72
73
74
75
Обозрение ЗРт* зър^еже'угжТаких классических моделей немного и большинство из них - спортивные. Это естественно: гонки с самого их появления стали как бы движущей силой технического прогресса в автомобилестроении, и спортивные победы делали автомобили и их создателей знаменитыми. Подлинных раритетов сохранилось немного, и они безумно дороги. Однако на свете немало желающих ездить на машине, навевающей воспоминания о временах великих дизайнеров и конструкторов, когда историю автомобиля творили личности, а не коллективы специалистов разных профилей и бешеные деньги, как теперь.Прогресс неумолим - с каждым годом автомобили становятся все более совершенными, их конструкции воплощают в себе последние научнотехнические достижения. И все же есть машины, над которыми время не властно, - с годами они, подобно хорошему вину, приобретают все большую ценность.престижных "Ягуара" и "Кадиллака". Некоторые копии, обычно дешевые, представляют собой комбинацию какого-то серийного шасси и нехитрого пластикового кузова. Многие фирмы предлагают свои репликары как в готовом виде, так ив комплектах для самостоятельной сборки - так называемые "киткары". Это позволяет автомобилистам, обладающим некоторыми слесарными навыками, сэкономить немалые деньги. Спрос, известно, рождает предложение, и сегодня счет предприятиям, выпускающим экзотические автомобили, идет уже на сотни. Естественно, объем их производства ничтожно мал, если сравнивать с выпуском массовых моделей. Репликары делают во многих странах, как автомобильных, так и "не очень": скажем, в Австралии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Уругвае и ряде других. В каждой из стран, где выпускают такие машины, свои пристрастия, но есть и всемирные кумиры. Первый среди репликаров "всех времен и народов" - знаменитая "Кобра", машина без возраста и национальности. обра" появилась на свет в 1962 году благодаря, можно сказать, случайному стечению обстоятельств. Прекрасный английский родстер "ЭйСи-Эйс" (АС Асе) остался по ряду причин без двигателя. В то же время американский "Форд" разработал новый восьмицилиндровый мотор, для которого не нашлось подходящего шасси. Третьим участником этой истории стал Кэрролл Шелби - энергичный техасский гонщик, обладавший хорошими организаторскими способностями, даром убеждения и большими амбициями. Он смог получить поддержку обеих компаний - "Эй-Си" и "Форда", построил небольшой завод в Калифорнии, куда пригласил на роль главного конструктора своего коллегу Кена Майлза, и в конце концов реализовал проект. Автомобиль с английской внешностью и американским "сердцем" оказался настолько удачным, что сразу же потеснил на гоночных треках не только успешно выступавший тогда "Шевроле-Корвет", но и спортивные "Феррари" и "Мазерати". Позднее было создано две модификации: "Кобра-289" с двигателем "Форд-Мустанг" рабочим объемом 4,7 ли кузовом "Эй-СиЭйс" и "Кобра-427" (ее еще называли "суперкобра") с гоночной семилитровой "восьмеркой" мощностью около 370 кВт/500 л. с , новым шасси и более "мускулистой" внешностью. Оба варианта имели алюминиевый кузов на стальной раме и независимую подвеску всех колес. Введение жестких норм безопасности и начавшаяся кампания по экономии топливарисаlandКСамый распространенный способ утолить страждущих - создание репликаров копий классических автомобилей, по конструкции порой весьма далеких от оригиналов, но весьма похожих на них внешне. Обычно в репликарах широко используют узлы и агрегаты серийных автомобилей - от скромных "Фольксвагена-Жука" и "Ситроена-2С\/" до 72 ЗА РУЛЕМ 10/96"Кобра" на Женевском автосалоне, в котором традиционно участвуют фирмы, выпускающие машины малыми сериями и поштучно. ta и неоклассикаУбранство "Катерхема-Супер Севен", в общемто, аскетично, но у этого экземпляра отделка из натуральной кожи.