124
йоимишламиОПРОСИТЕ У "АВТОДАТЫ"Хорошо, если ответ известен. А если нет? Допустим, на какие - т о машины уже есть инструкции по ремонту на русском языке, но ведь не на все . К онечно , м ожно еще отыскать новейший электронный стенд, где места регулировок вы ­ свечиваются на дисплее, но не о них сейчас речь. Нам бы хотелось обратить ваше внимание на спра ­ вочники, дающие ответ на подобные вопросы. Один из крупнейших европейских издателей такой ли ­ тературы - известная фирма "Автодата". Скажем, в нашем примере вполне пригодился бы справочник "Углы установки колес автомобилей 1970 - 1 995годоввыпуска " . Здесь не только даны установочные значения, но и показаны места регулировок, по сути, для всех из ­ вестных машин. Нынешнее состояние рынка ремонтных услуг таково, что большинству мастерских просто невы ­ годно ограничиваться одной мар ­ кой машин. Приходится браться за ту работу, которую предлагают. Но даже узкие специалисты имеют шанс запутаться в устройстве ка ­ кой-то редкой модификации, в ы ­ пускавшейся всего год-два, а то именьше . Если втакойситуации пытаться действовать по аналогии с другими подобными устройствам и , наломать дров очень легко . Может оказаться, что данный эк ­ земпляр как раз и есть то самое исключение из известных ремонтнику правил. Один мой приятель как - т о отрегулировал карбюратор "Ауди-80" "почти как на " М оскви ­ че". Машина ехать отказалась на ­ отрез. И это с простеньким-то од ­ н окамерным "Солексом". Д опус ­ тим, винты регулировки количества и качества смеси найти удалось. А какой требуется уровень в поплавковой камере? Конечно, нужно по ­ смотреть всправочнике - т акой справочник тоже есть: "автодатовс кий " двухтомник "Карбюраторы, 1970-1995", в котором приведены все необходимые параметры. Для узких специалистов издается серия " К арбюраторы "Опеля", " А уди " , "Мерседеса"и другие. Проблем, которые могут соз ­ дать редкие иномарки владельцу или ремонтнику, множество. Ежедневно в редакцию приходит пятьдесять писем свопросами типа: "Сколько залить масла в задний1 24 ЗА РУЛЕМ 10/96Владельцам редких иномарок наверняка знакома такая сцена. Приезжаешь в мастерскую для регулировки схождения и развала колес, а там говорят: "Измерить углы мы можем. А вот как они регулируются - ты сам ищи".мост "Форда-Гранады" 1978 года? И какого ? П одскажите , где там сливная и заливная пробки?" Д у ­ маете, смешно? Это только если вы не попадали в такую ситуацию. Или, куда уж проще: "В каком по ­ рядке затягивать болты головки блока цилиндров икакимусили ­ ем?" Для "Жигулей"-то это каждый знает. А для "Сузуки LJ-80"? Короче говоря, обходиться без соответствующей литературы ав ­ томобильному мастеру никак нельзя. Хочется привести еще один пример . " А втодата " издает сборники блок-схем (то есть про ­ цедур) поиска неисправностей для разных моделей машин. Допустим, если не заводится BMB-320i, то вы сможете, шаг за шагом проверяя системы автомобиля, обнаружить поломку. При этом, по сравнению с известным "методом тыка", с эко ­ номите немало времени, а с методом "тотальной замены" - немало денег. Полезно приобрести спра ­ вочники "Автодата" для магазинов, т оргующихзапчастями : имеются каталоги ремней, фильтров исве ­чей, форсунок систем впрыска и дизельных, топливных насосов высокого давления суказанием , на каких моделях автомобилей они применяются. На крупных сервисных станциях пригодится сборник нормативов времени на проведение распространенных операций, который поможет точнее сплани ­ ровать работы. Распространяет литературу "Автодата" московская фирма "Барклай-Авто". Издательство "Легион" готовит публикацию книг на русском языке. Справочники по карбюраторам и системам впрыска в переводе уже есть, а с таблицами данных можно разобраться по очень удобным пиктограммам. Конечно, некоторые авторемонтники предпочтут работать на глазок, затягивая "от души" гайки изаменяя все приспособленияи съемники зубилом и кувалдой. К а ­ к ое - т о время машина поездит и после такого ремонта... Но отдадите ли вы им свою любимицу? . Аркадий АЛЕКСЕЕВ