108
ТАМОЖНЯвительства, а значит, для их отмены нужно всего лишь другое постановление. Сложнее с жителями Белоруссии - здесь необходимо на межправительственном уровне согласовать порядок предоставления льгот российских и белорусских. Привилегии чернобыльцев установлены федеральным законом. Значит, чтобы их отменить, нужна поправка к закону. Сейчас она рассматривается в Думе. ДЕШЕВАЯ МАШИНА - ВСЕГДА ПОДОЗРИТЕЛЬНО Белорусы платят на таможне смешно сказать - 0,3 экю за "кубик". Никакого тебе НДС, акциза, никакой пошлины в 30 процентов. При этом в Белоруссии каждый, по нашим понятиям, - льготник, без исключения! Немудрено, что Белоруссия довольно быстро перешла в разряд крупнейшего посредника по перепродаже иномарок в Россию. Союз двух государств ведь формально создан и граница Белоруссии - это, по существу, граница РФ. Белорус ввозит для себя автомобиль, "таможит" его за небольшую сумму и продает россиянину. До сентября 1998 года в Белоруссии существовал запрет на отчуждение иномарок, растаможенных по льготной ставке (он действовал в течение двух лет со дня приобретения). Этот запрет, несомненно, сдерживал поток дешевых иномарок в Россию, но уже тогда белорусы почувствовали вкус к "транзитной" торговле и, покатавшись пару лет, продавали машины россиянам. А уж когда запрет на отчуждение был снят, иномарки хлынули к нам через Белоруссию широкой рекой - со всей Европы. Если так будет продолжаться еще пару лет, то белорусские авторынки дорастут до масштабов германских и российские перегонщики забудут путь в Европу. Единственное, что может этому воспрепятствовать - унификация таможенного законодательства России и Белоруссии. Но, как нам сообщили в Таможенном комитете РФ, пока обе страны согласовали таможенные пошлины только на товары, ввозимые в союз юридическими лицами. До физических лиц не дошли руки. Правда, у российской таможни есть еще один козырь - соглашение с ГИБДД, по которому дорожная инспекция будет сообщать таможне сведения обо всех, кто ввез автомобиль из Белоруссии и не заплатил в российский бюджет "по полной программе" - как того требует наш таможенный закон. На вопрос, когда это соглашение начнет работать, в Таможенном комитете РФ ответили, что соглашение с ГИБДД только готовится. А после его нужно будет • зарегистрировать в Министерстве юстиции. Это потребует немало времени. Однако сотрудники ГТК посоветовали владельцам автомобилей, растаможенных по белорусской льготе, не дожидаться, пока их "отловят", а самим прийти в таможню по месту жительства, внести все платежи и ездить спокойно. Сколько платить? - Полностью совокупный платеж, сказал сотрудник ГТК. - Плюс к этому штраф в размере до 300 процентов таможенной стоимости автомобиля - для тех, кого мы сами "отловим". ("Сдавшиеся" добровольно отделаются предупреждением.) НА БИРЖЕ ЧЕРНОБЫЛЬСКИХ ЛЬГОТ Эти льготы стали ходовым товаром недавно, однако за довольно короткое я> время их продажу успели поставить на широкую ногу (по данным ГТК, в 1996 году так ввезли 500 автомобилей, а в 1998-м уже 8000). Если провести небольшой экскурс по сети Интернет, то встретите объявление: "Автобиржа Чернобыль - Брянск - продажа автомобилей". Мы позвонили по указанным там телефонам и узнали, как она работает. Как доверенное лицо "чернобыльца" вы отправляетесь за границу сами либо даете заказ профессиональному перегонщику, покупаете автомобиль, а на обратном пути на российской границе просите указать таможню назначения - брянскую. Здесь биржа оформляет автомобиль на пострадавшего от чернобыльской катастрофы через суд, где такой льготник должен доказать свои права. Понятно, без уплаты каких-либо пошлин и налогов, а после продает вам. "Но . ведь суд может длиться годами. Неужели * все это время нам ждать?" - спросили мы "биржевиков". "Нет, что вы! Десять дней и решение суда готово, - оптимистично отозвались на том конце провода. - У нас там все схвачено". "А сколько стоит?" задали мы главный вопрос. "2500 долларов за подержанную и 4500 за новую", был ответ. ...Ну что же, даже когда последняя льгота канет в Лету, мы все равно найдем способ обходить пошлины, акцизы и прочие "эндээсы" - как-нибудь вывернемся. Заставить россиян полностью и безоговорочно соблюдать строгий таможенный режим (другого эпитета и не подобрать) можно, только снизив пошлины и отменив льготы - тем более, что сейчас, после девальвации рубля, это сильно не повредит отечественной промышленности. Какой из вариантов выберет наше правительство вместе с Таможенным ко- ш митетом и выберет ли вообще?«КАССЫЛьготы на ввоз автомобилей порождают злоупотребления, наносят урон бюджету. Однако дальше разговоров об их отмене дело не идет.Дмитрии ЛЕОНТЬЕВ Каждый житель Белоруссии имеет право растаможить иномарку в льготном порядке и продать ее жителю РФ. Каждый участник Чернобыля имеет право ввезти иномарку в Россию, не платя никаких налогов, - и продать ее другому гражданину РФ. Каждый моряк... дипломат... гражданин, проживший за границей более 182-х дней... МОРЯКИ И ДИПЛОМАТЫ В ПЕРВУЮ ГОЛОВУ "Таможенные льготы скоро отменят", - третий год говорят чиновники из таможни и министры из правительства, а запрета все нет. За это время льгота перестала быть привилегией и превратилась в довольно ходовой товар. В газетах все больше коротких объявлений: "льготная растаможка". И все-таки льготы когда-нибудь прикроют - в этом нет сомнений. Слишком уж много бюджет теряет на этом средств. Легче всего, конечно, "разобраться" с моряками, дипломатами и теми, кто прожил за границей непрерывно более полугода. Эти льготы введены постановлением пра108ЗР 3/99