30
31
ЛИОНА КОказывается, не такое уж это безнадежное занятие - изобретать колесо. Во всяком случае, в корпорации "Американ Рэйсинг" это делают вот уже три с лишком десятка лет, и конца, слава Богу, не предвидится. Впрочем, "изобретать" - сказано, пожалуй, слишком сильно. Речь идет, скорее, об усовершенствовании, а совершенству, как известно, нет предела.тичность. Выяснилось, что пост он занял всего четыре недели назад, сейчас страшно занят работой и времени на встречи с журналистами у него совершенно нет. Но пока из штата Кентукки, где жил раньше, не переехала семья, он обитает в том же отеле, где остановилась я. Почему бы за ужином и не поговорить?.. Так я нечаянно оказалась первой из журналистов, кому удалось встретиться с новым президентом "Американ Рэйсинг". Галантный Тони, кажется, был рад больше меня: теперь у русских будет самая полная информация о фирме. Экскурсия же по предприятиям корпорации началась с завода алюминиевых однокомпонентных (попросту -цельнолитых) дисков, где нас встретило уже знакомое приветствие. Но сразу после теплой встречи ждала более чем горячая. Причем - в буквальном смысле: литейка, плавильный цех. Температура здесь - как в преисподней. Расплавленный алюминий, "кипение" которого постоянно поддерживают полыхающие горелки, разливается по формам. Тони в своем, с иголочки, костюме не поленился протащить меня через самое пекло, чтобы "почувствовать атмосферу". Кстати, и формам приходится жарко: недаром их меняют каждые 24 часа и отправляют на восстановление. Колеса же подвергаются новым испытаниям. Их просвечивают рентгеном - проверяют структуру металла. Их держат в печи при температуре 700°С целых восемь часов, потом охлаждают в воде - и все это для того, чтобы они стали крепкими, прочнее стали. - У нас действует пожизненная структурная гарантия, - объяснил Тони. - Если диск раскололся, по какой бы причине это ни произошло, мы его заменяем на новый бесплатно. Такое, наверное, говорит в пользу колес "Американ Рэйсинг" больше любых рекомендаций и похвал. - Вот наша лаборатория, которая контролирует качество, - словно прочитав мои мысли, Энтони Муньос распахнул дверь в цехе. В сравнительно небольшом помещении плотно стояли разнообразные приспособления, предназначенные для... разрушения. Колесо бежит со скоростью 300 километров в час, по вращающемуся валу делая около миллиона оборотов. Оглушительно взрывается шина, запах горелой резины наполняет комнату - а диск остается целехоньким и"Американ Рэйсинг" к нему стремится. Недаром колеса, выпускаемые корпорацией, ставят на свои серийные автомобили "Крайслер" и "Дженерал моторе". Недаром именно на колесах "Американ Рэйсинг" прыгают по ухабам джипы на "Париж - Дакаре", мчатся по трассам ралли известные в Штатах гонщики. Но все это лишь отдельные, пусть и яркие штрихи к портрету "Американ Рэйсинг". Она - третья в США по объемам выпуска колес для автомобилестроительных заводов и первая - по производству дисков для потребительского рынка. Ее продукция, сертифицированная в Германии (стандарт TUV Essen) и Японии (стандарты JWE и VIA), продается сегодня в 70 странах. В прошлом году заводы корпорации выпустили более четырех миллионов колес! И, между прочим, часть из них поступила в Россию. Да, здесь тоже есть дистрибьютор "Американ Рэйсинг", и во втором квартале этого года мы заняли пятое место по закупкам дисков "AR" (их охотно приобретают владельцы не только иностранных вседорожников, но и хозяева "нив" и "лад". К слову, "Лада инжиниринг" на свои тюнинговые "нивы" ставит именно диски "Американ Рэйсинг"). И вот - Калифорния, Лос-Анджелес, корпорация "Американ Рэйсинг". При входе в главный офис - табло на английском: "Добро пожаловать, госпожа Елена Варшавская, журнал "За рулем", Россия..." Элегантный Энтони Муньос, директор международных операций, встретил в зале, где на стенах блесте30 ЗА РУЛЕМ 10/96Готовые колеса сверкающими гроздьями плывут по конвейеру. ли колеса - десятки колес - так, что разбегались глаза. - Это - литые алюминиевые, а вот - составные: видите, какой они сложной конфигурации? А здесь наша новинка: стальные хромированные, - перечислял он. - Попробуйте, поднимите одно из них. Я было приготовилась, как штангист перед рывком, "взять вес", а солидный джиповский диск, показалось, взлетел вверх сам: таким он был легким. - А они не гнутся, не раскалываются? памятуя традиционные жалобы наших автомобилистов на литые диски, спросила я. Тони сначала не понял. Потом - очень удивился. Потом начал много-много говорить. А потом, решив, что лучше один раз увидеть, пригласил посмотреть производство. И тут мне улыбнулась журналистская удача. Только мы вышли в коридор, увидели идущего навстречу скромного вида человека: маечка-поло с нашивкой "Американ Рэйсинг", очки, мягкие черты лица. - Президент "Американ Рэйсинг", Джон Стэдмен, - представил Тони. Ничего "президентского" во внешности господина Стэдмена не было. Вместо важности и неприступности - симпатичная демокра- Репортаже ЗРОЛЕС"ARневредимым. 