будь я негром, не резала бы меня так своими палочками. Повторный экзамен две недели спустя принимал похожий на индейца мексиканец, которого я мысленно прозвал "Острый Глаз". Несмотря на довольно солидный опыт вождения в условиях СССР и СНГ, я снова провалился! На этот раз вполне заслуженно: от волнения поехал на " к расный " . Он загорелсясекундой раньше, но "Острый Глаз" засек непростительный промах и скорбным голосом поведал мне о нем. А как, скажите, не волноваться, если у них в Америке другая водительская ментальность? Наши инструкторы вождения, желая ученикам добра, вдалбливают им в голову "закон ДДД " "Дай Дорогу Дураку!" И правильно делают. В Штатах дураков за рулем тоже хватает, но они, вообще говоря, не агрессивны и менее опасны. К тому же все автомобили и их владельцы застрахованы. В этих условиях "Острый Глаз" не мог понять, почему я, будучи на главной дороге, снижаю скорость и слежу, пропускают ли меня "поперечные" водители. Его стиль: "При, если ты прав!" Посмотрел бы я на него в Москве или Киеве... Еще через неделю - моя третья попытка. Не везет - снова выходит мексиканец, приклеивший мне в прошлый раз ярлык "нерешительного водителя". И как вы думаете, с чего он начал? "Хотите ли вы сдавать со мной или прислать другого экзаменатора?" Я был тронут и сказал, что сдавать с ним для меня о'кэй. Поехали... На этот раз я сумел сох ранить 82 балла изаслужилоценку "Good!" Еще чуть-чуть - и заработал бы профессиональные "права". Но, увы, споткнулся о местную специфику. В Калифорнии при любом перестроении недостаточно посмотреть в зеркало заднего вида - обязателен еще и мотоциклетный взгляд через соответствующее плечо. К этому разумному требованию, снимающему проблему "мертвой зоны", я не успел привыкнуть до автоматизма. Кроме того, потерял целых шесть баллов из-за стоп-линий: останавливался на них, а здесь положено - перед ними... Итак, - о позор мне (shame on me)! я прошел лишь с третьего раза. Отдал экзаменационный лист клерку, сфотографировался, и мне выдали временное водительское удостоверение (temporary driver license) на бланке с Большой Печатью штата Калифорния. Постоянные "права" - пластиковую карточку с фотографией ис голографическим, исключающим подделки изображением Большой Печати - обещали выслать втечение двух месяцев по почте из центрального офиса DMV в Сакраменто (столица Калифорнии). Почта в США славится своей надежностью - ей смело доверяют любой документ. Д аже такой важный для живущих в этой стране, как driver license. Калифорния Глеб САПОЖНИКОВME ТУШИТЕ БЕНЗИНОМ ГОРЯЩУЮ МАШИНУЛично у меня два раза горела машина. И второй раз, к несчастью, успешно. Не знаю, может, потому, что моих соседей и знакомых раздражала иномарка (у меня была свежая "Ауди-80"). Может, я сам был еще недостаточно опытен в обслуживании роскошного средства передвижения, но машина все-таки сгорела, как бы ни сокрушалась моя жена по поводу потерянных денег. Вообще случаев возгорания транспортных средств наверняка больше, чем пожаров в домах или, например, в лесу. Чуть не каждый автомобилист или горел, или пытался загореться, или, по крайней мере, слышал, что автомобили, несмотря на их железное телосложение, очень боятся красного петуха. Да и есть отчего. На любой машине всегда несколько слоев легковоспламеняющейся краски, десятки метров проводов, каждый из которых только и мечтает искрануть. А смазка, резина, салон! Хорошо хоть бензин на заправках разбавляют явно чем-то негорючим, а то бы мы горели еще чаще. И легковушка, и грузовик горят быстро. Уже через пять минут активной работы пламени можно и не пытаться тушить. Стой только подальше, чтобы не поймать громко вылетающий бензобак, и подсчитывай убытки. Прошлым летом в селе Китаевка, недалеко от Курска, агроном разъезжал на кооперативном "Москвиче" и поджигал солому в старых скирдах. Машину ставил рядом, и, естественно, на соломе, так как разбросана она далеко вокруг. Когда загорелась очередная куча, агроном тронул стартер, но не тутто было - не заводится. Столкнуть невозможно, стоит ведь на той же соломе, что и поджигал. Давай машину тушить, да какой там... Теперь ездит по полям на мотоцикле. Фермер из соседнего села Любицкое В. Ефремов на собственном ЗИЛе в ангаре разгружал ячмень. Загорелась проводка в кабине. Как потом предположил, от магнитофона. Побежал за огнетушителем к стене. Сорвал пломбу, ударил, как положено, об землю толку никакого. Прошипел огнетушитель ему что-то о сроке годности и вовсе испустил дух. Витька побежал к соседу. Вернулись в ангар вдвоем, с другим огнетушителем. А в кабине уже горят "сидушки" и все эти голые дамы из жвачек, которых у неженатого фермера целый гарем. Сорвал вторую пломбу. Результат тот же, и железяку закинули за ненадобностью. Через полчаса закидали остатки огня землей. Новая кабина сейчас стоит дорого. По трассе Москва-Симферополь, в районе Обояни ехал на работу пасечник А. Зарубин. Рулил на своем новеньком "сорок первом" "Москвиче". Смотрит, что-то у него дымок из-под капота струится. Останавливается, поднимает капот, а оттуда уже и дым, и огонь валят вовсю. Ничего не разберешь! Давай землей забрасывать - не помогает. Огнетушителя нет. Снимает пиджак - и по грязному, горящему двигателю. Подъехали мужики на грузовике, помогли дотушить. Домой возвращался на тросе; сгорела вся проводка под капотом, почти все шланги, пиджак сгорел - вот что жалко, ведь почти новый был. В той же Обояни у бывшего директора автобазы, а ныне преуспевающего бизнесмена, тоже был пожар. Взялся он перед техосмотром промыть бензином двигатель. Поставил ведро "76-го" рядом с "уазиком", все промыл, протер тряпочкой и решил заодно выставить заново зажигание. Искра прыгнула из-под трамблера на тряпочку, и зажигание, судя по всему, показалось мастеру слишком неожиданным и ярким, так как он побежал домой за водой. В это время его сосед, обеспокоенный дымом, направленным в сторону его сараев, из самых гуманных соображений перепрыгивает через забор и, схватив стоящее у машины ведро, выливает его на огонь. Бензин, бывший в ведре, как известно, хорошо поддерживает горение... Сам я, как уже говорил, тоже горел и, поверьте, рассказывать об этом захотелось нескоро. Огонь безжалостен. Вожу с собой сейчас два огнетушителя, хотя торговцы на авторынке, доки в этом деле, уверяют меня, что для полной уверенности надо купить и третий. Так что я теперь во всеоружии и потому беру на себя смелость посоветовать кое-что своим коллегам-водителям. Не поджигайте солому, на которой стоит ваш автомобиль. Не тушите горящий двигатель новым пиджаком - костюм от этого может испортиться, а проводку все равно покупать новую. Не поливайте горящую машину бензином, от этого у нее может перегреться двигатель. Но, главное, конечно, будьте бдительны, внимательны, осторожны и не теряйте чувство юмора! Геннадий БОРЗЕНКОВ Из материалов, присланных на конкурс "Журналист"ЗА РУЛЕМ 10/96 87