136
137
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |метрах полета поднимаются. И если не КОВАРНЫЙ ПЕСОЧЕК хочешь, чтобы они достали до стекол, Еще один враг стекол - это песок, забудь про свои страхи - и держись к поднятый в воздух ветром или другими встречной машине достаточно близко. машинами. «Бомбардируя» стекло, пеУдаров по «жестянке» и колесам не изсчинки оставляют миллионы микробежать. Но и тот, кто был подальше, на скопических выбоин. Такая «пескостправой обочине, и лишался стекла, руйка» делает стекло матовым. Насподвергался бомбардировке дверей и колько быстро, зависит от стекла (его порогов не меньше. В граде камней твердости) и от песка, который в разподходящие найдутся. ных географических зонах неодинаков:ТЕКСТ / СЕРГЕЙ МИГАЛИНПо кузову «Жигулей» забарабанили камни. А тут, как назло, встречный КамАЗ... Парень явно куражился, цепляя колесами гравий покрупнее мол, держитесь, частники! Обреченные, понятно, приняли правее, к обочине. Одному не помогло. Раздался оглушительный - словно по стеклу выстрелили - удар! Прямо перед глазами замаячила крупная выбоина с сеткой трещин вокруг. Знать бы, как избежать такой встречи... «АККУРАТНО, НО СИЛЬНО» Так обещали бить одного из героев известного фильма. Резон в этой шутке есть. Насколько пострадает от камня стекло, зависит от кинетической энергии «бомбы» и концентрации удара. А движутся и камень, и стекло - так что в известной формуле нужно возводить в квадрат их суммарную скорость. Чаще всего главная роль принадлежит не камню, который редко летит с большой скоростью, а именно автомобилю «носителю» стекла. Если при скорости под 120 «поймать» твердый камень с лесной орешек, в наружном слое триплекса останется отметина без существенных трещин вокруг. Масса камня мала, удар сконцентрирован на малой площади, и его воздействие на стекло локальное. А когда масса большая, то ей уже не обязательно быть твердой. Однажды у нас на глазах стекло «жигуленка» вдребезги разбил упавший со встречного грузовика кочан капусты. Никакой местной отметины, естественно, не осталось. Да и не могло - кочанто мягкий. Но масса такова, что при ударе мгновенно прогибается весь триплекс и разрушаются оба стеклянных слоя. Ну а если «гостинец» и тверд, и тяжел, то может пробить стекло насквозь. Впрочем, большинству читателей эти тонкости не интересны. Вот цена замены стекла - другое дело... Поэтому, чтобы сберечь свои же кровные, сближаться со встречной машиной на гравийной дороге лучше не торопясь. Кстати, тогда и ваши камни полетят недалеко. Глядишь, все останутся при своих. Разумеется, «подстраховать» стекло на все сто процентов нельзя, а вот уменьшить вероятность повреждения можно. Взглянем на рис. 1. Камни изпод колес летят по баллистическим траекториям. Иначеговоря,на первыхРис 3. Скребок из плексигласа.Рис. 4. Характер нагрузок на стекло при обдуве горячим воздухом изнутри и холодным снаружи.Правда, подобная тактика спасает не всегда. Колеса машин, прицепов, имеющих малый задний свес, частенько бросают камни просто вверх. От этих спрятаться негде. Одна надежда на сниженную скорость. Вернувшись к началу, отметим, что действовали частники не лучшим образом. .. Впрочем, эту ошибку совершают девять человек из десяти!тут песчинки тверже, там - крупнее, острее и т. п. Можно ли спастись от песка? Если нужно ехать в пыльную бурю, то остается только посочувствовать - песок всюду: в воздухе, в глазах, ушах, фильтрах... Когда же песчаный «смерч» создает впереди идущая машина, от нее лучше поотстать. Крупные песчинки не слишком летучи, их удерживают толь- ко мощные вихри непосредственно за машиной. А подальше, в пыльном хвосте, их уже нет (рис. 2). Конечно, и пыль машине не на пользу, но на стеклах сказывается меньше. Другой механизм действия песка истирание стекол абразивом, попавшим в щетки «дворников» и уплотнители. Царапины порой столь глубоки, что о ремонте нет и речи. Это обычный/«ЧАЙНИКУ» НА ЗАМЕТКУЛИБО ВДРЕБЕЗГИКАК УБЕРЕЧЬ СТЕКЛА ОТ ТРЕЩИН И ЦАРАПИНРастяжениеРис. 5. «Модель» закаленного стекла (а) и нагрузки в нем (б).