197
198
РЕМОНТВОДЯНОЙ НАСОС ЗИЛ-130Владимир АРБУЗОВ. Технический центр ЗР "Можайский" Главный и достаточный признак неотложного ремонта водяного насоса - течь охлаждающей жидкости через дренажное отверстие в корпусе водяного насоса (помпы). Дни ее с этого момента сочтены, и если откладывать ремонт на послезавтра, то завтра, возможно, придется возвращаться домой на буксире. Люфт подшипников помпы не так страшен, но ведет к прогрессирующему износу уплотнительной шайбы (фибры). Поэтому, если, покачивая лопасти вентилятора вперед-назад, вы ощущаете легкие стуки и люфт - затягивать с ремонтом не следует. Перед началом работы не за ­ будем слить из системы охлаждающую жидкость.Снимаем с удлинительной трубки шланги отопителя. Снимаем ремень насоса гидроусилителя.Разгибаем кляммер жгута электропроводки на Ремень компрессора проще снять, поддев его диффузоре радиатора и переносим жгут на отверткой и проворачивая шкив рукой. компрессор, чтобы не мешал.Ключом "на 14" отворачиваем шесть винтов крепления диффузора. Ослабляем хомут верхнего патрубка радиатора. Снимаем патрубок с помпы, предварительно ослабив и сдвинув вниз хомут.[12,i**^^^^*^\.•ЯЯШ ''rv-ЛКлючом "на 17" ослабляем две гайки крепления генератора к скобе.Ключом "на 14" отворачиваем четыре болта крепления водяного насоса и снимаем его вместе с диффузором. Снимаем перепускной патрубок (байпас).I *I -Г •'.'" * Iv-jl'vJmL^V ^В •_Ключом "на 19" ослабляем три гайки, крепящие кронштейн насоса гидроусилителя рулевого управления.Отключаем шланги системы охлаждения от компрессора.В дальнейшем для удобства работы диффузор можно обрезать и оставить лишь его верхнюю часть. Практика показывает, что ив таком усеченном виде эффективность его достаточна.35СвоимиСиламиЗР 6/98197 Зажимаем ступицу шкива вентилятора в тисках Ключом "на 14" отворачиваем четыре болта и ключом "на 19" отворачиваем стопорный Уплотнительные шайбы из графита легко прирабатываются, но они хрупкие; текстолитовые вентилятора. болт. менее долговечны, зато прочнее. В дороге, если нет новой шайбы, можно использовать старую, перевернув ее обратной стороной.Шайбы автомобилей МАЗ, ЗИЛ и ГАЗ взаимозаменяемы: при наличии четырех выступов следует спилить два противоположных.Снимаем крыльчатку. Если она не поддается, можно "стянуть" ее съемником. Затем снимаем сальник и уплотнительную шайбу.Снимаем вентилятор и шкив.Сжимаем узкими пассатижами стопорное кольцо и снимаем его.Зажимаем в тисках корпус подшипников и легкими ударами молотка через проставку выбиваем вал вместе с подшипниками.Проверяем шайбу на плотность прилегания, прижимая ее на место и проворачивая. Если кольцевой след имеет разрывы, выводим неровности на мелкозернистом наждачном круге.Сборку водяного насоса производим в обратной последовательности. К этому несколько замечаний.Ремкомппект водяного насоса состоит из резиновой манжеты, уппотнительной шайбы и вала с подшипниками и ступицей в сборе. Ключом "на 13" отворачиваем пять гаек корпуса насоса...После сборки вал с крыльчаткой должен вращаться плавно, без заеданий.и легкими ударами молотка сбиваем его.Перед сборкой удаляем накипь со ступицы и при необходимости выравниваем рабочую поверхность корпуса подшипников торцевой фрезой или проточкой на токарном станке.Установив насос на двигатель, смазываем его через пресс-масленку "Литолом-24" или УТВ1-13 до выдавливания смазки из контрольного отверстия. СвоимиСилами198ЗР 6/9836