными противоизносными и противозадирными свойствами, оно имеет увеличенный относительно минеральных смазок срок службы ик тому же, будучи более текучим, снижает гидравлические потери в трансмиссии. Что касается наболевшего вопроса о долговечности сальников, работающих с "синтетикой", то сошлемся на конкретный пример, который привели сотрудники "За рулем". Задний мост их редакционной "Нивы", заправленный синтетическим маслом "Спектрол-синакс", снаружи до сих пор сухой. А вот в переднем редукторе, где использовано ТМ-5-18, появилась сильная течь через сальник левого привода. Видимо, все дело в качестве изготовления самих уплотнений. В переднеприводных "москвичах", а также в "запорожцах" коробка передач и главная передача объединены в один блок. Замена стандартному ТАД-17И были уже названа, но в данном случае разумнее использовать трансмиссионное масло на синтетической основе с вязкостью SAE 75W-90 и уровнем качества GL-5 (ТМ-5). Помимо перечисленных выше достоинств, оно предпочтительней для зимних условий, так как загустевает при значительно более низких температурах. Для "Таврии", в трансмиссии которой нет высоконагруженных гипоидных пар, помимо штатного ТМ-5-18, подойдет минеральное масло вязкостью SAE 80W-90 или "синтетика" SAE 75W-90. Рекомендуемый уровень качества - ТМ-5 (GL-5) или ТМ-4 (GL-4). Последнее все же лучше использовать на обкатанной машине. Ну и, наконец, вопрос, волнующий многих владельцев переднеприводных "самар": почему в ее коробку передач рекомендуют заливать моторное масло и можно ли его чем-нибудь заменить? Как известно, нет ничего более постоянного, чем что-либо временное. Когда разрабатывали ВАЗ2108, выяснилось, что трансмиссионное масло ТАД17И не обеспечивает положенный срок службы синхронизаторов. Замены ему не было - тогда в коробке передач решили временно использовать моторное почтительнее незагущенные масла вязкостью SAE 30 - аналог М8ГИ. В целом же нежелательно снижать уровень качества масла ниже допустимого: GL-5 для гипоидных передач, GL-4 для редукторов и коробок, где такая передача отсутствует. Превышение этого уровня во вред не пойдет. Синтетические трансмиссионные масла хоть и дороже минерала ных, но подходят для всех современных отечественных автомобилей. Их отличают меньшая вязкость, больший ресурс и стабильность характеристик в широком диапазоне температур. По существу, "синтетики" хватит на весь срок службы агрегата, если, конечно, не будет утечки масла через сальники. Впрочем, в ряде случаев ее удается устранить присадками с эффектом "Стоп-Ойл". Коль речь зашла о присадках к трансмиссионным маслам, отметим, что максимальный эффект в редукторах с гипоидными парами дают тефлоновые или молибденсодержащие. Возможно, также, использование чистого измельченного порошка дисульфида молибдена. Названные материалы снижают риск появления задиров на зубьях. Присадка способна выручить ив критической ситуации. В случае ремонта в пути, когда специального трансмиссионного масла нет, в коробку передач можно залить обычное моторное, сдобрив его дисульфидом молибдена. С гипоидными главными передачами такие фокусы не пройдут, но зато есть возможность употребить попавшую под руку "трансмиссионку" более низкого качества. Конечно, к такому варианту прибегают только в крайней необходимости. Если экономить на смазке постоянно, скорей всего, придется расплачиваться заменой и переборкой дорогостоящих агрегатов. Последнее замечание касается уже не отечественных автомобилей, а иномарок с автоматическими коробками передач. Здесь надо строго придерживаться требований изготовителя. Специальные масла для "автоматов" обладают комплексом строго сбалансированных свойств, и любые эксперименты здесь могут привести к самым печальным последствиям.•