28
29
[ервую попытку удовлетворить чаяния тогда еще советского народа ВАЗ предпринял в 1988 году. Автомобиль ВАЗ21055, оснащенный 1,45-литровым дизельным двигателем собственного производства, прошел государственные испытания и был рекомендован для массового производства, которое так и не началось. С тех пор дизель подрос в объеме, прибавил в мощности и моменте. Хотя индекс остался прежним - ВАЗ-341. Сегодня он изготавливается в Барнауле и устанавливается на "четверку" (21045), превращая универсал в настоящую рабочую лошадку. Но такой двигатель подходит не только развозной машине: он просто создан для вездехода! Правда, для полноприводной трансмиссии "Нивы" "341-й" оказался слабоват - пришлось добавить турбонаддув и одну цифру к индексу дизеля - получилось 3411. "Ниву" с таким мотором обозначают ВАЗ-21215-50. Но 9 сентября 1998 года с конвейера пошла "Нива" ВАЗ-21215-10 с двигателем "Пежо" XUD-9SD. Именно ее и могли увидеть посетители Парижского автосалона. Этот отвечающий современным нормам токсичности дизель с оеципкулнциеи отпаботавших газов и нейтрализатором должен помочь вновь протоптать заросшую экспортную тропу в Европу.| Французский дизель под капотом, как родной^BJBJfcчта о легковушке с дизельным мотором давно жила в наших , , юбителях. И вот она становится Б дизельные "нивы" и "жигули" появились в продаже.Сергей МИШИН. Фото автораЕвропе норм Евро II, которым XUD9L не отвечал. Теперь сотрудничество вот-вот возобновится на новом уровне. Не дожидаясь, когда это произойдет, мы покатались на опытномВпрочем, еще в 1993 году один из вариантов "Нивы" для экспорта, оснащали дизелем "Пежо-Х1Ю-91-". С конвейера в Тольятти съезжал полуфабрикат с "технологическим" бензиновым мотором - и только в подмосковном Чехове на предприятии "Лада-Экспорт" он превращался в дизельный автомобиль. Все закончилось с введением в Запалнойобразце. Для сравнения взяли, естественно, отечественный дизель. Пускаются двигатели одинаково и не совсем привычно. Включив зажигание, нужно дождаться, пока погаснет контрольная лампа свечей накаливания и лишь затем повернуть ключ на "Старт". Буквально с первого оборота моторы оживают, издавая харак- / терное постукивание. "Фоанш/за" можно пришпорить сразу после пуска. Пустая машина охотно трогается со второй передачи. По мере прогрева двигатель работает мягче, но прибавления тяги не ощущается. Не проявила себя в этом смысле и турбина - даже не заметили, когда она включилась. Оказывается, так и должно быть, поскольку ее главная задача снижение токсичности. Давить на газ, как на бензиновой машине, нет необходимости - джип легко разгоняется на "низах", да так, что можно запросто переходить с третьей передачи сразу на пятую. Она здесь - основная, как при езде по городу, так и по шоссе. На трассе автомобиль почти не замечает подъеь«! мов и встречного ветра, легко ускоряется при обгонах, не требуя лишний раз переключаться. Шум "Нивы" остался на привычном уровне, поскольку определяется воем раздатки, перекрывающим гул французского двигателя. Отечественный дизель работает шумнее и жестче, не желая в холодном состоянии принимать нагрузку. Да и после прогрева погонять его приходится более настойчиво. Виновата в этом турбина: она включается лишь выше 2200-2500 об/мин и толь-Я^ТОтличия в надписи....и под капотом.ротах. Малейшая неаккуратность - и машина норовила забуксовать. Очевидно, виноваты в этом популярные "нивовские" шины ВЛи-10 с универсальным протектором (возможно, и передаточные числа в трансмисБарнаульский двигатель вытеснил запаску| i "Нивы" на заднюю дверь.сии). Если заменить покрышки чем-нибудь позубастее, то минус тут же поменяется на плюс. Наш мотор не подкачал, легко приспосабливаясь к внедорожным условиям. Весь непролазный участок машина прошла медленно, но верно, нигде не попытавшись забуксовать. Конечно, обороты были ниже порога включения турбины. Вывод вернувшихся на твердую почву испытателей был единодушен - дизель позволяет полнее реализовать возможности машины и даже их варьировать. Так барнаульский вариант ближе к привычной "Ниве", а вот французский - к трактору. Что ж, как говорится, был бы выбор - а потребитель найдется. Уже на пути домой мы столкнулись с одним серьезным недостатком обоих вариантов. Запах дизтоплива настолько въедается в одежду, что знакомство с симпатичной девушкой без предварительного посещения бани и химчистки становится несбыточной мечтой. Увы, "Нива" все-таки ближе к трактору, нежели к современной дизельной иномарке, где, как говорится, дизелем даже не пахнет... ,'.i,'.,'„JJSИГАТЕЛЯМИПараметр Рабочий объем, см 3 Диаметр цилиндра х ход поршня, мм Степень сжатия Наддув Максимальная мощность, кВт/л. с. при об/мин Максимальный крутящий момент, Н м при об/мин Максимальная скорость, км/ч Время разгона с места до 100 км/ч, с Расход топлива, л/100 км: при 90 км/ч 120 км/ч ГЦ 1905 88x83 23 нет 48,65 4600 119 2500 125 24,8 7.1 11,2 8.73-341jcTaoJ "HMID-XUD-9SD' ВЛ 1905 88x83 23 есть 55/75 4600 132 2250 132 21,3 7,3 11.4 1450 76x80 76x84 1520 76x84ко тогда обеспечивает динамичный разгон. При активной езде переключать передачи надо даже чаще, чем на бензиновой машине. Единственное утешение - выигрыш в динамике по сравнению с "французом" большего объема. А каковы вездеходы на бездороО жье ? С первых метров "Пежо" огор-нет 35/48 4800 78 2500нет 4064 4800 92 3000есть 48/65 4600 118 2500---9.63---I