52
53
54
ТюнингКак-то весьма далекий от техники журналист попросил одного из сильнейших наших гонщиков раскрыть секреты подготовки спортивных моторов. "Все очень просто, - ответил чемпион, - беру железку и начинаю пилить". Истинный мастер, конечно, несколько упростил суть дела. Одним напильником тут не обойтись. Нынче при подготовке двигателя спортсмены (и, как выясняется, не только они) нередко пользуются новейшими достижениями электроники. О том, как изменить характеристики мотора, не при бегая к слесарным работам, мы и хотим рассказать.ПРИЗОВЕМ НАыглядит электронный блок управления двигателем, в просторечии именуемый "мозгами".Как "думает" двигатель?Тех, кто по сей день считает родные карбюратор и прерыватель-распределитель неотъемлемыми атрибутами любого автомобиля, придется огорчить - дни этих приборов сочтены. Будущее за электронными системами впрыска топлива и зажигания. А точнее за бортовыми компьютерами (в просторечии - "мозгами"), которые ими управляют. В инструкциях по эксплуатации современных автомобилей уже не найдешь рекомендаций по 52 ЗА РУЛЕМ 10/96регулировке оборотов холостого хода или угла опережения зажигания. Эти, да и многие другие функции управления двигателем по вполне определенной программе выполняет микропроцессор. Сама программа записана в микросхеме, называемой "постоянным запоминающим устройством" - ПЗУ. Когда водитель поворачивает ключ в замке зажигания, он подает питание на управляющую электронику. Процессор "залезает" в ПЗУ и, прочтя записанную там инструкцию,начинает обрабатывать сигналы с датчиков, установленных на двигателе, и выдавать управляющие команды. Отсюда напрашивается совершенно логичный вывод - если переписать "инструкцию", то есть подсунуть компьютеру ПЗУ с новой программой, то режим работы двигателя можно изменить. Это и есть краеугольный камень, на котором зиждется электронная форсировка. ПОМОЩЬТюнинг своими рукамиВ отличие от доводочных операций, связанных со сборкой и разборкой двигателя, процедура замены ПЗУ (на техническом сленге "чипа") по силам любому, кто в состоянии держать в руках отвертку, и занимает десять-пятнадцать минут. Главное, найти автомобиль с системой впрыска и чип, в котором "зашита" грамотно составленная нестандартная программа для конкретного мотора. Когда у нас созрело решение форсировать что-нибудь своими силами, а затем рассказать о результатах читателям, поиск подопытной "морской свинки" не отнял много времени. "Случайно в кустах оказался рояль" - седан БМВ 3-й серии с двигателем объемом 2,5 литра. Чип для него заказали фирме "Вебер", широко известной своими карбюраторами. Производитель обещал несметное количество благ: более устойчивую работу двигателя на холостом ходу, ровное, без провалов, движение в режиме малого открытия дроссельной заслонки, повышение крутящего момента в зоне средних оборотов, увеличение максимальных оборотов мотора и, конечно, рост мощности. Разумеется, процесс повышения мощности мы не преминули выполнить своими руками. Представьте картину: три здоровых мужика напали на печатную плату размером с ладонь (так несолидно выглядят "мозги" баварского мотора) в попытках выдернуть старую микросхему. Каждый хотел стать единоличным автором форсировки двигателя БМВ. Хотя, если говорить серьезно, несложная эта работа требует известной аккуратности. Крышка блока управления двигателем не перенесет того, чтобы ее многократно снимали и устанавливали алюминиевые лапки при этом наверняка обломаются. Изогнутые ножки микросхемы неприятность, а сломанные - так просто трагедия. Если не уверены в приспособленности своих пальцев к тонким работам, призовите на помощь любого опытного электронщика. Сломать одну из двадцати восьми ножек чипа очень просто, восстановить более чем проблематично. Маленькая черная сороконожка и есть тот самый "чип", ради которого мы и затеяли испытания.Внешние скоростные характеристики двигателя БМВ-32ШНе, л.с. кВт 1601210' Ne 190'170'j&.'••'•1А60/ /'£::.