131
вАвтолюбителей/ИНИШ^ ins,ПОТОЛКЕ ОТКРЫЛСЯ ЛЮК...Ни один наш автозавод не предлагает автомобили с люком в крыше. И тем не менее нет-нет да и мелькнет на дороге знакомый силуэт "Самары" с приоткрытым "окошком" над головой водителя. Это - результат работы тюнинговых фирм, а подчас и самостоятельного творчества автовладельца. Хорошо или плохо иметь окно, обращенное в небо? На этот вопрос попытался ответить Сергей МИШИН из Тольятти.О люке в своем автомобиле я мечтал давно: хотелось самому узнать, что же дает он водителю и пассажирам. И вот уже год, как я езжу на своей "девятке" с окном в крыше. Так что можно сделать кое-какие выводы. Но прежде о самом люке. Он прозрачный, с легким растром ("точечная" окраска), дабы чуть затенить стекло, не сдвижной, а только приоткрывающийся. Угол наклона легко регулируется перемещением ручки с трещоткой вверх-вниз. Запомнился сам процесс установки люка. Молодой человек в мастерской, не торопясь, разметил крышу моей "Самары" и смело просверлил ее насквозь, предварительно закрыв передние сиденья куском ткани, а затем аккуратно вырезал электролобзиком довольно большой кусок металла вместе с обивкой. Все, обратного хода нет! Вот и первый вывод: перед установкой люка вы должны быть твердо уверены, что не измените своего решения - ведь снять его, как, например, не понравившиеся противотуманные фары, невозможно. Между делом замечу, что на всю работу, то есть с момента моего приезда на фирму до выезда уже с люком, ушло меньше часа. После первых километров был разочарован: температуру воздуха в салоне "окошко" в крыше не снизило. Я-то думал, что это случится обязательно. Однако люк - не кондиционер и прохладу в машине не создаст. Зато имеет другие достоинства, и прежде всего дает желанное ощущение свежести и простора для сидящих впереди и сзади. Особенно удобно пользоваться люком при температуре 20-25 градусов. Нет необходимости открывать окна: он активизирует вентиляцию, не создавая аэродинамических шумов, сквозняков, возникающих обычно при опущенных стеклах. Воздух приятно овевает лицо и шею, облегчает дыхание водителя и пассажиров. Впрочем, при скорости выше 100 км/ч начинаешь ощущать подсос воздуха в зоне дверных ручек. Избавиться от этого можно, слегка приоткрыв любое из передних боковых стекол. И все же мой люк - не стопроцентная панацея от жары. Если на небе нет ни облачка, даже при 20 градусах солнечные лучи, с избытком попадающие в салон, постепенно начинают "доставать". Слишком легкий растр и отсутствие шторок не могутслужить им полноценным препятствием. Но на открытой стоянке даже под нещадно палящим солнцем люк не дает машине превратиться в парную. Достаточно оставить небольшую щелку, не закрыв его до конца, - разогретый воздух будет подниматься вверх и выходить наружу. В городских условиях прозрачный люк незаменим. Теперь я, остановившись на стоп-линий перекрестка, спокойно могу наблюдать за сигналами светофора и, главное, стрелкамисекциями через крышу. Уже не надо, скрючившись, прилипать носом к ветровому стеклу, дожидаясь разрешающего сигнала, или прислушиваться к клаксону заднего автомобиля, который непременно "сообщит" о том, что пора начинать движение. Такое могут позволить себе лишь мотоциклисты да водители редких открытых автомобилей. А ночью можно посмотреть на звезды... Но это уже лирика. Хотя она занимает немалое место в жизни автомобилиста! В дождик люк тоже решает несколько проблем. Если он открыт, не запотевают стекла, а значит, вы гарантированно защищены от порции грязного "душа" через щель в окне, которое приходится приоткрывать, если нет люка. Капли дождя начинают попадать в салон лишь при остановке на светофоре. В "самарах" система отопления весьма эффективна, но, к сожалению, вентиляция слишком упрощена. Поэтому добиться четкого распределения (и разделения) холодного и горячеговоздуха в салоне в холодное время очень непросто. Особенно при промежуточных положениях регулятора температуры, когда хочется, чтобы воздух возле ног был теплым, а возле лица прохладным, а не горячим, как это обычно бывает. Добиться этого с помощью люка очень легко. Слава Богу, не случалось событий, заставивших засомневаться в безопасности и надежности люка, который сделан из прочного закаленного стекла. Но в дальних поездках иногда мелькает мысль: а если разобьется? И дело здесь не в прочности. Любое из стекол автомобиля нынче можно найти на станциях техобслуживания ив многочисленных магазинах, практически везде. А вот импортное стекло для моего люка, пожалуй, отыщешь только на той фирме, где я его ставил. Моя машина немолода, да и первый хозяин ее крепко поколотил. Поэтому в будущем планирую заменить кузов. Взвесив все "за" и "против", решил, что в новой крыше тоже сделаю люк. Ну а для тех, кто еще раздумывает, "быть или не быть", мой опыт, надеюсь, окажется небесполезным.ЗА РУЛЕМ 10/96 131