50
51
IТЕХНИКА |КАК ОЦЕНИТЬ, НАСКОЛЬКО ПРОДВИНУЛАСЬ ФИРМА-ПРОИЗВОДИТЕЛЬ, ВЫПУСТИВ НА РЫНОК НОВУЮ МОДЕЛЬ? НЕ ВСЕГДА УДАЕТСЯ РАССКАЗЫВАТЬ О ПЛЮСАХ И МИНУСАХ НОВИНОК НА ФОНЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ. ИМЕННО НА СРАВНЕНИИ НОВОЙ И СТАРОЙ КОНСТРУКЦИЙ И БУДУТ СТРОИТЬСЯ МАТЕРИАЛЫ НОВОЙ РУБРИКИ.МОТО-ЧАСЫКкие экологические нормы потребовали диетического питания - за рационом стал следить карбюратор с электроникой. В угоду экологии пришлось пожертвовать мощностью несколько киловатт терялись в катаЭВОЛЮЦИЯ БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ литическом нейтрализаторе. «ШКОДЫ» ОБЪЕМОМ ДО 1,4 ЛИТРА Опыт многих европейских производителей доказал, что электроника щенные по лицензии фирмы «Пир- в управлении двигателем надежнее ТЕКСТ / М АКСИМ САЧКОВ орни современных моторов, рабург». (Постоянные читатели журнаи точнее механики. И в 1993 году ботающих под капотами «фа- ла наверняка помнят такой прибор фирма «Бош» разработала для «Фапо материалам о ремонте редакворита» одноточечный впрыск «Мобий», уходят в далекие 70-е. (Mono-Motronic). ционной «Шкоды-Фели- но-Мотроник» Причем за 30 лет базовая конструкция».) Но жест- Обеспечив стабильную работу на ция не сильно изменилась. Каждое протяжении десятков и даже сотен поколение приспосабливалось к тысяч километров, электроника к условиям своего времени, сохраняя тому же улучшила характер двигапри этом родовые черты. теля: не стало провалов на холодном Первыми в семействе были агрегамоторе, автомобиль охотнее ехал ты рабочим объемом 1,0-1,3 л для «внатяг». заднемоторных моделей «Шкода105», 120,130. Алюминиевый блок 1995-2000. В середине 90-х с «мокрыми» гильзами, трех- „ представлено очередное покоопорный коленчатый вал, нижление машин из Млада-Болений распредвал с приводом кослава - «Фелиция». Под капотароткой цепью и верхнее расположе ми - гамма моторов 1,3 л, ние клапанов - вот тогдашние мото ничем не отличающихся от ры из Чехословакии. тех, что работали на предшественнице. Лишь хозяй1987-1994. Предельно простой, до ственный «Фольксваген», кувольно надежный и технологичный пивший контрольный пакет двигатель без особых изменений акций «Шкоды», немного дожил до конца 80-х. Тогда на скорректировал список посмену заднемоторным предшестставщиков комплектующих. венникам пришла переднеприводная Но по большому счету конструкмодель «Фаворит», получив в наследция осталась прежней и, вероятство модернизированные моторы но, перешла бы без изменений объемом 1137 и 1289 см 3 . По кони на следующую модель, не струкции они были очень похожи скажи вновь свое веское на предшественников: небольслово экология: в требовашим изменениям подверглись ния Евро II без распределенголовка блока, шатунно-порш- 2 ного впрыска уложиться невая группа, система питания и сложно. зажигания. Так как двигатель переехал вперед, иными стали Фирма «Сименс» предложила крепежные опоры. для «фелиций» систему управления двигателем «Симос 2Р» (Simos Агрегаты «фаворитов» работа 2Р). Так родились два новых мотора с ли на высокооктановом топливе: увеличенной степенью сжатия (на некоторые потребляли бензин более мощный 50-киловаттный агре«норма» (АИ-91), более мощные пигат устанавливали еще распредвал с тались топливом «супер» (АИ-95). иными фазами). Последним изменили фазы газорасДвигатель «Шкоды-Фаворит», доживший с небольшими изменениями до нынешней «Фапределения и немного «поджали» каВ коллекторе появились четыре бии»: 1 - поддон картера; 2 - блок цилиндров; меру сгорания. Моторы первых «фафорсунки, катушки расположились 3 - карбюратор; 4 - штанга; 5 - головка блока; воритов» кормили двухкамерные на единой планке, связывающей све6 - поршень; 7 - гильза; 8 - распредвал; 9 - шакарбюраторы «Йиков» с автоматичечи зажигания, генератор стал привотун; 10 - коленвал. ским пусковым устройством, выпудить в движение широкий ноликли-/ДИНАСТИЯ «ВтTBI. 