44
45
БЫСТРОТА И НАТИСКНесколько перефразируя заголовок, можно сказать, что современные системы впрыска отличают быстродействие и давление. За них и идет постоянная борьба. Ведь топливо необходимо без задержки доставить в нужный цилиндр и при этом распылить его на мельчайшие частицы, чтобы обеспечить полное сгорание. С этой же целью в последнее время применяют и дополнительный "пилотный" впрыск 1-2 мм3 топлива, для чего требуется в течение нескольких миллисекунд выдать комануже исчерпал все, даже теоретические, возможности. И тут на помощь пришел концерн "Сименс", запатентовавший... пьезокерамический инжектор, который обещает настоящий прорыв в быстродействии. Он работает вчетверо быстрее прежних и был удостоен в 1998 году премии за "Инновационное применение материалов" Союза немецких инженеров. В чем же суть изобретения? Известно, что при подаче электрического напряжения наПАРОЛЬВ 1999 модельном году концерн БМВ собирается вывести катализатор для 12-цилиндрового двигателя своего флагмана "750Г на высочайший технический уровень. При этом должны быть выполнены нормы Евро III и Евро IV, а заодно и жесткий калифорнийский стандарт. Известно, что в первые секунды после пуска двигателя, пока катализатор еще не прогрелся до рабочей температуры, выхлопные газы вылетают сквозь него в трубу практически без очистки. А чем мощнее двигатель, тем больше размер и масса катализатора и тем дольше он будет прогреваться на холостом ходу. БМВ решила установить электрообогреваемый катализатор "Эмитек" (см. схему). Поскольку разогрев активной массы должен произойти в считанные секунды перед включением стартера, нагреватель потребляет огромной силы ток, отдаваемый... дополнительной сверхмощной аккумуляторной батареей! А она для своей зарядки потребовала установки мощного генератора сСПАСИТЕЛЬНОЕ НАДУВАТЕЛЬСТВОГрафик процесса двойного впрыска и характер распыления топлива ду форсунке. И не толь ко выдать - на то и быстродействующие мозги - но и исполнить с максимальной точностью. Напомним, что системы "коммон рейл" работают при давлении около 1500 атм и управляют началом и длительностью впрыска с помощью суперскоростных электромагнитных или комбинированных электрогидравлических клапанов. Впрочем, "супер" здесь означает задержки в пределах 0,5 мс, тогда как для гарантированного выполнения новых норм токсичности и дымности надо бы работать быстрее. Но электромагнит с подвижным сердечникомВ конце ноября в Карлсруэ ности особый интерес предста(Германия) прошел 4-й междувляют совместные разработки народный симпозиум "Airbag ТРВ с американской фирмой 2000+" ("Подушка безопасно"Симула". Речь идет о ремнях сти 2000+"). трубчатой конструкции, надуКак нетрудно понять из навающихся подобно подушкам, звания, обсуждались проблемы что, по мнению изобретателей, защиты водителя и пассажиров существенно повышает степри фронтальных и боковых пень защиты. В настоящее врестолкновениях, ударах сзади и мя уже два крупных автопроизпереворотах. Скажем, фирма водителя всерьез заинтересоТРВ (TRW) продемонстрировала вались этой новинкой. видеофильм о новом устройстве При боковых столкновенидля защиты головы, компьютерях и переворотах спасти пассапьезокерамическую ную анимацию работы надувножиров призвана новая система пластинку она несколько го ремня безопасности (!), поканадувных подушек "Кёртн" изменяет свою толщину. Несзав тем самым перспективы сис(Curtain), вмонтированная в колько - это микроны, и до сих тем фиксации пассажиров в авдвери и сиденья и уже выпуспор эффект использовался в томобиле. Вот краткий обзор каемая серийно для европейских потребителей. основном лишь для излучения представленных новинок. В области ремней безопасОсобое место в списке аваультразвука. Изобретателям немецкой фирмы удалось создать 280-слойный пакет из пьезокерамики, расширяющийся на 80 мкм всего за 0,1 мс - достаточно, чтобы воздействоКурочка по зернышку клюет... Так и конструкторы автомовать на иглу форсунки с усилибилей в погоне за снижением общего веса стремятся облегем 6300 Н! При этом для управчить каждую составляющую конструкции. Инженеры фирмы ления используют напряжение "Хелла", специализирующейся на производстве светотехники, бортсети автомобиля. Серийвнедрили технологию литья корпусов головных фар (они же ное производство новинки пларефлекторы!) из специального магниевого сплава. Мало того, нируется на заводе в Лимбах- что новые фары легче стальных в четыре раза, они превосхоОберфроне (Саксония) - "Сидят в этом отношении и алюминиевые почти на треть. И наноменс" инвестирует в него более сить зеркальное покрытие больше не нужно: глянцевая внут- ж 60 млн. долларов. ренняя поверхность обладает прекрасными отражающимиКАК ВСПЫШКА МАГНИЯ44ЗР 3/99 ЭКОЛОГИЯ!