178
СВОИМИ СИЛАМИ /ПРИЕМЧИКИНА НИТОЧКЕЗАЩИЩАЕМ РЕЗЬБУ, ЗАТЯГИВАЕМ КРЕПЕЖТЕКСТ / АЛЕКСАНДР СОТНИКОВНередко к нам на сервис приезжают лишь затем, чтобы отвернуть намертво «прикипевшую» гайку или болт. Иногда, несмотря на все ухищрения, разобрать соединение не удается - приходится менять узел целиком. Поэтому стоит позаботиться о крепеже еще при сборке. И неважно, что гайки крутит «чужой дядя» - сорвавшийся ключ почти наверняка обдерет эмаль и антикор (машина-то ваша!), да и кувалда, случается, попадает мимо цели. Многие «мастера» странно воспринимают девиз «время - деньги»: при сборке, не раздумывая, ставят обратно ржавые и обгрызенные гайки, которые только что еле отвернули - дескать, в следующий раз пусть мучается кто-нибудь другой. С постоянными клиентами (или со своим авто) так поступать невыгодно - себя же накажешь. Итак, первым делом осматриваем резьбу. АНФАС ИВ ПРОФИЛЬ Профиль крепежной резьбы (рис. 1) образован равнобедренными треугольниками с углом 60° при вершине для метрических резьб (и части дюймовых) и 55° - для большинства дюймовых. Их вершины, как правило, скруглены, особенно если резьба не нарезана, а накатана (фото 1) - так металл не «подрывается» резцом, и деталь служит дольше. Номинальный размер резьбы (например, М8) -это ее наружный диаметр в миллиметрах, он измеряется на винте. Резьбы с мелким шагом всегда обозначаются полностью (например, М10х1,25 - метрическая резьба наружным диаметром 10 мм и шагом 1,25 мм).60° Шаг резьб ыЕсли вы перепутали шаг резьбы, детали в лучшем случае удается лишь «наживить», затем усилие резко возрастает. Это первое предупреждение - что-то не так! (То же произойдет, если шаг правильный, но винт пошел вкось.) Стоит «помочь» ключом - и резьба испорчена, причем обычно выбрасывать приходится обе детали, и хорошо еще, если это не блок цилиндров или картер коробки передач. Шаг резьбы измеряют специальным калибром - резьбомером (фото 2). Но если его нет, обойдетесь и штангенциркулем: захватите десять ниток резьбы (фото 3) и разделите на 10 полученный размер. Если замялись лишь первые нитки резьбы, можно восстановить ее плашкой или просто сточить конец винта, только не на пологий конус (рис. 2 а), иначе наживить его будет непросто. Лучше сделать хвостовик винта цилиндрическим (рис. 2 б) или снять лишь небольшую фаску. Винт с цилиндрическим хвостовиком лучше «ловит» отверстие, а при необходимости торец можно обстучать молотком - резьба не пострадает. Бывает, резьба в рабочей части замята (фото 4) или «поплыла» от чрезмерной затяжки (фото 5), использовать ее нельзя - пострадает и ответная деталь, а пустяковая работа превратится в многочасовой кошмар. Попробуйте, скажем, отвернуть сорванную гайку пальца шаровой опоры «Жигулей»! Ухватиться не за что, а незатянутый палец прокручивается от руки... А вот ржавчина, как правило, еще не повод для выбраковки. Сначала удалите ее метчиком или плашкой (метчик требуется не всегда, так как гайка, свинчиваясь по всей длине болта,порой успевает очиститься сама) - если профиль правильный, крепеж еще послужит. Вообще, при каждом демонтаже стоит «проходить» резьбу - это помогает заметить даже небольшие искажения профиля и вовремя заменить деталь, не дожидаясь, когда сорвется резьба или оборвется болт. На «Жигулях», например, колесные шпильки сделаны из такой мягкой стали, что вытягиваются как пластилиновые: увеличение шага в средней части резьбы заметно и невооруженным глазом (фото 5). Для проверки правильности резьбы сложите вместе новый и старый болты - если резьба деформирована, витки не совпадут (фото 6). А вот самоконтрящиеся гайки с пластмассовой вставкой «проходить» насквозь нельзя-если в пластмассе прорезать резьбу, гайка держать не будет. Ее прочищают чистовым метчиком (без конусной части), не затрагивая вставку. РЕЗЬБУ «МОВИЛЕМ» НЕ ИСПОРТИШЬ Но мало очистить резьбу, желательно защитить ее от коррозии (разумеется, речь идет о наружном крепеже, внутри двигателя или коробки передач ржавчина не живет). Здесь прекрасно подойдет «Мовиль» - перед сборкой смело окунайте в состав болты и гайки. Не бойтесь переборщить - излишки отлетят при отворачивании. Если на резьбу наносят анаэробный герметик, дополнительная защита ей не нужна. Но выступающий конец болта в любом случае не стоит оставлять открытым песку и соли. Залепить его пластилином или рамной замазкой (фото 7) - минутное дело. Подойдет и любой незастывающий антикор, например смесь мастики МСА и «Мовиля». А вот легкопроникающие смазки типа WD-40 бесполезны, от ржавчины они не защитят. Если крепеж сильно нагревается (выпускная система, тормоза и т. п.), вместо «Мовиля» используйте графитную смазку./^Ща. БЗр 1С. 1РrSR