йоимишламиОПРОСИТЕ У "АВТОДАТЫ"Хорошо, если ответ известен. А если нет? Допустим, на какие - т о машины уже есть инструкции по ремонту на русском языке, но ведь не на все . К онечно , м ожно еще отыскать новейший электронный стенд, где места регулировок вы свечиваются на дисплее, но не о них сейчас речь. Нам бы хотелось обратить ваше внимание на спра вочники, дающие ответ на подобные вопросы. Один из крупнейших европейских издателей такой ли тературы - известная фирма "Автодата". Скажем, в нашем примере вполне пригодился бы справочник "Углы установки колес автомобилей 1970 - 1 995годоввыпуска " . Здесь не только даны установочные значения, но и показаны места регулировок, по сути, для всех из вестных машин. Нынешнее состояние рынка ремонтных услуг таково, что большинству мастерских просто невы годно ограничиваться одной мар кой машин. Приходится браться за ту работу, которую предлагают. Но даже узкие специалисты имеют шанс запутаться в устройстве ка кой-то редкой модификации, в ы пускавшейся всего год-два, а то именьше . Если втакойситуации пытаться действовать по аналогии с другими подобными устройствам и , наломать дров очень легко . Может оказаться, что данный эк земпляр как раз и есть то самое исключение из известных ремонтнику правил. Один мой приятель как - т о отрегулировал карбюратор "Ауди-80" "почти как на " М оскви че". Машина ехать отказалась на отрез. И это с простеньким-то од н окамерным "Солексом". Д опус тим, винты регулировки количества и качества смеси найти удалось. А какой требуется уровень в поплавковой камере? Конечно, нужно по смотреть всправочнике - т акой справочник тоже есть: "автодатовс кий " двухтомник "Карбюраторы, 1970-1995", в котором приведены все необходимые параметры. Для узких специалистов издается серия " К арбюраторы "Опеля", " А уди " , "Мерседеса"и другие. Проблем, которые могут соз дать редкие иномарки владельцу или ремонтнику, множество. Ежедневно в редакцию приходит пятьдесять писем свопросами типа: "Сколько залить масла в задний1 24 ЗА РУЛЕМ 10/96Владельцам редких иномарок наверняка знакома такая сцена. Приезжаешь в мастерскую для регулировки схождения и развала колес, а там говорят: "Измерить углы мы можем. А вот как они регулируются - ты сам ищи".мост "Форда-Гранады" 1978 года? И какого ? П одскажите , где там сливная и заливная пробки?" Д у маете, смешно? Это только если вы не попадали в такую ситуацию. Или, куда уж проще: "В каком по рядке затягивать болты головки блока цилиндров икакимусили ем?" Для "Жигулей"-то это каждый знает. А для "Сузуки LJ-80"? Короче говоря, обходиться без соответствующей литературы ав томобильному мастеру никак нельзя. Хочется привести еще один пример . " А втодата " издает сборники блок-схем (то есть про цедур) поиска неисправностей для разных моделей машин. Допустим, если не заводится BMB-320i, то вы сможете, шаг за шагом проверяя системы автомобиля, обнаружить поломку. При этом, по сравнению с известным "методом тыка", с эко номите немало времени, а с методом "тотальной замены" - немало денег. Полезно приобрести спра вочники "Автодата" для магазинов, т оргующихзапчастями : имеются каталоги ремней, фильтров исве чей, форсунок систем впрыска и дизельных, топливных насосов высокого давления суказанием , на каких моделях автомобилей они применяются. На крупных сервисных станциях пригодится сборник нормативов времени на проведение распространенных операций, который поможет точнее сплани ровать работы. Распространяет литературу "Автодата" московская фирма "Барклай-Авто". Издательство "Легион" готовит публикацию книг на русском языке. Справочники по карбюраторам и системам впрыска в переводе уже есть, а с таблицами данных можно разобраться по очень удобным пиктограммам. Конечно, некоторые авторемонтники предпочтут работать на глазок, затягивая "от души" гайки изаменяя все приспособленияи съемники зубилом и кувалдой. К а к ое - т о время машина поездит и после такого ремонта... Но отдадите ли вы им свою любимицу? . Аркадий АЛЕКСЕЕВ