I ЭКОНОМИКА /ЧТО ПОЧЕМ?ТЕКСТ / БОРИС ХУБАЕВНАСТОЯЩЕЕ ЗОЛОТО НСО ВРЕМЕНЕМ ОНО ТОЛЬКО ДОРОЖАЕТ...ТЕКСТ / АНТОН ЧУЙКИНОтечественные машины никак нельзя назвать золотыми. Хотя, если иметь в виду стоимость... Проследим, как дорожали автомобили ВАЗ во второй половине 2001 года. На диаграмме приведены отпускные цены завода на машины в максимальной комплектации (ныне она называется «люкс»). «Классика». После весьма значительного подъема в первом полугодии цены на «жигули» приостановили свой бег. Совершенно очевидно, что подорожание и темпы продаж взаимосвязаны (обратно пропорциональны). Соответственно, дилеры испытывали некоторые трудности с реализацией «классики», пока покупатели привыкали к новым ценам. Период стабильности вряд ли будет долгим: скорее всего, в начале 2002 года голубая линия (см. диаграмму) поползет вверх. Переднеприводные модели. «Самары» и «десятки» в целом дорожали равными темпами, превысив в конце года примерно на 10% июньский уровень. В наименьшей степени пострадали нынешние покупатели ВАЗ-21113 и 2112 - за шесть месяцев цена выросла на 4-5%. К слову - о затоваривании. В конце прошлого года оно якобы случилось на ВАЗе, и в первую очередь встали продажи переднеприводных машин. Все верно - именно они и дорожали, только вот «затоварился» не ВАЗ, а его дилеры! Завод, простите, впаривал продавцам подорожавшие автомобили, а те, скованные дилерскими договорами, принимали диктуемые условия. Результат - работа в убыток себе: в середине ноября у тольяттинских фирм можно было купить «восьмерку» за 127 тыс. руб. при отпускной цене... 127-131 тыс. руб.! «Нива». Автор, владелец четырехлетней ВАЗ-21213, с тихим ужасом взирает на график цен: еще немногои новую машину не потянуть! Остается надеяться на затишье после столь бурного взлета. Итак, по всей вероятности, заводские цены начала 2002 года неприятно удивят поклонников заднего привода, а приценивающиеся к переднему и полному вздохнут с облегчением. Правда, есть еще такой фактор, как пошлины на подержанные иномарки... Вряд ли они развяжут руки заводам, но некий прыжок цен могут спровоцировать. Очень велик соблазн сравнить рост стоимости автомобилей с ценами... ну, скажем, на колбасу - чтобы оценить инфляцию. По здравому размышлению автор выбрал иной продукт, из разряда не повседневных, но приятных. Шоколад «Альпен Гольд» (настоящее золото Альп) выпускают в российском Покрове и поставляют в магазины по ценам, динамика которых приведена на диаграмме. Что ж: не покататься на новенькой «Ниве», так хоть сладкого отведать... 1*1РОСТ ОТПУСКНЫХ ЦЕН НА РОССИЙСКИЕ ТОВАРЫ(II полугодие 2001 г.)15.06170715.0917.10 01.11 2001г.есмотря на многовековой опыт рыночных отношений старушку Европу порой лихорадит от борьбы за... свободу коммерции. Торговать, скажем, ботинками или телевизорами здесь может любой было бы желание и стартовый капиталец. Но продажей новых автомобилей занимаются только фирмы-любимчики компаний-производителей или, как у нас говорят, блатные. Виной тому так называемый «свод послаблений» (block exemption), введенный властями ЕЭС еще в 1985 году как временная мера и разрешивший производителям автомобилей самим назначать себе дилеров, диктовать цены на машины и их сервисное обслуживание. Мотивация, с которой удалось протащить упомянутый «блок», до боли знакома и нашим предпринимателям, привыкшим обивать пороги чиновничьих кормушек вроде транспортных, пожарных, санитарных и прочих инспекций. К источникам повышенной опасности нужен особый подход... Но если наш «серый» дилер сообразит, как обойти грабительские поборы и выжить даже без льготных поставок от завода-кормильца, то западный привык жить честно... По настоянию вошедших во вкус промышленников десятилетний срок действия эксперимента был в 1995 году продлен еше на семь лет. 30 сентября 2002 года «свод послаблений» должен быть отменен, на чем настаивает Комитет по защите свободной конкуренции при ЕЭС и чему яростно сопротивляется промышленное лобби в Совете Европы. Доводы в защиту своих льгот рассчитаны явно на несведущих в технике парламентариев: дескать, автомобиль - невероятно сложное изделие и обслуживать его с учетом требований безопасности и экологии сумеет только представитель фирмы-изготовителя. Тогда, в 1985-м, фабриканты обещали, что их жесткий контроль над дилерами позволит удержать почти одинаковые (±12%) цены на машины во всех странах Евросоюза. Разумеется, обманули - сегодня разница доходит до 60% (!). О тех находчивых, которые захотят купить машину где-нибудь в Португалии и перегнать к себе в богатую Баварию (совместив отдых на пляже с экономией