-•: """->•>•,V "-.. \ МкрН-м Г 250 240 230 220 • •210 200-со стандартнь 1 бло ом управле НИЯ -сч илом Вебер 1—40-200030004000500060007000Пр, об/минПлюс восемь лошадиных "килобайт"Любой мужчина, если он, конечно, настоящий мужчина, никому не признается в том, как его намедни "лопухнули". Отсюда, наверное, и начинаются легенды о копеечных "завихрителях смеси", поднимающихмощность едва ли не вдвое. Что же тогда говорить об эффективности купленного за доллары чипа! Однако позволим себе одно утверждение: возможности электронной форсировки ограничены. Почему - объясним позднее, а пока заметим, что заявления типа "носится, как ракета" зачастую - результат не реального повышения мощности, а того что желаемое принимают за действительное. Доверяй, но проверяй! Собственные ощущения - это хорошо, но верить можно лишь объективным цифрам. Подтвердить или опровергнуть заявленные производителем характеристики мы решили на полигоне в подмосковном Дмитрове. Пробег подопытного БМВ к началу теста составил 25 тысяч килиметров. То есть, мы ездили на автомобиле, который, говоря словами Карлсона (того, который живет на крыше, а не занимается тюнингом "мерседесов"), находится в полном расцвете сил. Сначала на динамометрической дороге автополигона мы замерили характеристики автомобиля в стандартной комплектации. Надо сказать, что конкретный экземпляр с завидной точностью подтвердил заводские данные. Следующим этапом БМВ установили на стенд, чтобы снять внешние скоростные характеристики двигателя. Перепроверка технических характеристик? Нет, просто подготовка к главному действу - замене микросхемы. С обновленными мозгами мотор снова взревел на стенде... Полученный результат приведен на графике. Сухая цифирь показала, что обещания "Вебера" сбываются. Мотор стал выкручивать "лишних" полтысячи оборотов, электронный ограничитель срабатывает теперь около 6900 об/мин. Примерно на восемь лошадиных сил возросла мощность (прирост - четыре с "хвостиком" процента). На 5,7 Н-м или 2,36% увеличилось максимальное значение крутящего момента, его пик "уполз" на 1300 оборотов вверх. К чести создателей программы провала момента в зоне средних оборотов не случилось. Еще одно изменение уловила не точная техника, а уши экспериментаторов. Тихий, шепчущий мотор после промывания "мозгов" забормотал хриплым баском. Таковы итоги стендового эксперимента. Теперь снова на дорогу. Надо же выяснить, что дает небольшая, отмеченная на стенде прибавка в реальных условиях. Конечно, на то, что у баварского седана вырастут крылья, мы и не надеялись, а вот уловить некоторые изменения и новые нюансы в поведении автомобиля попытались. Начнем с личных ощущений. Первое, на что обратили внимание - появившийся "заброс" оборотов при пуске мотора. Как и было обещано, машина стала увереннее двигаться внатяг на малых оборотах. При интенсивном разгоне на низших передачах мотор уверенно выкручивает "лишние" полтысячи оборотов, а вот на пятой прямой передаче эта прибавка мало заметна. На скоростях, близких к максимальным, двигателю уже тяжело. Однако заметить на глаз какие-то изменения в скоростных или динамических качествах ав3A РУЛЕМ 10/96 53 Тюнингтомобиля весьма и весьма сложно. Поэтому снова обратимся к строгому языку цифр. Посмотрите на таблицу, куда сведены результаты заездов. Время разгона сократилось очень незначительно, хотя, как уже было отмечено, на низших передачах автомобиль теперь "тянет" лучше. Только прибор смог уловить небольшой прирост максимальной скорости. Такой результат можно было бы спрогнозировать, глядя на внешние характеристики, - кривая момента после 5500 об/мин резко падает вниз, и, конечно, ожидать от двигателя наверху особой прыти не приходится. Наиболее ярко электронная накачка проявила себя при замерах эластичности или, как ее еще называют, приспосабливаемое™ двигателя. При разгоне - педаль газа нажата до полика на прямой передаче (у БМВ прямая - пятая) - автомобиль стал ускоряться много интенсивнее. Надо ли говорить, что приобретенная машиной дополнительная резвость повышает активную безопасность, то есть позволяет быстрее завершить обгон. Как известно, бесплатных пирожков не бывает. Изготовители чипа обещали, что нововведения не отразятся на надежности мотора. Однако фирма БМВ не приветствует установку чуждых электронных элементов. На деле это означает следующее - двигатель честно отходит положенный ресурс, но владелец нового автомобиля рискует потерять гарантию. Кроме названной сложности, существует параметр, который ухудшился. Сунув в выхлопную трубу