Вподорвали, однако, проект Шелби: в течение пяти лет было выпущено чуть более тысячи автомобилей. Но на этом история "Кобры" не кончилась. Английская "Эй-Си" не бросила свое блудное дитя - она продолжила производство "Кобры", причем от "Эй-Си-Эйс" в ней уже ничего не осталось: внешне это была модель "427" с двигателем, "имплантированным" от "289-й". Этот автомобиль выпускают и поныне под названием "Эй-Си-КобраМарк IV". Алюминиевый кузов делают по оригинальным матрицам. Пятилитровый двигатель "Форд-Мустанг" мощностью 166 кВт/225 л. с. обеспечивает максимальную скорость более 250 км/ч и разгон до 100 км/ч за 5,3 с. Популярность "Кобры" вдохновила не только "Эй-Си": более 50 компаний по всему миру воспроизводят легендарный автомобиль, в основном - "Кобру-427", но кое-кто и "Кобру-289". Наибольшим признанием эти копии пользуются в Америке, где их дублируют фирмы "Классик родстере" (Classic Roadsters), "Элигент Моторс" (Elegant Motors), "И-Ар-Эй" (ERA), "Экскалибур" (Excalibur), "Шелл Белей" (Shell Valley), и в Англии "Би-Ар-Эй" (BRA), "Крендон" (Crendon), "Дэкс" (Dax), "Гарднер Дуглас" (Gardner Douglas), "Хаукридж" (Hawkridge) и, естественно, "Эй-Си". Из остальных фирм заслуживают упоминания французские "Линкс" (Lynx), "Мартин" (Martin) и ПЖО (PGO), германские "Классик Кар" (Classic Car), "Зайер" (Saier) и швейцарские "Албар" ("Albar") и ХС (HS). Репликары, как правило, намного дешевле настоящей машины. Многие из них не отличаются высокими техническими характеристиками, хотя есть экземпляры мощностью более 300 л. с. Подлинная же "Кобра-427" производства Шелби стоит сейчас не менее полумиллиона долларов. Видя такой интерес к своему детищу, Шелби в 1992 году заявил о намерении со"Катерхем-Супер Севен" серии К оснащают двигателем "Ровер" (1,6 л, 85 кВт/115 л. с ) . На каркасе из труб - обшивка из алюминиевого сплава и пластмассы. брать 47 автомобилей, недостроенных в 1965-м. Несколько таких "машин времени" уже выпущено. Они базируются на оригинальных шасси с серийными номерами, присвоенными более тридцати лет назад, и внешне точно воспроизводят "Кобру-427 S/C", немного отличаясь только шинами. Их двигатели уступают в мощности старым 313 кВт/425 л. с. вместо 357 кВт/485 л. с , но и этого достаточно, чтобы на трассе повергнуть в ужас добропорядочных автомобилистов и поддерживать репутацию "Кобры" как самого "крутого" автомобиля в мире. "Ринспид-Родстер". Не правда ли, похож на хищное насекомое? На фото слева видно колесо мотоцикла, входящего в продажный комплект.Европе не меньшей, чем "Кобра", популярностью пользуется "ЛотусСевен" (Lotus Seven) - первый, несмотря на номер 7в названии, и до сих пор самый удачный серийный автомобиль марки "Лотус". Он появился в 1957 году. В отличие от "Кобры", это чисто английская машина: ее создателем был Колин Чапмен, в одном лице владелец и главный конструктор фирмы "Лотус", один из самых выдающихся людей в истории автомобильного спорта. "Севен" представлял собой практически гоночный автомобиль, адаптированный для дорог общего пользования. Его конструкция - пример гениальной простоты: двухместный открытый кузов с отдельными крыльями, без дверей и прочих элементов комфорта смонтирован на легкой трубчатой раме. Впереди - независимая пружинная подвеска на поперечных рычагах со стабилизатором поперечной устойчивости, задняя - типа "Де Дион", тормоза - дисковые. Компоновка классическая - двигатель впереди, ведущие колеса задние. Снаряженная масса автомобиля - 500 кг, что обеспечивало ему неплохие динамические характеристики при мощности двигателя всего 29 кВт/40 л. с. Появившийся несколько позже "Супер Севен" (Super Seven) с 86-сильным (63 кВт) двигателем казался просто гоночным болидом, чему способствовали также феноменальная устойчивость и чувствительное рулевое управление. Сочетание столь. «t ^ W^sLs» '•'я^г^ ^«*sesai '1si/'ЗА РУЛЕМ 10/9673 Обозрение ЗРвысоких ездовых качеств со сравнительно низкой ценой сделало "Лотус-Севен" идеальным автомобилем для любительских соревнований, обеспечив ему огромный успех не только в Великобритании, но и за ее пределами, в первую очередь во Франции. К тому же с самого начала автомобиль предлагался в виде кит-кара, что как нельзя лучше соответствовало основному типу заказчика спортсмена, механика, энтузиаста, презирающего комфорт. В 1973 году