146
147
РЕМОНТнатягом 0,022...0,076 мм. Впоследствии (на ГАЗ-31029) натяг несколько увеличили - до 0,027...0,087 мм. З азо ­ ры в сопряжении стержня клапана со втулкой не менялись и по-прежнему должны лежать в пределах 0,050...0,097 мм (отверстие втулки 9,00...9,022 мм, стержень клапана 8,95. .8,925 мм). Наружный диаметр направляющей втулки "Волги" - 17 мм. Оси клапанов на этом двигателе перпендикулярны привалочной плоскости, что исключает скольжение опоры по головке блока (вспомните "Москвич" или "Жигули"!). Но если втулки были перегреты или сидели в головке десятки лет, извлечь"БЫЧОК": СНИМАЕМ РАДИАТОРВладимир АРБУЗОВ. Технический центр ЗР ЗИЛ-5307iМожайскийРадиатор "Бычка", как кольцо в носу колхозного бугая, вещь хоть и нужная, но доставляет своему обладателю большие неудобства. Снимать его приходится не только для пайки (бывает, он протекает), но и для доступа к двигателю - иначе будет мешать. Перво-наперво снимем капот. Если этого не сделать, а только подпереть его палочкой, то во время работы он обязательно захлопнется. Лучше не рис ­ ковать головой, к тому же снять его - дело нескольких минут.Отсоединяем и извлекаем провод подкапотной лампы. Рис. 4. Запрессовка направляющей втулки клапана двигателя "Волги" ГАЗ-24: 1 шпилька; 2 - гайка; 3 - опорная втулка; 4 - головка блока цилиндров; 5 - наконечник; 6 втулка клапана.Отсоединяем разъемы электропроводки о фар.их порой сложно. Молотком и выколотками легко расколоть, рискуя по ­ вредить посадочные места. Изношенные втулки выпрессовываем, как показано на рис. 3, тем же приспособлением, но опора 5 для "Волги", конечно, другая. Запрессовывая втулки, мы действуем так, как показано на рис. 4, то есть тем же приспособлением, но перевернув его. Единственная дополнительная деталь здесь - опорная втулка 3: для "Волги" она своя, к другим отечественным моторам не подходит.Отворачиваем четыре гайки крепления капота к кронштейнам и снимаем его.Открыв краник на блоке двигателя и ключом "на 12" отворачиваем десять болтов Ключом "на 12" вывернув пробку из нижнего бачка радиоблицовки (два - сверху и три - сни пления с обеих сторон). атора, сливаем охлаждающую жидкость. СвОИМиСиЛ!146ЗР 3/99ами18 *...ключом "на 12" отворачиваем два болта крепОтодвигаем облицовку, ключом "на 10" отвораКлючом "на 12" отворачиваем внутренний болт ления радиатора и диффузора к рамке сверху... чиваем упор оболочки троса и снимаем его. хомута....и четыре снизу.Отворачиваем боковой болт хомута и снимаем его. Крышку надеваем на бачок и заворачиваем барашек.Если радиатор не нужно ремонтировать, его удобнее снять вместе с рамкой.Отворачиваем стяжку рамки.Ключом "на IT отворачиваем две гайки растяжек рамки, по одной с обеих сторон. Ослабляем отверткой хомуты патрубков радиатора...Распиливаем диффузор в нижней части и, оттянув его к лопастям вентилятора, снимаем.Под передним лонжероном рамы расшплинто- Для удобства работы в будущем часть диффузовываем и отворачиваем две гайки нижних опор ра можно удалить - охлаждению радиатора это не вредит. рамки.Теперь радиатор вместе с рамкой и диффузором можно вынуть. Если же , ...и ключами "на 12 и 13" - хомут бачка гидроуси- радиатор вынимаем для ремонта, то Ш лителя. Отвернув гайку-барашек крышки бачка, пусть рамка останется на месте. Для этого... снимаем ее и опускаем бачок вниз. 19 СвоимиСиламиОстается лишь вынуть радиатор, запаять течи и вернуть его на место в обратной последовательности. А может быть, заменить более прочным и долговечным...ЗР 3/99147