170
171
172
СВОИМИ СИЛАМИ /ПОД ГАЗОМПО ФРАНЦУЗСКОЙ МОДЕСТАВИМ НА «НИВУ» ГАЗТЕКСТ / АНАТОЛИИ СУХОВКлюч рожковый или накидной «на 13», молоток, штангенциркуль, линейкаfflОтрезная машинка, электросварка, эстакада (подъемник, яма)."77") Время работы - около £^1 2ч (только переделка ,» I системы выпуска).Автомобиль на газе у многих ассоциируется с огромным баллоном, занимающим половину багажника - другое место в легковушке найти трудно. Неудивительно, что все преимущества газового топлива- его дешевизна, меньший износ и закоксовывание двигателя, чистый выхлоп и т. п. - уже не кажутся такими заманчивыми, когда вместо одной поездки за вещами приходится делать две. А баллон - не запаска: просто так его не вытащишь, не переложишь. На «Ниве» места за задним сиденьем совсем мало, но короткий газовый «бочонок» БАМ-55 (620x350 мм) (фото 21) или аналогичный прибалтийский на 60 л все же встает продольно, вплотную к пятой двери. Полезный объем, конечно, уменьшится, но не в ущерб погрузочной высоте, да и длина салона по полу останется прежней. Есть, конечно, любители «автономного плавания» те ставят 90-литровый баллон во весь багажник, но тогда для груза приходится жертвовать сиденьем. А между тем всего в нескольких миллиметрах, под полом - огромная ниша от лонжерона до лонжерона, посередине которой одиноко висит глушитель. Во Франции, где газовые заправки - на каждом шагу, уже давно продаются «нивы» с баллоном на месте штатного глушителя. Но прежнюю систему выпуска приходится полностью заменять, выводя срез трубы спереди сбоку. В России «французских» глушителей не достать, но можно обойтись и без них. Нам понадобятся:Важно, чтобы сильфон был не длиннее 120-140 мм, иначе смонтировать его не удастся. Резонатор «Москвича» должен быть уплощенной (не круглой) формы (фото 1). Глушитель выбирайте с прямым участком трубы на входе минимум 50-60 мм (фото 5). Как правило, отечественные глушители именно такие, у импортных изгиб часто начинается от самой стенки глушителя. При необходимости выправляем трубу, контролируя правильность окружности штангенциркулем.Ключом «на 13» отворачиваем болт крепления хомута приемной трубы и две гайки его кронштейна Снимаем хомут и кронштейн. Ослабив хомуты на соединениях труб, снимаем дополнительный и основной глушители.От резонатора, снятого с автомобиля, отрезаем передний (развальцованный) конец трубы. Разрез делаем на узкой части трубы, отступив от конца развальцованной части 5-7 мм (это нужно, чтобы полученный переходник не проскакивал по трубе).Один конец трубы резонатора «Москвича» отрезаем в том месте, где заканчивается ее продольный разрез...Надев полученный отрезок трубы на входную трубу основного глушителя.1 - резонатор (дополнительный глушитель) от «Москвича» - 350 руб. 2 - родной «нивовский» глушитель - 700 руб. (можно использовать и тот, что стоит на автомобиле); 3 - сильфон (гибкая вставка) длиной около 100 мм и внутренним диаметром 44,5 им - 400 руб.: 4 - два хомута для труб выпускной системы номинальным диаметром 48 мм - 20 руб....примеряем к нему резонатор «Москвича». Отрезаем подводящую трубу основного глушителя «Нивы» в месте начала изгиба (на глушителе должен остаться прямой участок трубы не менее 50-60 ми). Как правило, чтобы труба резонатора наделась, переходник приходится обтачивать до наружного диаметра 45 мм. На правахрекламыШЙШНЙ ЯРГНПЕНТ08 ЗАтрансмастераргумент первый - ОРИГИНАЛЬНОСТЬНовый год — это двойной праздник: мы выжили в старом году и встретили новый! Хочется улыбаться и дарить всем радость - долой плохое настроение! Сверкающая елка, свежие цветы, запотевшее шампанское и подарки.... Только вот как бы