137
ХОББИЭТО НЕ ИГРУШКИ!Сколько у вас автомобилей? Подавляющее большинство, конечно, ответит: один. Немногие скажут: два. А вот в Москве есть такие, у кого их тысячи. Правда, совсем маленькихСергей КАНУННИКОВ . Фото Ивана Бирюкова-KJHJLКто "заболел" коллекционированием масштабных моделей, чаще всего проносит это увлечение через всю жизнь. Взрослые мужчины самых разных профессий и занятий, порой подрывая семейный бюджет и лишая себя спокойного досуга, ищут, покупают, достают, обменивают маленькие автомобили. Радуясь при этом как дети или огорчаясь. Они неохотно, с опаской пускают в свой мир чужаков. Потому что коллекция - часть души. У каждого собирателя свое направление. Одни увлечены грузовиками и спецтехникой, другие верны моделям только одного масштаба. Кто-то предан определенной марке, например "Роллс-Ройсу" или "Феррари". Некоторые собирают модели по каталогам фирм-изготовителей - допустим, все от "Матчбокса". ...Несколько тысяч автомобилей умещаются в обычной московской квартире. Здесь только 'фордов-Т" разных модификаций более тридцати. Можно потрогать руками практически все когда-либо выпускавшиеся "джипы" или "ягуары", познакомиться с историей автобусов - от вызывающих ностальгию "капотников" 30-х до ультрасовременных. Это богатейшее собрание принадлежит Александру Краснову. Давно уже коллекционирование и работа переплелись в его жизни. Много лет он отдал ЗИЛу. ВНа "тусовке" коллекционеров можно подобрать любые запчасти.том числе в должности начальника дизайнбюро. Сегодня читателям "За рулем" знакомы рисунки старых и новых автомобилей, выполненные художником Красновым. Кто-то, наверное, помнит пластмассовые модели грузовиков и автобусов, сделанные в ГДР. С них-то и начиналась коллекция. Поскольку выбор в те годы был очень невелик, Александр взялся за изготовление морят коллекционеры, "мелочевка" встречается все реже. Основные масштабы - 1:43 и 1:18. Тем интересней собирать маленькие модели, считает Александр. Часть экспонатов сделана его руками. Модели некоторых тюнинговых версий известных автомобилей (например, стретчЬ на базе "ФольксвагенаЖук") фирмы просто не выпускают. А собрать всю полную гамму, чтобы, как говорит коллекционер, "отлегло от сердца", очень хочется - вот и берешься за инструменты. Отличить копии "производства Краснова" от фирменных очень нелегко. К некоторым автомобилям у Александра особое отношение. Помимо уже упомянутого "Жука", это "форды" - 'Тандеберд" иГде еще увидишь сразу два "Шевроле-Белэйр" 50-х в идеальном состоянии? Сельскохозяйственная техника тоже не обойдена вниманием.делеи сам и из подручного материала сделал копии всех отечественных грузовиков шестидесятых. С тех пор прошло более двадцати лет. Сейчас основу коллекции составляют модели масштаба, близкого к шестидесятому (1:60,1:58 и т. п.). Ныне эта, как гово-"Мустанг" (собраны практически все модели и модификации), автобусы "Неоплан". Почетное место в экспозиции отведено "Феррари". На плотно уставленных полках много другой самой разнообразной техники - легковые и грузовые автомобили, автобусы, строительные и сельскохозяйственные машины. Простой перечень экспонатов домашнего музея занял бы не один десяток страниц. Кому-то увлечение взрослых мужчин "игрушками" кажется причудой. Отчасти так оно и есть. Но уходить от полок, уставленных маленькими автомобилями, честно говоря, так не хотелось... ЗР 6/98137