145
* Е З КУВАЛДЫКОГДА ПОДКРАЛАСЬ СТАРОСТЬОднажды владелец, обнаружив сизый дым за кормой, спохватится: пора сопряжении "втулка-головка блоВ ремонтировать! Тем более, что недавняя замена маслосъемных колпачков рекомендуется величина натяга ка" не помогла... О замене направляющих втулок клапанов на "Самаре", "Оке" 0,063-0^08 мм (диаметр отверстия 13,950...13,977 мм, втулки и "Волге" продолжает рассказ Валентин ГРИГОРЬЕВ. 14,040...14,058 мм). В ноябрьском номере журнала за 1998 год мы рассмотрели замену направляющих втулок клапанов на "Жигулях". Сегодня очередь восьмиклапанной "Самары" (хотя все сказанное приемлемо и для владельца "Оки"). Головка блока "Самары" отлича-Рис. 1. Выпрессовка направляющей втулки клапана двигателя "Самары": 1 - втулка клапана; 2 головка блока цилиндров; 3 - опора; 4 - зацеп; 5 - гайка; 6 - шпилька; 7 - наконечник.ется от жигулевской, поэтому полностью унифицировать необходимое для работы приспособление не удается. Нужна другая опора 3 (рис. 1), в виде пластины. Остальные детали те же, что применяются для "Жигулей" и "Москвича" Схема действия сил при выпрессовке (см. рис. 1) в случае с "Самарой" более благоприятна для успеха работы, так как угол наклона оси клапана к вертикали - 13,5° - здесь меньше, чем у "Жигулей" (20°), а потому меньше риск сдвига опоры по головке. Но всетаки, чтобы полностью исключить такую возможность, мы и здесь не пренебрегаем зацепами, показанными в ЗР, 1998, № 11. Опора имеет два отверстия с резьбой М10 для крепления этих зацепов. Рис. 2. Запрессовка направляющей втулки клаПроцесс запрессовки новой втулпана двигателя "Самары": 1 - опорная втулка, ки показан на рис. 2. Используются те 2 - гайка; 3 - головка блока цилиндров; 4 - наже детали приспособления, что и конечник; 5 - шпилька; 6 - втулка клапана. при работе с мотором "Жигулей".Рис. 3. Выпрессовка направляющей втулки клапана двигателя "Волги" ГАЗ-24:1 - наконечник; 2 - головка блока цилиндров; 3 - втулка клапана; 4 - шпилька; 5 - опора; 6 - гайка.В сопряжении "стержень клапана отверстие втулки" для впускных клапанов завод-изготовитель рекомендует зазор 0,022...0,025 мм (диаметр отверстия - 8,022...8,040 мм, стержня 7985...8,000 мм). Для выпускных клапанов эти зазоры несколько увеличены - до 0,029...0,062 мм (диаметр отверстия - 8,029...8,047 мм; стержня 7985...8,000 мм). А как аналогичная работа выполняется на "Волге" ГАЗ-24? На двигателях первых серий (24Д, 24-01) предусматривалась посадка втулки в отверстие головки блока с ЗР 3/9917СвоимиСил!.ами145