жидкостным охлаждением. Поскольку и этого оказалось необолНчкЯ достаточно, перед новым катализаКатализатор TODOM предусмотрен дополнительный адсорбер из цеолита, способный накопить до 60% углеводородов и хранить их в течение 30 секунд. Когда выхлопные газы становятся достаточно горячими, цеолит отдает всю накопленную гадость уже вполне прогретому катализатору."ДИРИЖАБЛИ" В МЮНХЕНЕСобственно, аэропортовский автобус "Неоплан" только тем и отличается от дирижабля, что огромный резервуар с водородом сжали до сравнительно небольших размеров и разместили на крыше гондолы... тьфу, пассажирского салона! В 15 алюминиевых баллонов, спрятанных для прочности в углепластиковую оболочку, закачивается 2580 л газообразного водорода при давлении 250 атм. Процесс заправки длится 6-10 минут, топлива хватает на 190 км пробега. Немного, но для автобуса, постоянно работающего на летном поле невдалеке от первой и единственной в мире "водородоколонки", вполне достаточно. В остальном - ничего особенного, автобус как автобус: 15 сидячих и 150 стоячих мест. Двенадцатилитровый шестицилиндровый рядный газовый двиет в цилиндры через электромагнитные клапаны (см. фото). Точное дозирование и момент "впрыска" обеспечивает электронный блок, расположенный тут же. Особенность ДВС на водороде - очень высокая температура сгорания, поэтому выхлопные пары нагреты до 850-900°С. Чтобы не перегреть моторный отсек, пришлось пропустить их через специальный змеевик с жидкостным охлаждением. Думаете, дальше в глушитель и на улицу? Как бы не так! Ведь в качестве окислителя используется не чистый кислород, а воздух, состоящий в основном из азота. Вот и образуются вредные окислы. Их, правда, немного - в 10 раз меньше, чем допускают нормы Евро III. Но все равно заботливые немцы поставили катализатор с лямбда-зондом, чтобы уж точно ничего кромеДержательрий занимают наезды сзади. Но гически чистая водородно-кисзащита подготовлена и для этолородная смесь (гремучий газ). го случая: предохранить шейные До конца 1999 года на рынок бупозвонки от травм призваны акдет поставлено свыше 400 тыс. тивные подголовники, автоматаких "умных" систем для трех тически выдвигающиеся вперед европейских фирм. на необходимую величину. Ну а для создания разраВсе эти хитроумные средботчикам столь ответственной ства не были бы столь эффекпродукции подобающих услотивны без "интеллектуальной" вий компания ТРВ совместно с микропроцессорной системы, канадской фирмой "Магна" пламгновенно распознающей ренируют открыть в 1999 году альные сценарии столкновения специальный исследователь(и реальное положение водитеский центр систем пассивной ля и пассажиров!) и соответстбезопасности в Ашаффенбурге венно регулирующие процесс (Германия). В общем-то давно раскрытия подушек. Демонстпора. Ведь ТРВ - крупнейший в рировались датчики ускорения мире изготовитель таких сисуже пятого поколения, работатем. В прошлом году на ее 137 ющие с новыми двухрежимны- заводах в 24-х странах мира ми газогенераторами и пиротолько надувных подушек было техническими патронами для выпущено более 21 млн. шт. натяжения ремней безопасно(сравните - мировой выпуск австи. Компьютер учитывает датомобилей в 1998 году состаже вес и рост каждого пассаживил чуть более 50 млн.). А на ра! В угоду "зеленым" в качестгод нынешний запланирован ве заряда используется эколорост до 40 миллионов! свойствами. Пока на заводе фирмы в Па, ^^QJk дерборне (Германия) -^ отливают противотуч Я ^ Ь 2 ^ Фш~ п Р ^ ^ " ^t манки для новой Щ "~:^^• ^ ^ ^ ^ ^ "трешки" БМВ и специ[. 4» * ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ альные миниатюрные ^ ^ ^ ^ i BB фары для самостоятельной установки. Но спрос на новинку оказался столь велик, что инвестиции в размере 600 тыс. долла[Щ ров должны окупиться уже в ближайшее время. На очереди основные фары дальнего и ближнего света. jr.гатель развивает 190 л. с. при 2200 об/мин и крутящий момент 685 Нм при 1000 об/мин. Вот только обошелся он в 20 млн. долларов, половину из которых дало правительство Баварии. Интересное начинается под капотом. Как и всякий газовый двигатель, водородный мотор имеет искровые свечи зажигания. Как современный дизель - два резервуара системы "коммон рейл", каждый на три цилиндра. В них находится газообразный водород под давлением 3,5 атм, которое поддерживает специальный газовый редуктор. А вот форсунки не нужны: водород посту па-ш водяного пара и чистого азота из оX автобуса не выделялось. Заодно >. LO сложная выхлопная система обесО со печила и снижение уровня шума ш -О на 4 дБ против обычных величин. ш (Как будто это очень важно на о о. летном поле!) Ну, а как с пожаро- о m опасностью? Сгоревший дирижабль "Гинденбург" не забыт немцами. Поэтому-то и расположены баллоны на крыше: ведь водород легче воздуха ив случае аварии пламя уйдет вверх. Да и разделен запас газа на 15 частей - для вашего спокойствия. Так что, случись прилететь в Мюнхен, сможеа. о те и на "дирижабле" до аэровокза| ла прокатиться! оЗР 3/9945