120
121
йоимишламиДИАГНОСТИРУЕМ ДИЗЕЛЬРамки журнала не позволяют, Дизельных легковых автомобилей в стране уже много, но естественно, подробно остановиться обращаться с их двигателями умеют единицы. Между тем бежать на всем, но мы рассчитываем, что по поводу любой неисправности на фирменную станцию не читатели, которых заинтересует этот обязательно - как иу бензинового мотора, для дизеля материал, имеют опыт общения с существуют простейшие приемы диагностики неисправностей. автомобилем и знакомы с операцияО них рассказали нашему корреспонденту конструкторы ми, описанными в инструкциях и ру"вазовского" дизеля Николай ГАНЮШКИН и Александр ТОЛСТОВ. ководствах по ремонту дизелей. Не станем детально рассматривать и систему питания дизеля - ее устройСамая, пожалуй, р аспростра ­ на место "подозреваемого". В конце ство понятно из рисунка. Так что же ненная причина нечеткой работы концов, если в работе двигателя может случиться с мотором? Пройдизеля - неисправность форсунок. ничего не изменилось, то есть вы демся по "типовым" неполадкам. Возможно, не отрегулировано начаопределили, что фильтр не виноват, Неисправность первая - двило открытия иглы или она не закры- у вас будет запас, который, как гатель работает неустойчиво, не вается, или закрывается , но не ­ известно, карман не тянет. развивает полной мощности ("не плотно (то есть негерметичен расВозможно, вследствие каких-то тянет"). пылитель форсунки). Как правило, операций с двигателем или износа Одна из возможных причин - в эти дефекты сопровождаются ме ­ сбилась регулировка положения цилиндры поступает недостаточно таллическим стуком. Диагностика ТНВД и он несвоевременно подает топлива. Например, из-за негерменеисправной форсунки очень похотопливо к форсункам. Проверьте по тичности топливопроводов. В магижа на проверку работы свечей на инструкции угол опережения впрыска стралях высокогодавления (от бензиновом моторе. Надо по очеретоплива и при необходимости устаТНВД - топливного насоса высокого ди отключать цилиндры и по изменовите правильный. Вихрекамерные давления - до форсунок) неисправнению (или неизменности) характедизели способны пускаться и кое-как ность видна по потекам топлива. Но ра работы мотора судить о состояработать при любом угле, а вот мо ­ если что-то не в порядке на участке нии форсунки. На бензиновом дви ­ торы с непосредственной подачей от бака до насоса, течи может и не гателе вы бы снимали провода вы ­ топлива (например, на "Форде-Транбыть, скорее, вероятен незаметный сокогонапряжения , а на дизеле зит" или "Ауди") очень чувствительны глазу подсос воздуха. Здесь помоследует разгерметизировать маги ­ к этому параметру и при малейшем жет прозрачный полихлорвинилостраль высокого давления. Для этоотклонении даже не заведутся. вый шланг. Вставьте его в магистго на пол-оборота (больше раль перед ТНВД и при рабони к чему) отверните топ ­ тающем двигателе внима ­ ливную трубку у форсунки, а тельно следите за потоком чтобы не залить все кругом топлива. Пузырьков воздуха топливом, обмотайте раз ­ не должно быть вовсе, а если герметизированное соеди ­ они все-таки есть - значит, нение тряпкой. Теперь при вы определили причину не ­ работающем моторе топлировной работы мотора. Оставо будет выходить из - п од ется найти место подсоса и гайки, а в цилиндр не попазагерметизировать его. J дет. Если стук прекратился и Топлива может не хватать двигатель хуже работать не и из-за загрязненного, отрастал, очевидно, форсунка в ботавшего свое фильтра. Ни этом цилиндре неисправна. в коем случае не исключайте Наоборот, отключенная хо ­ его, хотя бы только для пророшая форсунка еще больверки, из системы питания! ше "обессилит" двигатель Даже кратковременная рабоJf^ если раньше он "троил", то та дизеля без топливного теперь "задвоит", а то иза ­ фильтра чревата серьезными глохнет. поломками