Чапмен окончательно передал производство машины фирме "Катерхем Кар Сейлс" (Caterham Car Sales), которая до того занималась продажей автомобилей "Лотус". "Катерхем" и поныне самый крупный производитель "великолепной семерки", но далеко не единственный. Подобные репликары делают английские фирмы "Дэкс" (Dax), " Формула 27" (Formula 27), "Робин Гуд" (Robin Hood), "Тайгер" (Tiger), "Тэнд Джей " (Tand J), "Вестфилд" (Westfield), французские "Линкс" (Lynx) и "Мартин" (Martin), голландская "Донкервоорт" (Donkervoort), швейцарская ХС (HS), японская "Мицуока" (Mitsuoka), а с недавних пор и известная немецкая тюнинговая фирма "Ирмшер" (Irmscher) и еще многие другие. Время не проходит бесследно: потомки, сохранив внешнее сходство с оригиналом, стали более мощными (200-сильные двигатели - не редкость), комфортабельными, богато оборудованными (следовательно, более тяжелыми), многие выросли в размерах и, к сожалению, в цене, утратив одно из главных достоинств своего предка. Впрочем, в большинстве своем они остаются машинами для настоящих энтузиастов.Презентация "Ринспид-Елло Тальбо" была обставлена с большой помпой и прошла с участием известной группы "Елло". обойдены вниманием и другие классические автомобили - "Ягуар", "Порше", "МерседесБенц", "Бугатти", "Эм-Джи" разных моделей. Особым уважением к традициям отличаются англичане. Именно Англия подарила миру большинство классических спортивных автомобилей, и только там остались такие уникальные производители, как "Морган" (Morgan), до сих пор выпускающий машину с деревянным каркасом, история которой восходит к сороковым годам. В наше время все крупные британские автомобильные компании "уплыли" к заокеанским владельцам, однако по количеству небольших независимых фирм, производящих экзотические автомобили, Великобритания превосходит любую другую страну. Правда, не все здесь выпускаемые ретро-автомобили отличаются техническим и эстетическим совершенством. Американцы тоже падки на экзотику, причем предпочтение отдают большим автомобилям с мощными, часто восьмицилиндро"Крайслер-Вайпер-RTIO" - модификация 1996 года. Если внимательно приглядеться, то можно обнаружить черты старых спортивных машин, в частности "Кобры".выми двигателями. Американский рынок репликаров очень разнообразен: есть здесь и "национальные герои", такие как "Аубурн" (Auburn), "Корд" (Cord) и "Дюзенберг" (Duesenberg) - творения великого Гордона Бюрига, но большинство - "иностранцы". Из них особенно популярен великолепный "Мерседес-Бенц-540К" начала тридцатых годов огромный, роскошный (наиболее известны вариации на эту тему фирмы "Экскалибур").ВМногие из компаний, копирующих классику, занимаются исключительно "семеркой", и самая известная из них - "Донкервоорт", основанная в 1978 году специально с этой целью. Некоторые же, такие, как "Дэкс", "Линкс", "Мартин", выпускают весь "джентльменский набор" самых популярных репликаров, в число которых, наряду с "Коброй" и "Супер Севеном", входит "Форд-ОТ40" - легендарный гоночный монстр второй половины шестидесятых. Немире существуют автомобили, которые не назовешь копиями конкретных классических моделей, причем порой бывает сложно провести границу между ними и репликарами: если "МерседесБенц-540К" производства фирм "Экскалибур", "Классике-Интернэшнл" можно считать репликарами, то очень похожие на них автомобили "Спартан" (Spartan) и "Эгли" (Egli), представляют собой скорее собирательный образ роскошного авто тридцатых годов, соотнесенный с современными представлениями об эстетике, комфорте и техническом уровне. От массовых моделей у них заимствована не только "начинка", но и некоторые наружные кузовные детали. Некоторые фирмы идут еще дальше. Творчески развивая идеи дизайнеров тридцатых, сороковых, пятидесятых годов, они создают неоклассическую стилистику. Среди производителей настоящей неоклассики можно назвать американские фирмы "Пеноц" (Panoz) и "Бейси" (Baci), германские ЕСВ (ESW) и "Вайсманн" (Weismann), австралийскую "Бафори" (Bufori), британскую "Ли Фрэнсис" (Lea Francis). Недавно к ним присоединилась и южнокорейская