удел лодырей, не желающих лишний раз мыть машину: тронул ручку стеклоподъемника - и заскрипело так, что скулы свело! Как алмаз в руке неопытного стекольщика. КАК МЫТЬ СТЕКЛО Дело это, кстати, тоже умения требует. Экономя на шампунях, многие в лучшем случае обходятся водопроводнойводой, которая и просгую-то грязь смысти - перекос кузова. С появлением вает плохо, а жирную тем более. Автоввклеенных стекол эти случаи участиладелец усердно трет стекла тряпкой, а лись: жестко связанное с кузовом, стеквездесущий песочек тут как тут. Там, где ло нагружено сильнее. А задние вклеенс шампунем хватило бы пары движеные закаленные стекла (сталинитовые) ний, требуется вдесятеро больше... Репорой словно взрываются. Особенно есзультат? Любую машину, незнакомую с ли на кромке стекла дефект или в кашампунем, легко узнать по мутноватым ком-нибудь месте оно слабо приклеено. Соседние участки перегружаются... и стеклам и тусклой краске. Это касается и омывателя стекла. Зараздается хлопок! Зимой контингент пострадавших правлять его водой дешевле. Но «экономия» выходит... царапинами. Так что расширяется вследствие еще одного специальная жидкость на спиртовой осфизического эффекта. Что получится, нове все-таки лучше. Она и мороз стересли за бортом минус 30, а в салоне, врубив отопитель, греются любители пит, и грязь лучше смоет. И еще несколько простых советов. подледного лова да еще и направляют Для чистки стекла полезно иметь и горячий воздух на стекло? Слой трип«спецсредства» - хотя бы давно известлекса внутри салона нагрет, а внешний ную домохозяйкам «секунду». А сухие охлажден. Теплопроводность поличистые тряпки хранить так, чтобы пыль мерной пленки между ними низкая. и песок не имели к ним доступа. «ПусИз-за этого внутренний слой сжат, а наружный растянут. Он-то обычно и тячок» довольно важный. лопается. Начало трещине дает какойнибудь «концентратор напряжения» ЛЕДОКОЛ Скребок для чистки стекол ото льда - щербинка на кромке стекла, о которой вещь необходимая. В продаже есть всяхозяин часто и не знает, или отметина кие, порой - довольно мудреной констот камешка (рис. 4). рукции. И чем она сложнее, тем больше Кстати, приобретая новое стекло, как лазеек для песка. Плохо, если он застряможно внимательнее осмотрите покупнет в скребке и наделает царапин. По ку. В первую очередь убедитесь, намоему опыту, самый лучший скребок - сколько ровна кромка триплекса. Замеиз плексигласа (рис. 3). Узкая и твердая на стекла - дорогое мероприятие, а случистящая кромка не удерживает песка, чалось, что из-за незаметной щербинки сама же стекло не царапает. Любой, стекло трескалось уже при монтаже! умеющий держать в руках напильник, Чуть посильней нажали - и конец! сделает скребок в пять минут. Закаленные стекла (сталинит) никаНикогда не следует чистить стекло ких отметин от камней не терпят. («Пепервым попавшимся предметом, подскоструйка» возможна, но она не в нятым с земли. Однажды, не найдя счет.) Особенность такого стекла - в расскребка, я воспользовался такой дерепределении внутренних напряжений: вяшкой... и тут же увидел обидные цасердцевина стекла упруго растянута, рапины! Собственный плотницкий как пружина в «модели» (рис. 5 а), края опыт был забыт: на грязных досках всесжаты (рис. 5 б). Извлечь любой из бругда есть песок - хорошим, острым инстсков «модели» тем труднее, чем сильнее рументом к ним лучше не притрагипружина. Из сталинита тоже не всякий ваться. Испортишь... камешек способен выбить кусочек нужна немалая энергия. Выходит, закаленное стекло прочнее обыкновенного, ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ Если в наружном слое триплекса пояиз триплекса? Но на наших дорогах к вилась хотя бы одна отметина от камня, услугам водителя любые камни! Поэтостекло уже ненадежное. Долго ли прому сталинит может разбиться в первой служит, неизвестно. Добросовестные же поездке. Большинство автопроизвостраховщики стекло с отметиной обычдителей делают из него только стекла но считают разбитым. Бывало, длинные дверей, боковые, задние. У сталинита трещины вырастали от нее, когда малишь два состояния - это или полноценшина хранилась в гараже, на стоянке - ное стекло, или куча стеклянных «зебез видимых причин. Когда же это прорен». Триплекс же, даже разбитый, исходило при движении по неровной обычно остается в проеме кузова, поздороге, подъеме машины домкратом, воляя хотя бы не замерзнуть, пока бу1»1 хозяин понимал: причина неприятнодешь дожидаться ГИБДД.