ТНВД, а он весьма недешев - в среднем $600. Окончательная диагно ­ Л учшекупитекопеечный Схема системы питания дизельного двигателя: 1 - топливный бак; 2 - фильтр; стика сомнительной фор ­ фильтрующий элемент (разу3 - ТНВД (на разрезе слева - топливоподкачивающий насос, справа сунки возможна только на меется, "родной", предназнаплунжерная пара); 4 - форсунка; 5 - свеча накаливания; 6 - вихревая камера специальном стенде. Однако ченный именно для вашего сгорания. Красным выделена магистраль высокого давления, бледнодо него еще нужно доехать, мотора, что можно установить розовым - магистрали, подающие топливо к ТНВД и сливные, отводящие поэтому попробуем обойтись по каталогу или инструкции к избытки топлива в бак. без точногодиагноза . На автомобилю) и поставьте его этом этапе почти навернякаr rlHffl rnfcnr1 20 ЗА РУЛЕМ 10/96 вам придется заказать или сделать самостоятельно спецключ - выворачивать форсунки. Взамен прежней форсунки ставьте новую или меняйте только ее распылитель - наиболее вероятный виновник всех бед. Заметим попутно, что попытки очистить или как - т о иначе привести в порядок старый распылитель - несерьезны, а подбирать новые детали лучше и проще всего в фирменных магазинах по каталожным номерам. И еще: изучите инструкцию к автомобилю, где речь идет о замене форсунок, до того, как приступите к работе. И наконец, самая неприятная причина неустойчивой работы и "вялости" дизеля - износ или нарушение регулировоксамогоТНВД . Предположить такое можно, если перечисленными выше приемами двигателю не удалось помочь. В уверенность ваше предположение может перерасти только после стендовой проверки топливного насоса. Разбирать и ремонтировать ТНВД своими силами не рекомендуется. О дизеле у многих сложилось недоброе мнение какочем - т о грязном, дурно пахнущем соляркой и нещадно чадящем. Заявляем со всей ответственностью, что во всех этих грехах можно обвинять только неисправный мотор! Дизелю " р аз ­ р ешается " в ыбрасывать черный дым лишь кратковременно, когда педаль газарезконажимают до упора. А если вы, разгоняясь, с та ­ вите целую дымовую завесу (понятно, при правильно выбранной передаче) - считайте, с мотором что-то не в порядке. Итак, неисправность вторая дизель дымит. Черный дым из выхлопной трубы свидетельствует о неполном сгорании рабочей смеси. Одна из самых простых причин - "кислородное го ­ лодание" мотора из-за засоренного воздушного фильтра. Еще "копоть" может свидетельствовать о слишком раннем угле опережения впрыска топлива (корректировку ищите вин ­ с трукциикавтомобилю ) . Если фильтр чист и угол в порядке, возможно, неисправна одна из форсунок: не желает закрываться (говорят - "льет" или... нет, это уже неудобно печатать). Описанные выше приемы помогут ее "вычислить", а ежели не получилось, остается предположить неисправность ТНВД, точнее, автомата опережения впрыска или по ­ вышенную подачу топлива, и поспешить к специальному стенду. Как вы заметили, некоторые не ­ исправности совпадают с уже рассмотренными, то есть проявляют себя и неровной работой, и "упадком сил" дизеля, и дымлением. Темпроще их диагностировать, но одновременно и ошибиться в диагнозе, так что будьте внимательны и не делайте поспешных выводов. Случается, дизельный двига ­ тель обильно выдает на выхлопе белый или синеватый дым, особенно после холодного пуска. Это признак догорания смеси в выпускной системе, то бишь чрезмерно позднего впрыска топлива - установите верный угол опережения. Еще одна причина - та же, что и на бензиновом моторе: попадание масла вка ­ меры сгорания. Большой расход ди ­ зелем, как и бензиновым собратом, масла - повод для ремонта цилиндро-поршневой группы. Неисправность третья, самая неприятная - дизель не пускается, даже если на дворе тепло. Тут и до ремонтников не дотянешь тем более нужно уметь