АЛЬТЕРНАТИВАКАКИМИ БУДУТ РАДИАТОРЫ- медными или алюминиевыми?Развитие автомобилестроения тесно связано с достижениями в смежных областях техники, интерес к которым, как правило, не столь велик. Частный, казалось бы, вопрос - новые технологии производства медно-латунных радиаторов. В последние годы прослеживалась тенденция перехода от медных теплообменников к алюминиевым. На то были объективные причины: сырье для алюминиевых радиаторов дешевле, масса изделия меньше, исключено использование свинца при пайке. За эти преимущества приходилось платить несколько большей площадью теплоотдающей поверхности и относительно сложной технологией изготовления. Но прогресс, как известно, движется по спирали, и на очередном ее витке вновь возник интерес к медно-латунным радиаторам (медные пластины и латунные трубки). Отчасти он вызван тем, что соотношение цен на медную и алюминиевую ленту - основное сырье для производства радиаторов - на мировом рынке снизилось с 2-2,5 до 1,1-1,4. Одной из ключевых тем семинара, прошедшего в Санкт-Петербурге, было обсуждение перспектив производства медных радиаторов в России и представление новой технологии. Отечественная промышленность по сей день выпускает медные радиаторы старого поколения и сейчас, минуя промежуточные этапы, могла бы перейти на одну из самых современных технологий - "Купро-Брейз", разработанную Международной ассоциацией меди. Важно (особенно для России с ее климатом и охлаждающими жидкостями), что медные радиаторы обладают большей коррозионной стойкостью. Кроме того, новая технология не только экономически более целесообразна, но еще и экологически чиста. Основные аргументы, определившие когда-то переход к алюминию, теперь переместились на другую чашу весов. Есть необходимость снизить массу радиатора пожалуйста: хотя медь в три раза тяжелее алюминия, она обладает в полтора раза большей теплопроводностью ив 3,5-8 раз большей прочностью на растяжение. Значит, медный радиатор можно делать меньШнишшего размера с более тонкими пластинами и трубками. Более дешевое алюминиевое сырье тоже осталось в прошлом. Хотя медь все еще дороже, энергозатраты технологического процесса с запасом перекрывают эту разницу: ведь при нагреве на каждый градус медь потребляет вдвое меньше энергии. "Грязное" производство медных радиаторов с использованием припоя, содержащего свинец, тоже в прошлом - ныне применяют бес-СВОЙСТВА МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РАДИАТОРОВ (По данным Международной ассоциации меди)к£9МатериалрIll377 120§£330 435 0,092 0,090 0,230 0,230п8,95 8,53Медная пластина j | Латунная трубка ! Алюминиевая пластина Алюминиевая трубкаI22216040 1452,75 275флюсовую пайку твердым припоем с формулой "олово-никель-фосформедь". Есть у новой технологии и свои особенности. Главная из них - менее жесткий допуск на точность выдерживания температуры при пайке. Если для алюминия этот допуск 30-40°С, то для меди - более 300°С. Учитывая некоторые "местные особенности", это тоже не кажется лишним. Невольно возникает вопрос: зачем же переходили к алюминию, если у меди столько достоинств? Прежде всего это было связано с уровнем технологии. Мало сказать, что медные детали можно делать значительно тоньше - их еще нужно научиться паять и сваривать. Сегодня для этого есть высокочастотная лазерная сварка. Использовать эти методы в промышленных масштабах 5-10 лет назад казалось нереальным. Нынешняя технология - это целый комплекс решений, тесно связанных друг с другом: устойчивые к отжигу материалы (медь и латунь), специальные пасты и припои, адаптированные технологии нанесения покрытий и т. д. Одних только специальных методов лазерной сварки предлагается три. Вот вам и ответ на вопрос. Независимо от того, насколько современна представленная технология, вряд ли завтра прозвучит решительное и бесповоротное "нет" алюминиевым радиаторам. Тут есть над чем работать специалистам. Нам лишь хотелось обратить внимание на то, что сотрудничество с зарубежными фирмами не стоит сводить к "отверточной" сборке: некоторые из них пытаются принести в Россию современные технологии. Сможем ли мы ими воспользоваться, зависит не только от финансового положения конкретных заводов, но и от того, какие условия для этого созданы в стране. И если проблему финансирования в одночасье не решить, то создать условия благоприятствования тем, кто внедряет новые технологии, кажется, не столь сложно. Глядишь, и российские товары станут конкурентоспособными на мировом рынке.50ЗР 3/99