118
119
МЫ И АВТОМОБИЛЬМОСКВА721»1ВЛАДИВОСТОКА•J'aSaj , .--,«УРАЛАМ» НА ЗАВИСТЬИЗ ВЛАДИВОСТОКА В ПИТЕР - СВОИМ ХОДОМТЕКСТ. ФОТО / ВИТАЛИЙ МУШТА, ХАБАРОВСК/ПУТЕШЕСТВИЕУкаждого есть мечта: кто хочет поймать самую большую рыбу, кто выиграть миллион... С момента приобретения «Крокодила» - «ТойотыЛендкрузер 74» я мечтал принять участие в настоящих внедорожных соревнованиях. Например, в таких, как «Ладога» - международном трофи-рейде по Карелии. Для многих - не вопрос. А если ты живешь на другом конце страны, в Хабаровске? Есть два пути решения проблемы: можно отправить машину в контейнере по железной дороге именно так попадает на Большую землю абсолютное большинство «японцев» - или добираться своим ходом. Я выбрал второй вариант... Нашлись и спонсоры, и штурман, и даже попутчики: еще две «Тойоты», а также прибалтийский «уазик», нареченный «Бобиком». Неожиданной проблемой оказались карты - ехали, что называется, «по пачке Беломора». Стартовать решили от самого края страны - от пролива Босфор Восточный у Владивостока. К ночи по М60 добрались до Хабаровска, еще день до Биробиджана - здесь асфальт закончился, пошла пыльная отсыпка. Машин на трассе на удивление мало, как, впрочем, и бензоколонок - решили заехать на ближайшую у станции Вира. Лучше бы мы ее не заметили! После заправки из выхлопных труб пошел дым непонятного цвета, двигатели перестали тянуть, а последствия этого опрометчивого шага мы ощущали всю дорогу. В поселке Архара поинтересовались дорогой - по причине нетрезвого удивления ответы архаровцев сводились к словам: «Ну, вы, блин, это...». Дальше можно было ехать на Белогорск, по новому мосту через Зею или на Благовещенск - в конце концов повернули на юг. В Благовещенске плавился асфальт - плюс 36° в тени! - зато с набережной виден китайский город Хэйхэ. Экзотика! Ночевали на природе, на берегу речки - получилось. Костерок, сытный ужин, сто грамм... В поселке Свободный сфотографировались у КПП космодрома ис ветерком рванули по широкому асфальту строящейся федеральной трассы «Амур». Торопились опрометчиво - после небольшого мостика пришлось менять оторванный амортизатор на одном «Крузере» и дальше внимательно следить за дорогой. Вскоре об асфальте забыли пошла гравийка: каждый вечер подкручивали гаечки, болтики, крепили груз в кузове «Хай Лакса», укладывали развалившиеся по салону вещи. Прошли Сиваки, Магдагачи; недалеко от Талдана «Амур» закончился, съехали на грунтовку. Попетляв по оставшимся после добычи золота отвалам, выскочили на дорогу к Соловьевску, через который идет магистраль М56 «Колыма»: по нейлегко попасть в Якутск, а если повезет, то ив Магадан. Трасса отнюдь не оживленная, перед редкими деревнями и мостами стоят древние бетонные доты. Сковородино для перегонщиков - конечный пункт Амурской области. Дальше все нормальные люди грузятся на платформы и «чух-чух-чух ту-туу». Мы же простых путей не ищем, поэтому спрашиваем местных: «Как лучше проехать на Читу?» Нас долго не понимают, указывают на станцию и твердят «платформа, железная дорога...», потом неопределенно машут рукой на запад: туда, мол. Едем. Реку Ольдой форсируем по недостроенному мосту, сунув человеку при шлагбауме тысячу рублей просил больше, ссылаясь на распоряжение начальника, но сторговались. Ночевали на берегу, наблюдая оживленное движение по «закрытому» мосту. Интересно, что выгодней для строителей: достраивать его или открыватьзакрывать шлагбаум? Пошли растаявшие зимники. Халан, Улятка - скорость продвижения подчас лимитируется возможностями лебедки. За день проходим 85-120 км. Добрались до поселка Ерофей Павлович, где у несчастного «73-го» «Крузера» развалился подшипник генератора. В закромах Родины - так мы прозвали ящик с запчастями в «уазике» - нашелся похожий, но не хватает фигурной шайбы. Зато есть хорошие люди! В шггницу вечером ^fe£'*'Jf.