54
55
дрге 1ШПШIАлександр КРАСНОВ. Рисунок автора"УНИМОГМожно с уверенностью утверждать, что при создании этого многоцелевого автомобиля-трактора сами разработчики не предполагали столь грандиозного успеха своего детища. Сегодня специалисты десятков небольших предприятий только и думают о том, как бы "загрузить" его еще больше.Новая версия "Унимога" появится в 2000 году. Это вовсе не означает ухода со сцены сегодняшней модели. Судя по последним событиям в жизни этого большого семейства, вскоре мы станем свидетелями более четкого разделения труда между его "членами". Готовящаяся версия, по предварительным данным, займет среднюю нишу, где у "малыша" UX100 силенок уже не хватает, а большие "унимоги" применять нерентабельно. Скорее всего, новая модель заменит ряд U1400. При разработке новинки учитывались, в основном, требования коммунальных служб - ведь служить ей придется, как правило, в городе. Из технического задания сразу исключили возможность использования автомобиля в качестве многоцелевого армейского грузовика, да и сельскохозяйственные заботы также не для него. Не найдет он работы ни на промышленных предприятиях, ни на железной дороге, ни на лесоповале... Получается этакий повзрослевший (по отношению к малышу) городской мастер на все руки - неприхотливое, надежное и многоцелевое шасси для установки самого разнообразного оборудования (перечислить которое просто нереально). А жители городов хотели бы иметь радующий глаз автомобиль, который к тому же дружит с экологией. Что касается первого, то упрекать в ненадежности конструкцию "Унимога" трудно - за более чем 50-летнюю историю все возможные недоработки давно ликвидированы. Для дополнительного оборудования, как и прежде, предусмотрены валы отбора мощности и гидронасосы. В некоторых комплектациях и спереди, и сзади монтируют стандартизованные подрамники с возможностью подключения гидросистем навесных агрегатов. Расширенная пневмосистема и более мощный генератор увеличат диапазон применения новой модели. Внешний вид "Унимога" изменится довольно сильно - ведь многие условия, наложенные утилитарностью предназначения, здесь сняты. Шасси сохранит привычную полукапотную компоновку, но двигатель с коробкой передач будет смещен назад, и кабина станет внешне намного привлекательнее, интереснее стилистически. Плоское ветровое стекло уступит место панорамному, большие окна улучшат обзорность вбок и вниз. Необычно решен блок, включающий зеркала заднего вида, дополнительные фары и указатели поворота. Эта резервная светотехника необходима в тех случаях, когда основная прикрыта "навеской". Раньше подобное дообо-ЗР 3/99 "рудование производили кустарно, теперь это обеспечивает сам завод. И наконец, защита окружающей среды... Хотя первое время гамма двигателей останется прежней, автомобиль "притихнет" благодаря более эффективной системе выпуска и дополнительному капотированию моторного отсека шумопоглощающими панелями. Кстати, выхлопная труба теперь окончательно переедет за кабину и расположится вертикально в кожухе. Еще одним положительным фактором с экологической точки зрения послужит установка на некоторые модификации дизелей с системой "коммон рейл", которая обеспечивает не только лучшую характеристику крутящего момента, но благодаря более точному дозированию топлива снижает токсичность выхлопа и уровень вибраций, а следовательно, и шума. Конечно, эти модификации будут подороже, но "Унимог" никогда не отличался дешевизной.Ровно полвека тому назад на сельскохозяйственной выставке во Франкфуртена-Майне был представлен прототип машины, известной нынче каждому под именем "Унимог". А началось все с примитивного механизма, названного UNIversal-MOto-Gerat "Универсальный моторизованный агрегат". Как видите, в названии нет даже намека на транспортное средство. Появился он так. После второй мировой войны многим бывшим военным специалистам пришлось заняться подъемом сельского хозяйства Ь страны. Американский "план Моргентау" (так и нереализованный) предусматривал превращение послевоенной Германии в аграрное государство, дабы воспрепятствовать ее экономическому и военному возрождению. Глава конструкторского отдела авиадвигателей фирмы "Даймлер-Бенц" Альберт Фридрих был вынужден в буквальном смысле спуститься на землю и руководить проектом небольшого трактора. В начале 1946 года с проектом ознакомились американцы и при их финансовой поддержке на ювелирной (!) фабрике "Эрхард и сыновья" было изготовлено несколько удачных образцов. Полный привод, блокировка дифференциалов обеих осей, мягкая на скручивание вдоль продольной оси рама и продуманная развесовка по осям, двухступенчатый делитель в трансмиссии и тормоза у всех колес выгодно отличали новинку от трактора. Первый образец при полной массе 3150 кг сам весил лишь 1775 кг. Но Щ главное - с помощью валов отбора мощности можно было подключать различные навесные агрегаты спереди, посредине и сзади! Приводил это чудо в движение двухцилиндровый двухтактный дизель, пока в 1950 году после покупки "Даймлером" всех прав на конструкцию и перевода производства на завод в Гаггенау его не сменил 1,7литровый четырехтактный двигатель. Однако "Унимог" едва ли так прославился бы, останься он лишь на сельскохозяйственном поприще. Сегодня из многих сотен (!) вариантов лишь 10% приходится на фермерские нужды. Уникальные внедорожные качества машины сразу же пробудили интерес военных. Еще в 1950 году французская армия купила 400 штук - кстати, задолго до появления бундесвера. С той поры армейские вездеходы с удлиненной базой составляют около трети всего объема выпускаемых "унимогов". В середине 50-х годов рост благосостояния породил спрос на автомобили коммунального назначения - уборочные, моющие, пескоразбрасывающие и прочие узкоспециализированные навесные агрегаты стали родными для "Унимога". Всего этих "насадок" было около 1500, сегодня выпускаются 600 из них. Никого не удивит буровая установка на "Унимоге", на стройках он взбирается по лестницам, в экспедициях форсирует болота. Специальные версии с биодизелем и биологически разлагающимися рабочим маслом в гидросистеме позволили получить допуск в водоохранную зону (а это в Германии ой как непросто). Есть и... маневровый локомотив на базе "Унимога": заехав на рельсы, он опускает металлические колеса и таскает вагоны по заводским дворам. В последние годы растет интерес к автомобилям для активного отдыха. Вряд ли первые обладатели "сельскохозяйственной" машины могли предвидеть, что появятся "унимоги" - дома на колесах, хоть пересекай пустыню с максимальным комфортом. А появление так называемого "Фэнмога" как транспорта для поездки на вечеринку или в театр вообще могло показаться абсурдом. Своим долголетием "Унимог" обязан сочетанию уникальных качеств. Хотите максимальную проходимость? Пожалуйста, можете форсировать подъем в 45° или водную преграду глубиной до 120 см. Вам надо работать навесным оборудованием на минимальной скорости? Реверсивная коробка передач, которая может иметь до 16 скоростей вперед и столько же назад (!), обеспечит движение не быстрее 80 м/ч. Хотите путешествовать в доме на колесах? Скорость 115 км/ч не покажется слишком малой. И все это вкупе с завидной надежностью: Москву до сих пор убирают машины, закупленные к Олимпиаде 1980 года!