сориентироваться между тем, что не по карману и тем, что никому не нужно? Конечно, дарить нужно только то, что нравится самому - это, помимо всего прочего, так приятно... А что нравится мне? А мне, честно говоря, нравится, когда удается стряхнуть с себя ворох мелких и противных проблем - от вечно капающего крана на кухне до болтающихся рулевых наконечников в «жигуленке». Особенно «тачка» досаждает - иной раз готов заплатить кому угодно, чтобы только раз и навсегда избавиться от дрянных тормозов, треснувших шлангов и протекающих фильтров. Деда Мороза, что ли, попросить - пусть посоветует чего... А как было бы здорово... Сидим за столом, «Иронию судьбы...» смотрим - открывается дверь и входит Дедушка Мороз с внучкой глазастенькая такая... Поздравляет Дедушка нас с Рождеством, развязывает свой мешок и начинает оттуда подарки вытаскивать. Это мне, это супруге, это Ольге с Сашкой, это Вадиму. Мы подарки принимаем - спасибо, мол - а внучка глазастенькая что-то там щебечет - «ТРАНСМАСТЕР» какой-то, корпоративная торговая марка. Дескать - подарки у всех разные, а название общее да и упаковочка узнаваемая: сине-белая, как мозаика. В общем, этот самый «ТРАНСМАСТЕР» как бы объединил изделия самых лучших мастеров — те пусть работают, своим делом занимаются, а «ТРАНСМАСТЕР» их продукцию предлагает таким как мы. То есть тем, которые в рекламах да рынках давно разуверились. Поздравили нас Дед с внучкой и дальше поехали - а мы ошалело сидим да подарки разглядываем: в одной коробочке - фильтр, в другой - колодки, в третьей — рулевые наконечники... Фу, размечтался. Впрочем, что такого-то: Дедушку с внучкой озадачивать не будем, а «ТРАНСМАСТЕР» я и сам купить смогу... Машины есть у всех, проблемы — тоже, вот и положим коробочки сине-белые под елочку. Уж эти-то подарки разваливаться на ходу точно не будут - Госстандарт гарантирует Вот только интересно - а что подарят мне? Тоже «ТРАНСМАСТЕР»? Но об этом - в следующий раз.Примеряем резонатор с сильфоном по месту расстояние от кронштейна «раздатхи» до края резонатора должно быть 10-12 мм (см. фото 11) - и размечаем место разреза приемной трубы, оставив припуск 10-15 мм.Оперев глушитель на подставку, затягиваем хомуты на резонаторе и переходнике. Отрезаем от кузова старые кронштейны крепления системы выпуска. Нижнюю часть одного кронштейна спиливаем под углом 45-60°, чтобы приварить его под углом - т о ­ гда детали выпускной системы не будут за ­ девать за кронштейн крепления «раздатки».Окончательно примерив резонатор и оперев его на подставку (если есть помощник, иожио попросить подержать его)...Размечаем переднее крепление кронштейн должен располагаться на лонжероне напротив задней стенки резонатора. Привариваем кронштейн к лонжерону. Отрезаем кронштейны крепления (прутки) от труб старого глушителя. ...привариваем сильфон (с резонатором) к приемной трубе. Снимать ее не нужно - места вполне хватает; не страдает от сварки и кузов. Можно сделать соединение разборным, приварив к сильфону два коротких отрезка трубы (50-60 мм) подходящего диаметра и стянув их хомутами с приемной трубой и трубой резонатора. Примеряем основной глушитель с переходником.Установив резиновую подушку подвески глушителя в приваренный кронштейн, вставляем в нее пруток и, слегка отведя резонатор от «раздатки», привариваем пруток к его задней стенке (по завальцовке).Чтобы расположить его как можно выше, укорачиваем болт крепления кронштейна «раздатки».