диагностировать капризы мотора самостоятельно. Если причина не определяется по щитку приборов (топливо есть, все контрольные лампы горят как обычно), проверьте для начала ра ­ боту отсечного электроклапана. Он перекрывает подачу топливак плунжерной паре ТНВД, когда ключ в замке "зажигания" пребывает в положении "выключено", то есть глушит двигатель. Щелчок срабо ­ тавшего клапана можно услышать под капотом (не спутайте с другим щелчком - о нем речь ниже). Проверка исправности клапана подробно описана в рубрике "Прошу объяснить" (см. стр. 118). Если с клапаном все в порядке, проверьте свечи накаливания. Иногда даже летом без их помощи ди ­ зель не пустишь. Свечами командует электронный блок управления (ЭБУ). По сути, это мощное реле, при включении которого раздается щелчок (одновременно на панели приборов загорается контрольная лампа, часто с изображением спи ­ рали - символом свечей накаливания). Ключ "на старт", реле сработало - переходите к самим свечам. Проверьте, есть ли на них напряжение, подключив параллельно контрольную лампу. Можно всю диагностику начать с простой и наглядной операции. В ы ­ верните свечи из головки блока (часто для этого нужен ключ "на 12") и подайте "плюс" на клемму, а " м и ­ нус" - на корпус. Только не держитесь рукой за штифт! У исправной свечи примерно через десять се ­ кунд он начнет светиться, нагревшись до 1000 - 1200°С. Долго лю ­ боваться сиянием не стоит - без ин ­ тенсивного, как в цилиндре, теплоотвода свеча разрушится, и не как нибудь, а взорвется. Свечу нужнозаменить, если штифт не греется или греется не от кончика и уж тем более - если он поврежден. Иногда из-за неисправности иглы форсунки штифт выплавляется - конечно, т а ­ кая свеча работать не будет. Кстат и , ЭБУ может сократить ресурс свечи (он составляет примерно 80 тысяч км), не отключая ее вовремя. В цилиндре свеча работает не дольше трех минут (иногда помогая уже пущенному мотору, снижая дымность). Бывает, убедившись в отказе ЭБУ, вместо него ставят обычную клавишу. Делать так категорически не советуем - свечи потребляют ток до 140 А, контакты в клавише при этом "прихватит", и вы не сможете даже отключить питание свечей. Вообще, все перечисленные устройства надо подбирать из тех, что ре ­ комендованы автозаводом - будь то пустяковый разъем или ЭБУ. Поэтому не пренебрегайте каталогами! Допустим, нагревательные приборы работают как надо. Что еще мешает пустить дизель? Может, ему не хватает топлива? В ТНВД есть механизм, который при пуске (100-200 об/мин коленвала) увеличивает в 1,5-2 раза подачу топлива по сравнению с режимом номинальной мощности (аналог на бензиновом двигателе - "подсос"). Отказ или сбой в работе этого ме ­ ханизма точно диагностируется, к сожалению, лишь на стенде. В оз ­ можно, насос не подает достаточного количества топлива под нужным давлением из-за износа плунжерной пары - святая святых ТНВД. Предположить такую неисправность можно, если холодный дизель удается пустить, а прогретый - нет. Почему? Горячее топливо "жиже" и часть его успевает вытечь из секции высокого давления через зазоры до того, как направится к форсункам. В этом случае надо готовиться к крупным затратам - насос, повторимся, стоит немало. Топлива может не хватать по самой банальной причине - если где-то открылась течь, об этом мы уже говорили. Как ио неверном уг ­ ле опережения впрыска, который тоже влияет на пусковые свойства. Еще два дефекта роднят дизель и бензиновый мотор, но на дизеле проявятся сильнее - это заниженные пусковые обороты (слаб акку ­ мулятор, что-то со стартером) и не ­ достаточная компрессия. Коротко о зимнем пуске. Львиная доля проблем здесь связана с топливом не по сезону. Но и против этого хитрые конструкторы кое-что придумали (подробнее в ЗР, 1994, № 1). Одно из самых распространенных - о богревтопливногоЗА РУЛЕМ 10/96 121