94
95
РЫНОК | /МАЛЕНЬКИЙ ОРКЕСТРИКСКРИПИЧНЫЙ ВМЕСТО ГАЕЧНОГОМУЗЫКА В АВТОМОБИЛЕ: СОЧЕТАНИЕ ЖЕЛАНИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙСТК Т / М ХИ колодочкин ЕС ИА Л кажите, как простым смертным без специальных познаний и подготовки выбрать хорошую «музыку» для автомобиля? И что такое «хорошая»? То ли «дорогая», то ли «престижная» или просто - «как у соседа»... Чтобы разобраться в этом, для начала ответим на другой довольно каверзный вопрос: КАКАЯ «МУЗЫКА» МНЕ НУЖНА? В первом приближении всех «автомеломанов» можно, наверное, поделить на три основные группы - «безразличные», «максималисты» и «реалисты». А к какой из них относитесь вы? Безразличие к «автомузыке» во всех ее проявлениях - от дизайна до звучания - может быть вызвано разными причинами. Степан Степаныч давно на пенсии и ненавидит все современное радиовешание, вместе взятое, - ему достаточно по пути на дачу прослушать прогноз погоды. Виталик развозит на раздолбанном казенном «каблучке» пиццу - ставить в этот грохочущий тарантас что-то серьезное просто глупо. А Кузьмич живет в деревушке между Тотьмой и Вологдой - вместо УКВ там ловятся только длинные волны вперемежку с гулом ЛЭП. «Максимализм» подразумевает безудержное желание оснастить автомобиль тюнерами и ченджерами «на всю катушку». Понятно, что «катушка» у всех разная - стоимость бортовой аудио- и видеоаппаратуры с мультимедиа в придачу может исчисляться десятками тысяч долларов. При этом автомобиль может быть совсем не «Гелендвагеном», а всего лишь «Самарой», но, как говорится, всяк по-своему с ума сходит. «Реализм» существует под девизом «Без излишеств, но с достоинством». Финансовые возможности реалиста могут быть разными, но дело не в деньгах, а в характере. Мысленно примкнув к одной из группировок, можно уточнить задачу.В общем-то, советы похожи на лекарства - давать просто, принимать неприятно. Поэтому оставим приверженцев «максимализма» в покое - советовать им что-либо наивно. Поразмыслим лучше над выбором «бюджетной музыки» - скажем так, не дороже 300 долларов, но и не «хуже» 100. Такая аппаратура подойдет как подавляющему большинству «реалистов», так и кому-то из «безразличных», не успевших истратить деньги на 10-долларовые побрякушки. Заметим, что помимо вполне приемлемого качества подобная музыка имеет еще одно достоинство - ее не жалко будет продать вместе с автомобилем... ЭФИР? КАССЕТЫ? ДИСКИ? Эфир от нас никуда не убежит - практически всегда радиоприемник присутствует как в магнитолах, так ив CDпроигрывателях. А вот между кассетами и дисками выбрать тяжело. Вообще говоря, кассета против диска «не тянет» по всем статьям. Качество звучания несопоставимо, нужный музыкальный фрагмент на диске отыскивается в сотни раз быстрее, да и выбор дисков сегодня куда шире. При этом хранить диски удобнее, чем кассеты: дюжина дисков занимает тоненькую «книжечку», а кассеты образуют целую гору. Остается добавить, что примерная разница в цене между магнитолой и проигрывателем дисков одного класса сегодня составляет всего лишь 20-25 долларов. Но... Но выбрать стоит... кассету! Техническому совершенству диска магнитная лента противопоставит эдакую... универсальность, что ли. Тот же Степан Степаныч не желает расставаться с записями времен Высоцкого и Визбора и не надо! Виталик будет жевать пиццу и слушать лингафонный курс английского - не всю же жизнь на подхвате быть... А Кузьмичу просто деваться некуда - с радиоприемом проблемы, одисках он и не слышал никогда, а кассет дома гора - внучка балуется. При этом кассету можно безбоязненно ронять, а лентопротяжный механизм магнитолы гарантированно не боится тряски. И самое главное - при желании к кассете всегда можно добавить диски (засунуть в багажник ченджер), а вот к дискам кассету - вряд ли. Итак - недорогая магнитола. А... КАКАЯ? Тем, кто в силу разных обстоятельств немножко «отстал от жизни», сообщаем - практически любая современная магнитола, даже дешевая, является стереофонической и оснащена цифровым дисплеем. Так называемые шкальноверньерные устройства (или попросту «крутилки») можно отыскатьтолькона заднем дворе захудалого рынка. Фирма-производитель - какой отдать предпочтение? Многим наш выбор не понравится, но все же совет таков только именитые «бренды»! Примеры у всех на слуху - «Сони», «Джей-ВиСи», «Панасоник», «Кларион», «Алпайн», «Пионер», «Кенвуд» и некоторые другие. Уж что-что, а «бюджетную музыку» эти гранды освоили в совершенстве... Из полезных «прибамбасов» отметим прежде всего съемную панель. Как правило, она обязательный атрибут большинства магнитол. Зачем нужна, пояснять не будем - нравы ночных городов известны всем. Кстати, модные модели с панелями-перевертышами крадут в первую очередь - вор никогда не примет перевертыша за пустышку. Недорогая магнитола обычно обору- дована лентопротяжкой с механическим управлением - без микролифта и автореверса. За сумму в пределах 80 долларов можно взять очень приличный «Пионер» или «Кенвуд» - не самый крутой, но новенький ис гарантией. При этом экономию можно навести за счет мощности - вместо «стандартных» 4 по 25 Вт взять 4 по 7$ или, скажем, 2 по 15. Функциональная насыщенность