компания "Саньён" (Ssang Yong), освоив для начала выпуск модели "Каллиста" (Kallista) известной некогда английской фирмы "Пантер" (Panther) и приобретенной корейцами в 1988 году. А в 1995 году в Сеуле они уже представили новую модель с прозаическим названием CRS "очень стильный родстер", разработанную совместно с англичанами. Один из последних примеров неоклассического дизайна - швейцарский "РинспидРодстер" (Rinspeed Roadster), показанный в 1995 году в Женеве. Хотя он был представлен как новая модель, на самом деле это основательная тюнинговая доработка автомобиля, выпускавшегося в Штатах малоизвестной американской фирмой "Пэноц" (Panoz). "Американец" был похож на знаменитый "Лотус-Супер Севен", но дизайнеры фирмы "Ринспид" попытались скрыть сходство с помощью новой облицовки радиатора со своеобразными мощными "усами" и маленькими фарами на них, что сделало автомобиль похожим на хищное насекомое. Двухместный открытый (даже без складного верха), ярко-оранжевый автомобиль базируется на агрегатах "Форда-Мустанг" и оснащен по высшему классу: салон обит натуральной кожей под цвет кузова и отделан деревом, в крохотном багажнике размещен CD-ченджер; 18-дюймовые колеса "Бугатти" и передняя подвеска хромированы. Приборы расположены в центре передней панели и двух специальных выштамповках на капоте. Пятилитровый двигатель сделан в двух вариантах - мощностью 160 кВт/218 л. с. и с наддувом - 224 кВт/305 л. с. Он обеспечивает маленькому автомобилю (длина 3,8 м чуть больше "Таврии") максимальную скорость 225 и 265 км/ч и разгон до 100 км/ч за 5,1 и 4,4 с соответственно. Для пущей экзотичности "РинспидРодстер" предлагают в комплекте с мотоциклом "Харлей Дэвидсон " (Harley Davidson), окрашенным в такой же цвет и так же стилизованным. Однако и без мотоцикла машина далеко не каждому по карману: цена доходит до 90 тысяч долларов, что неудивительно - произведения "Ринспид" всегда отличались элитарностью (кстати,отметить успехи американского концерна "Крайслер" - "серьезного" автостроителя, обратившегося к этой теме. Первой ласточкой можно считать концепт-кар "Додж-Вайпер", появившийся в 1989 году. Созданный при участии самого Шелби, этот двухместный родстер с десятицилиндровым восьмилитровым двигателем был задуман как духовный преемник "Кобры", на что недвусмысленно намекают и его имя (по-русски - "гадюка"), и "мускулистый" стайлинг, и спартанский салон. Оглушительный успех ("Вайпер" пошел в серию и до сих пор пользуется большой для таких машин популярностью) убедил руководство "Крайслера" в правильности выбранного пути, и вскоре у "гадюки" появилсяПрототип "Фольксвагена-Битл" (жук). Сходство с легендарным предком очевидно. "младший брат" - пикап "Додж-Рэм" со столь же яркими ностальгическими штрихами. Сегодня можно утверждать, что дизайнеры концерна создали новый стиль, в котором черты классических автомобилей не воспринимаются как архаичные, а, наоборот, создают неповторимый авангардный облик. Успехи "Крайслера" побудили и другие солидные фирмы ("Ауди", БМВ, "Порше" "Фольксваген", "Рено") экспериментировать в стиле "назад в будущее", правда, пока более робко. Дошло это поветрие и до нас, о чем свидетельствует прошлогодний Московский автосалон. Кроме стильного родстера "Боди", к разряду неоклассиков вполне можно отнести "Былину-1", созданную в НАМИ, этакий российский "Экскалибур". Ностальгическая тема просматривалась ив стайлинге пикапа "Атаман", представленного ГАЗом. Видимо, на пороге двадцать первого века дизайнеры и'конструкторы решили всерьез переосмыслить столетнюю историю автомобиля... Нижний Новгород Дмитрий ЮРАСОВвыпуском этого автомобиля по-прежнему будет заниматься "Пэноц"). Через год после дебюта родстера, на Женевском автосалоне 1996 года, "Ринспид" представила еще один неоклассик под названием "Елло Тальбо" (Yello Talbo) - купе в стиле "Тальбо Лаго" (Talbot Lago) тридцатых годов (подробнее в репортаже с выставки ЗР, 1996, № 5). Но, говоря о неоклассике, надо особо "Рено-Фифти" - концепт, в облике которого легко распознать черты автомобилей пятидесятых годов.