емьдесят лет назад Юрий Долматовский принес в редакцию "За рулем" автомобильные рисунки-заставки. Безупречно исполненные, они привнесли дух Баухауза в графику журнала, сделали его облик более авангардным. И потом Юрий Аронович развивал этот дух авангардизма в рисунках, статьях, обзорах, книгах. Не только во внешней манере, но ив сути. Начав работать в области автомобильного кузовостроения, Долматовский, пожалуй, первым в нашей стране понял роль художественного конструирования, роль архитектурного оформления автомобиля. Он был не только хорошо знаком с работами специалистов-кузовщиков - Сахновского и Ама, Фарины и Бюрига. Он понимал, что изящный облик машины нераз-сс новинками зарубежной техники. Постепенно родилась школа, мировоззрение, определенная тенденция - воспитывались приверженцы тех авангардных идей, которые исповедовал Долматовский. Юрий Аронович приложил руку к созданию многих отечественных автобусов, грузовиков, легковых машин. Он быстро завоевывал авторитет среди специалистов, где бы он ни работал: на ЗИСе, в НАМИ, во ВНИИ технической эстетики, вТАЛАНТЮРИЯ ДОЛМАТОВСКОГОНИИАТе. Еще на ЗИСе, в 1941 году он вместе с группой коллег внес идею заднемоторного автомобиля. Предложенная ими компоновка позволяла снизить массу машины, улучшить аэродинамические качества, открывала новые дизайнерские возможности. По сути, Долматовский выступил инициатором создания однообъемного кузова ния отечественного автопрома. Кандидат технических наук, активный член бесчисленных комиссий и инициативных групп, председатель автомобильной секции столичного Дома ученых, Юрий Аронович был вездесущ. Читательские конференции "За рулем", научные симпозиумы, слеты "самодельщиков", парады старинных автомобилей, выставки - все укладывалось в безграничный круг его интересов. Как подабдет монументу, Долматовскйи*мсТоял" на капитальном фундаменте. Интеллигентный человек, начитанный, знавший несколько языков, он - пример для нынешней молодежи - обладал безупречным вкусом, что немало способствовало дизайнерскому делу. Приятный собеседник с благородными манерами сразу располагал к себе. И если завязывался спор, отстаивал свою позицию без нажима, но твердо.Сельскохозяйственный вариант "Белки" - НАМИ-А50. За рулем - Долматовский. "Министр и другие ответственные лица осмотрели "белок"; в отделах и управлениях министерства заговорили о выпуске народного автомобиля..."*(#рывно связан с ее конструкцией. А значит, дизайнер должен быть эрудитом: технология и новые материалы, традиции и история, социальные запросы и климатические условия все это надо взвесить, учесть, соотнести прежде, чем разработать обМы не всегда связываем эти лик новой модели. особенности характера с профессиr f "• ijl тттт ональными качествами. Но одаренЮрий Аронович не только провозглашал новые концепции. Он поДолматовский рядом с опытным НАМИ-013: "Появление "тринаность, высокое мастерство - они не нимал, что надо прививать автомодцатого" в новом облике совпало с демонстрацией на экранах только от Бога, но и от особеннопопулярного американского фильма 'Тарзан"... Московские билистам, включая инженеров, конмальчишки подметили сходство между физиономией обезьяны стей натуры. К автомобильному деструкторов, технологов, высокую Читы из фильма с внешним видом "тринадцатого". Теперь наши лу шестнадцатилетний юноша Долматовский прикоснулся, как и все техническую культуру. Делал он это выезды сопровождались криками: "Ребята, Чита едет!". самозабвенно и неустанно: добрый десязадолго до того, как его благословили тенподростки - тогда и теперь - благодаря романтическому увлечению рисовать маток книг, популярных и специальных, стаденции последних лет. тьи, публичные выступления, лекции в АвВпоследствии Юрий Аронович метошины. А вот характер позволил увлечетомеханическом институте. дически развивал свою идею в созданных нию перерасти в устойчивую приверженНе поддается счету, сколько людей напод его руководством концепт-карах: ность на всю жизнь. шло увлечение или путь к профессии, проНАМИ-013 (1952 год), "Белка" (1956), "На всю жизнь..." Она была долгой читав книгу Ю. Долматовского "Повесть об ВНИИТЭ-ПТ (1964), "Макси" (1967). 85 лет и полнокровной. Нам всем будет неавтомобиле". В годы, когда грехом считаДля многих, и в особенности для читадоставать этого неординарного человека. лось упоминание в печати даже названий телей "За рулем", Ю. А. Долматовский зарубежных моделей, он успешно знакомил представлялся этаким вечным монуменВ подписях использованы цитаты из книги Ю. Долматовского "Мне нужен автомобиль". читателей (и как следствие - почитателей) том, олицетворяющим передовые начинаЗР 3/9951