13646«Вт«0 ХогУмин 1ЮНЧ37 50 « Л ™ SO 50 to 30 201,3 MPI5O«Bi/5OO0 ЮвНиИЮоМ.*1,4 MPI50«ВтЯ0О0о« I2OH-W25O0O6A1,4 MPI74 (Вт/8000 абТыт 126HMU400«VumN10О// / ^ -f1^Лр.Ни 140 130 120 110 100 90SOМ«р,Н-м 140 1» 120МФ.Н41к5000 6000140 130 1» 110100 90 0078 7000 1000 2000 3000 л 4000 5000 60 » 7000 П.06Л4ИН 1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000 П.ОТУыКН 1000 2000 ЗО 4000 ОО -. 5000 8000 70 » Г1.Г/Л4ИН1000 2000ЗОЮ «О»Так от поколения к поколению изменялись внешние скоростные характеристики: а - карбюраторный мотор «Фаворита»; 6 - двигатель «Фелиции» с распределенным впрыском; в - восьмихлапанный мотор 1,4 MPI (50 кВт) «Фабии»; г - самый мощный (74 кВт) двигатель «Фабии».Двигатель 1,3 MPI с распределенным впрыском топлива появился на «Фелиции» в 1996 году.новой ремень. Двигатели не только «позеленели» - изменились и внешние скоростные характеристики. Максимальные мощность и крутящий момент достигались на более низких оборотах. 2000-2002. С появлением «Фабии» в конструкцию старого мотора внесли небольшие коррективы, однако в основе остался тот же агрегат из 70-х. Правда, узнать его непросто - родовые черты скрывает модная пластиковая крышка. Два мотора выросли в объеме - увеличился ход поршня. Другой вышел маленького «роста» РА ЗПРОСТРАНЕННЫЕМодель автомобиля Рабочий объем, см3(наверное, сказалась наследственность) - всего-то 996 см 3 . Новые моторы стали разборчивее в еде - новую программу «Симос ЗРВ» откалибровали под бензин «супер». Правда, «нормой» двигатели не отравятся, но работают не в полную мощность. Современный мотор не должен докучать лишними регулировками, к тому же в духе времени увеличенные интервалы между плановыми ТО. Поэтому между распредвалом и штангами поставили гидротолкатели, компенсирующие тепловые зазоры. Педаль газа и дроссельная заслонка теперь связаны не тросом, а проводами. Чтобы уложиться в нормы по шуму, потребовалось модернизировать опоры крепления. В зависимости от комплектации и управляющей программы двигатели выполняют нормы Евро II - Евро IV. 2002-?.. Гильзованный блок, трехопорный коленвал, «нижний» распредвал, короткая цепь без натяжителя и успокоителя... Нет, это не двигатель 70-х, а современный мотор, который устанавливают на «фабии». Пережив несколько поколений автомобилей, постоянно подстраиваясь под новые нормы, мотор дожил до дней сегодняшних и при этом неДВИГАТЕЛЕЙ •ШК( )ДАйПоследний из старой когорты - мотор 1,4 MPI мощностью 50 кВт.иода ФИКАЦИИ1289 75,5х 72 1289 75,5х 72 1289 75,5х 72«Фавор «т», « Ф елиция . 1137 75,5х 63,5 8,8 8 1289 75,5х 72 8,8 8 43 5000 94 3000 1289 75,5х 72«Фелиция» 1289 75,5х 72 10,0Фаби. 1397 75,5х 78 10,0»1390 76,5х 75,6 10,5 1390 76,5х 75,6 10,599672х 61,5 10,01397 75,5х 78 10,0Диаметр цилиндра х ход поршня, мм Степень сжатия Кол-во клапанов9,7 846 5000 100 37508,8 840 5000 94 32509,7 850 5500 100 37509,5 840 4500 99 2500850 5000 106 2600837 4500 84 2750844 4500 118 2600850 5000 120 25001655 5000 126 38001674 6000 126 4400Макс, мощность, кВт 38 5200 при об/мин Макс, момент, Н м при об/мин Система питания 80 4000КарбюраторМоновпрыскРаспределенныйв пры скслишком уступает современным двигателям. Но ничто не вечно. Часы этого мотора сочтены, вряд ли он переживет еще одну модернизацию. Из него выжаты все соки, так что вносить серьезные изменения в устаревшую конструкцию нет резона - технически проще и экономически выгоднее разработать и освоить в производстве новый агрегат. Поэтому в семействе «фабий» появились два новичка рабочими объемами 1390 см 3 , не имеющие ничего общего со своими братьями. Блок отлит из чугуна, коленчатый вал крепится на пяти опорах, наверху, в головке блока - два распредвала, приводимых зубчатым ремнем, и - наконец-то! -16 клапанов. Интересно, сколько модернизаций будет у этого мотора и надолго ли он останется в строю? 1»1