птттТГМкTOYOTAivBJ\**0kЩ \ \. -8.. * 5Ш>~слизло'они открыли мастерские, включили станок дореволюционной постройки, дали нам самодельный инструмент - со второй попытки (без чертежей, «на глазок») самостоятельно изготовили то, что надо. Поставили - работает! Переправившись через реку Уркан по метровой глубины броду, полезли в горы. Изредка попадаются машины, мотоциклисты. Бензин А-76 по десятке за литр, солярки нет - достаем канистры. У Семиозерного снова выскочили на «Амур», добрались до поселка Ключевский. Красивое старое поселение стоит на склонах двух сопок, а главное мороженое в магазинчике! Цивилизация! Опять спросили дорогу на Читу. Дядька на полноприводном КамАЗе дал довольно точное описание пути и уточнил: «В хорошую погоду и малую воду, если повезет и не застряну, иду часов сорок шесть, а не повезет - неделю». Поселок Сбега назван так потому, что там сходятся три дороги. Выбираем «Дорогу восьми бродов» - все они через рукава реки Урюм. Попался одинокий мотоциклист: «Вы куда? Дальше дороги нет! Я там даже на мотоцикле не езжу!» При форсировании очередной водной преграды двигатель «Хай Лакса» хлебнул водички, залило электрооборудование - выдернули из реки длинным тросом, как морковку. Привал: продувка, прочистка, просушка. Вечером мимо нашего лагеря прошел полноприводный «Урал» с домашним скарбом - первая попутная машина за трое суток... Заброшенная дорога вдоль железнодорожного полотна осталась еще со времен строительства Транссиба. Иногда• -ijTT! ^' ъ1ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!Ровно год назад мы предложили читателям поделиться впечатлениями об автомобильных путешествиях. Рады, что многие из вас откликнулись на это предложение. Редакция получила немало авторских материалов - лучшие были опубликованы в журнале. Наряду с описаниями конкретных поездок были здесь и обзоры маршрутов, и рекомендации, и оперативная информация. Хорошо, если вы с интересом прочли эти публикации. Вдвойне, если они помогли вам при подготовке к вояжу или подвигли отравиться в путь - тогда можем считать, что с вашей помощью мы выполнили сверхзадачу. Как и обещали, редакция награждает авторов наиболее интересных работ не просто ценными, но нужными в путешествии призами. Слишком много места в машине не бывает - СВЕТЛАНА БАРМИНА из Москвы (ЗР, 2001, № 5,9,10) получит в подарок багажный бокс на крышу своей «Волги». Пользуясь автономным компрессором, ЮРИЙ ПЛЮЩЕВ из Сергеева Посада (ЗР, 2001, № 2,8) не только подкачает колесо «Нексии», но и надует матрас или резиновую лодку. В отсутствие сервиса рассчитывать приходится только на самого себя - вдали от цивилизации москвичу ГРИГОРИЮ ДЬЯКОНОВУ (ЗР, 2001, № 6) и его «уазику» пригодится набор хороших инструментов. Поздравляем! И объявляем новый конкурс на 2002 год. Условия те же объем материала любой, но не более 7-10 машинописных страниц (12-17 тыс. знаков); разумеется, ждем фотографий. Рукописи не рецензируем и не возвращаем; высылайте в адрес редакции (почтовый) или электронный: [email protected]. Путешествуйте, снимайте, пишите!встречаются гати, местами и их нет, приходится продираться по мари - это такое верховое болото: тонкий слой дерна, метровый слой жижи, ниже камень. Здесь главное - угадать правильное направление. В одно из «неутаданий» на «Бобике» сгорела пятитонная электрическая лебедка. Выручили росшее метрах в семидесяти одинокое дерево и механическая лебедка «Крузера»... На следующий день догнали «Урал». Он уже никуда не торопился, прочно обосновавшись в болоте. Построив очередной мостик, бодро проскакиваем мимо - и тут же увязаем сами. Человек, придумавший механическую лебедку, заслуживает памятника. Выкарабкались. В трехстах метрах еще один безнадежно замерший «Урал», а чуть дальше - ура! - начинается твердая дорога. Пока вытягивали последнюю утонувшую в грязи машину, навстречу подъехали два новеньких УАЗа: «Как дорога?» - «Ну, мы прошли...» И многозначительное молчание на фоне застрявшего «Урала». «Уазики» развернулись и уехали на станцию. К вечеру были в Аксеново-Зиловском, дальше до Читы нормальная дорога. В Чите цивилизация! Автомойка! Еда в ресторане! Баня!!! Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Омск, Курган, Челябинск - для нас уже почти Европа. Были и здесь приключения, но по фавнению с тем, что мы прошли... Ехали себе и ехали - без грязи, без лебедок Самара, Москва, Питер на Исаакиевской площади одометр высвечивал уже одиннадцать тысяч километров. Финиш. Усталость и радость МЫ ЭТО СДЕЛАЛИ!!! ИМl/JOOj115