Задний кронштейн привариваем к боковой поверхности лонжерона... /ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬКупил новый ВАЗ-2106, но очень туго вращается руль - на старой «шестерке» было намного легче. В чем дело? Причин может быть несколько. Например, «перетянут» рулевой редуктор. К сожалению, точно отрегулировать его на автомобиле непросто. Сняв редуктор, ослабляем контргайку «на 19» на его верхней крышке и шлицевой отверткой отворачиваем регулировочный винт на несколько оборотов до появления зазора между червяком и роликом (он ощущается при покачивании за сошку). При этом вал червяка должен легко вращаться от руки и не иметь осевого люфта. Если это не так, подбираем прокладки под его крыш ­ кой сбоку редуктора (осторожно при отворачивании болтов выливается масло!). Затем устанавливаем сошку в среднее положение и, заворачивая регулировочный винт, полностью выбираем зазор между червяком и роликом, после чего затягиваем контргайку. Вал червяка при этом должен по прежнему вращаться от руки (за шлицевой конец), причем усилие должно немного возрастать вблизи среднего положения сошки. При установке редуктора центрируем его относительно рулевого вала: затянув стяжной болт вала и ослабив болты его кронштейна, покачиваем рулевое колесо в разных направлениях для самоустановки, после чего окончательно затягиваем болты редуктора. (Если на болтах между редуктором и лонжероном были регулировочные шайбы, устанавливаем их на прежние места.) Почувствовав, что после этой регулировки руль по прежнему тугой, проверьте, не за ­ клинены ли шаровые пальцы рулевых тяг и опор подвески, не перетянут ли маятниковый рычаг. Если руль вращается легко, но при движении не возвращается впо ­ ложение «прямо» (что создает ощущение тугого руля), необходимо отрегулировать углы установки передних колес...а пруток - к выходной трубе глушителя. Чтобы ее край не цеплял за продольную тягу заднего моста при ходах отбоя подвески, укорачиваем трубу. Места сварки обрабатываем антикоромГазовые баллоны на «Ниву»: а - БАМ-55 (55 л); б - Stako (60 л); в - АГ-50 (50 л). Так выглядит система выпуска после переделки.Проходимость автомобиля не ухудшилась - глушителей почти не видно. Не изменился и звук выхлопа. Благодаря сильфону колебания силового агрегата почти не передаются на глушители и они, хоть и проходят теперь близко к кузову и кронштейну «раздатки», не цепляют за них даже на ухабах. Правда, глушители нагревают пол - что ж, по крайней мере, коврики будут сухие. А вот за герметичностью кузова придется следить: если в полу или дверях дырки, отработавшие газы окажутся в салоне. Впрочем, и на обычных «нивах» они порой подсасываются через пятую дверь. При замене системы выпуска сильфон можно использовать повторно - он из нержавейки. Переднюю часть системы выпуска (приемную трубу с резонатором) можно демонтировать в сборе, отведя вниз стабилизатор поперечной устойчивости. ДЕЛО ЗА «ГАЗОВЩИКАМИ» Подобрать подходящий газовый баллон оказалось непросто. Белорусский 65-литровый в нишу не входит - упирается в лонжероны. Российский АГ-50 показался маловат. А вот импортный Stako на 60 л, который предложили (а затем и установили) в московской фирме «Экогаз», оказался впору.Притянутый тремя хомутами к полу, он полностью уместился в нишу вместе с иультихлапаном.Заправочную горловину вывели на бампер: так не нужно сверлить кузов ив салоне не будет запаха Что ж, «французский вариант» в российском исполнении оказался не таким уж сложным и выглядит вполне аккуратно. Одной газовой заправки хватает на 400-450 км. При этом «Нива» не стала «паркетной»: угол съезда не изменился, как, впрочем, и высота центра тяжести - баллон-то под полом! Конечно, такой автомобиль не для соревнований по «офф-роуду», где острые камни пропарывают брюхо, но на лесной дороге или грязном проселке не спасует. I»I