240 часов колесо в камере, где влажность 100%, опрыскивают солевым раствором. Так проверяется его реакция на окружающую среду, которая может вызвать (не дай Бог, конечно!) появление пузырьков на поверхности краски или лака. На диск с высоты четверть метра падает груз весом в тонну и бьет по краю обода ("Как если девушка на скорости 50 миль в час въедет в бордюр," - хитро комментирует Тони). Рентген определяет, не случилось ли чего после этого со ступицей. А еще колеса выдерживают термошок (96 часов при перепадах температуры от +50 до -50°), град камней (ими, имитируя езду по гравию, "обстреливают" диски). Что только с ними не делают! Царапают, мажут разными химическими составами, облучают ультрафиолетом - в общем, издеваются по-всякому. А каждые два часа, круглосуточно, компьютер проверяет состав металла. Но и это не все. Компьютер контролирует и соответствие диска чертежу. Если колесо не выдержало хотя бы одного из многочисленных тестов (всего их 17) - оно никогда не выйдет за пределы завода, а само производство не соответствующих стандарту дисков будет остановлено. - И часто такое случается? - спрашиваю. - Этого не происходит, может быть, как раз потому, что возможность остановки ощущается как реальность, - говорит Тони. Кстати, такие же требования к надежности составных колес. На заводе, их выпускающем, используют намного более современные технологии. Алюминиевый лист режется на полосы, и каждую сгибают в обод будущего колеса. Стык при сверхвысокой температуре сваривают: шов получается прочнее самого листа. Точечной сваркой закрепляется внутри обода ступица. И тоже пожизненная структурная гарантия - отличительная черта продукции "Американ Рэйсинг". Пока мы с Тони знакомились с заводами "Американ Рэйсинг", то и дело на глаза попадались в рамках под стеклом одинаковые тексты. Наконец, не выдержала, спросила, что это. Выяснилось - "Vision", в переводе "Принципы" или, если хотите, "Идеология". Текст приблизительно следующий: "Чтобы стать компанией мирового класса нужно: быть лидером в разработке дизайна; обеспечить неповторимое качество; гарантировать обслуживание; чтобы покупатели хотели приобретать; люди хотели работать; инвесторы вкладывать деньги. И дальше в том же духе. И в конце "только работая вместе, мы сможем достичь этого". Другой эпизод. Встретили директора одного из заводов (тоже, кстати, в маечке "Американ Рэйсинг"). В руках - пачка листов бумаги. "Вот, - говорит, - весь обеденный перерыв сидели, рассматривали предложенияИИработников". Еще. На заводах компании, особенно на тяжелых операциях, заняты в основном мексиканцы. Многие приехали в Америку недавно, языка не знают, образования - никакого. Всех их совершенно бесплатно обучают трижды в неделю по два часа! Английский, математика - в общем, ликбез. Это не благотворительность - убытки от действий неграмотного человека обойдутся дороже. Ну и, пожалуй, последнее: в компании есть доска, нет, не почета - конкурентов. На стене - колеса других фирм, а рядом с ними собственные. Чтобы не терять, так сказать, бдительности. Итоги подвел, расставив все по местам, президент Джон Стэдмен, к слову сказать, и в ресторан пришедший в майке "AR". - У нас намерение оставаться на рынке долго, - сказал он. - Мы не стремимся, как некоторые фирмы, быстро выбросить сомнительный продукт, быстренько продать его - и смыться. Поэтому главное для корпорации качество. Его не добьешься лишь высокими технологиями и новейшим оборудованием. Здесь все зависит, прежде всего, от людей, от команды, которая работает. Отсюда - и долговременная политика, и "принципы". Сейчас наша задача - увеличить объемы производства, ускорить рост корпорации. Ведь уже очень многие потребители понимают значение колес. Их качество впрямую влияет на скорость автомобиля и, главное, на его безопасность. Да, при таком контроле качество колес "Американ Рэйсинг", пожалуй, вне конкуренции. Я еще не сказала о том, что здесь используются специальные сплавы алюминия, а фирменное прочнейшее хромированное покрытие стальных колес просто уникально. Теперь, как поведал президент, одна из первейших задач - дизайн. Для этого раз в месяц собирается комитет по внедрению новых образцов. Сейчас предприятия компании выпускают диски 70 видов (обычно заводы ограничиваются десятком). И это не предел: люди оценивают колеса не только с точки зрения безоЭтот грузовик повезет колеса "Американ Рэйсинг" потребителям.Джон Стэдмен, президент "Американ Рэйсинг", гордится продукцией своей фирмы. пасности, но ис эстетической стороны, а потому надо дать им возможность покупать именно те диски, какие нравятся. В непринужденном разговоре с Джоном Стэдменом вдруг нашли объяснение все "странности" здешнего производства. Живущий в отеле президент компании, получающие бесплатное образование рабочие, ручная чистейшая обработка дисков в соседстве с современнейшими компьютерными программами, элегантный директор международных операций Энтони Муньос, за руку здоровающийся с заводчанами в перепачканных спецовках, "идеология"... Противоречивость здесь кажущаяся: все, что делается на заводах "Американ Рэйсинг", направлено на достижение одной-единственной цели - лидировать в производстве колес не только вчера и сегодня, но и завтра. И, если судить по результатам, делается это верно. Елена ВАРШАВСКАЯМы благодарим фирму "Пасифик Лайн", официального дистрибьютора "Американ Рэйсинг", за помощь в подготовке материала.ЗА РУЛЕМ 10/9631