современных аппаратов, даже недорогих, очень велика. Но прежде чем начать сравнивать магнитолы количеством страниц в инструкции по эксплуатации, поинтересуйтесь у какого-нибудь обладателя подобной техники - сколько функций он способен удержать в голове? Уверяем вас, что далеко не все... Выводы делайте сами. Кстати, из полезных «наворотов» отметим джойстик: именно он позволяет командовать магнитолой на ощупь, не отвлекаясь от управления машиной. Приемники магнитол, как правило, всеволновые. Однако длинные и средние диапазоны обычно работают неважно, в том числе и на дорогих моделях, но это - неизбежно: их приходится слушать только от безвыходности. Нижний диапазон УКВ предусмотрен не во всех моделях - жаль, поскольку там есть неплохие станции. Впрочем, звучать они в любом случае будут как монофонические: исключение - магнитолы «Сони» с функцией «Стерео плюс». Кстати, чтобы заставить приемник любой ценой «брать» нижний УКВ, можно воспользоваться конвертером. Это такая коробочка, подключаемая между антенной и приемником, - она перетаскивает частоты в знакомый диапазон. Еще один завуалированный источник экономии - магнитолы американского производства. Они дешевле примерно на 20-30 долларов. Принято считать, что все они «с придурью»: это не стыкуется, то не задействовано - однако давайте разберемся. Шаг настройки на станции у них действительно другой вчетверо больше европейского, а потому многие программы такой приемник будет игнорировать, но есть выход... Достаточно покопаться в инструкции к магнитоле солидного производителя («Сони», «Кларион» и т. п.) и... отменить подобную настройку: обычно она называется «Out USA» (вне Америки). Есть и другие любопытные нюансы. Влюбленный в свое дело установщикаппаратуры обязательно скажет, что изделия одной ценовой группы от разных фирм звучат по-разному! К примеру, «Алпайн» известен своим жестким, резким звуком - для новомодных эстрадных хитов это то, что надо. Под «классику» звук нужен помягче - больше подойдет «Кларион». А вот чего не следует делать ни при каких обстоятельствах, так это клевать на явные подделки типа «ПаБасоник» - продавайся они хоть за 10 долларов. Качество гарантирует только серьезная фирма, все остальное -лотерея. Что касается внешнего вида,тотут совет один: постарайтесь отказаться от многофункциональных клавиш типа «шарик», управляющих всем подряд. Игрушка забавная, но пользоваться ей «вслепую» практически невозможно обязательно вместо громкости начнешь крутить баланс... Придется отвлечься от дороги, уткнуться в дисплей - рано или поздно это аукнется. ОТ МАГНИТОЛЫ - К АКУСТИКЕ Вообще говоря, на акустике экономить не стоит. Разделения на европейскую и американскую здесь нет. Ее желательно выбрать на пределе собственных финансовых возможностей - не пожалеете. Конечно, ни Степан Степанычу, ни Виталику это не нужно - их устроит даже «штатный» динамик с диапазоном воспроизводимых частот от 500 до 5000 Гц... А вот Кузьмич был бы приятно удивлен, послушав любимую кассету сначала через дешевую акустику своей «девятки», а затем - через установленные на те же места фирменные динамики... Впрочем, главное открытие для него впереди, но об этом чуть позже. В большинстве случаев в штатном расписании автомобильной акустики числится пара плохоньких среднечастотников. Задача-минимум - заменить их хотя бы на пару «нормальных» братьев. Если магнитола позволяет, неплохо бы установить четыре динамика - станет как минимум громче. При старании можно уложиться в 15-30 долларов. На усилители, музыкальные процессоры и прочие интересные «игрушки» отвлекаться не будем - бюджет их не выдержит. Уложив покупки в багажник, можно подумать об установке.Я САМА? НУ-НУ... Конечно, если задаться целью максимально сэкономить, то вопрос о посещении установочного пункта отпадает сам собой. При наличии элементарных слесарно-элекгромонтажных навыков и магнитола, и акустика будут прикручены, соединены и подключены - все это будет «жить». Но... Но чтобы тот же Кузьмич ощутил разницу между «прикрутил» и «оборудовал», ему просто необходимо перейти из собственной «девятки» в такую же, побывавшую на профессиональном установочном пункте. Когда на одной и той же кассете вместо ожидаемого писка вдруг появится настоящий бас, то вместе с ним проснется и любопытство - откуда это? А установщик начнет перечислять: во-первых, следует немедленно убрать динамики со штатных мест и перенести их, например, в передние двери, во-вторых, нужна шумоизоляция, в-третьих, необходимо вибродемпфирование, в-четвертых, долой тонкие провода... Монтаж аппаратуры, даже недорогой, ближе к искусству, чем к ремеслу. Недаром на тех же установочных пунктах стоимость работ может колебаться от 5 до 50% от цены аппаратуры. Конечно, «безразличных» сюда не заманить ничем, а вот «реалистам» все-таки советуем посетить один-два установочных пункта, оценить объем работы, послушать музыку и после этого решить, отличают ли они «сочное» звучание от «плоского» и, следовательно, стоит ли игра свеч. МЕТОД ДЕДУКЦИИ От общего - к частному. Поговорив о бюджетной аппаратуре «вообще», пора переходить к конкретным моделям. Но это - в следующий раз. 1»1