газоанализатор, мы обнаружили существенное увеличение доли вредных веществ в отработавших газах. Справедливости ради отметим, что принятых в нашей стране норм токсичности мотор БМВ не превысил. ходимо провести для электронной форсировки, - замена микросхемы. Так что результат достигается минимальными средствами - разбирать мотор, дорабатывать детали или делать новые не требуется. Естественно, используя наиболее простой путь, вы получаете весьма неплохие, но отнюдь не рекордные результаты. Чип не всемогущ и многое ему просто не по силам. С помощью электроники невозможно увеличить рабочий объем двигателя, изменить фазы газораспределения, на моторах без наддува (на БМВ именно такой) нельзя улучшить наполнение цилиндров. Получается, что важные пути повышения мощности остаются незадействованными. Зато маленький чип может, в пределах механической надежности двигателя, повысить максимальные оборотыСейчас подопытный автомобиль загонят в звукоизолированное помещение, поставят на стенд,.. ...где он будет заниматься бегом на месте. коленчатого вала. В его власти изменить состав рабочей смеси, обогащая ее. Судя по приросту содержания токсичных компонентов в выхлопе, именно этим наша микросхема и занималась. Хотя и здесь ее возможности ограничены национальными и международными экологическими нормами. Да и про расход топлива забывать не надо. Можно еще поиграть с характеристиками зажигания, что и было сделано. Откуда иначе в голосе мотора при стандартной выпускной системе появились низкие ноты? И все это ради каких-то четырех процентов роста мощности? - спросят некоторые. В самом деле, мощность можно прибавить значительно больше, но в узком диапазоне оборотов. Однако езда на таком однорежимном аппарате вряд ли будет доставлять удовольствие. В нашем же случае умеренный рост максимального момента и мощности не привел к провалу этих характеристик в каком-либо режиме работы двигателя. Форсировка форсировкой, но характеристика мотора должна оставаться оптимальной - ведь автомобиль должен быть пригодным не только для движения на высоких скоростях. Хотя, нельзя не отметить, что "экстремальные" спортивные чипы тоже существуют, как, впрочем, и "экономические" и "моментные". Немаловажно и то, что любое механическое вмешательство в мотор потребует соответствующего изменения управляющей электроники. К изменившимся характеристикам, по мнению "Вебера", потребуется воздушный фильтр с большей пропускной способностью. Возможно, воспользовавшись этой рекомендацией, мы получили бы еще пару-тройку "лошадей"... Но лучше не будем рассуждать о том, чего не было. Как видите, электронная форсировка не шарлатанство типа вышеупомянутых турбинок-завихрителей, а реальное изменение характеристик двигателя. В нашем тесте участвовал БМВ, автомобиль, прямо скажем, не дешевый. Но тенденции таковы, что в обозримом будущем и на отечественных машинах станут доминировать системы, управляемые электроникой. Впрыск топлива уже появился на вазовских переднеприводных моделях, его устанавливают на экспортных "четверках", "семерках", да и массовый выпуск более современной модели ВАЗ-2110 не за горами. И если владельцу такого автомобиля неймется повысить мощность двигателя, то наиболее простой ик тому же безопасный для мотора способ форсировки своими силами - установить новый чип. Вопрос в том, где его купить. Но это, согласитесь, тема отдельного разговора. Вадим КРЮЧКОВ, Игорь ТВЕРДУНОВ Фото Владимира КнязеваПредел возможного?Кому-то прибавка мощности может показаться мизерной, а игра - не стоящей свеч. Давайте оставим эмоции и попробуем углубиться в теоретические джунгли, чтобы разобраться, много это или мало - лишних восемь "лошадей" под капотом. Вспомним, что единственная операция, которую необХарактеристики BMB-325J до и после электронной форсировки двигателя~~~-^^_^^ МодельБмв-згастандарт 28.86 230.84EMB-325i "стар-чип" 28,59 234,04Параметр^~~-^_^^ 1 км с места, с Максимальная скорость, км/чЭластичность, с 40-80 км/ч. IV передача 80-120 км'ч. V передача 120-160 км/ч. V передача 10,87 10,2913.1411,9412.4711.86Содержание СО в выхлопных газах, % при 600 о&'мин при 3000 об мин 0,22 1.42 1,38 1,60Содержанке CH в выхлопных газах. ррН при 600 об/мин при 3000 об/мин30 110220 15054ЗА РУЛЕМ 10/96