174
175
176
177
ТЕХНИКА | ЗАВОД «ЯГУАРА»КАК КОШКИ РОДЯТСЯЛюбопытные особенности производства «ягуаров» разузнал Максим Сачков, побывав на заводе в английском местечке Кастл-Бромвич. Фото автора и «Ягуар».– Дамы и господа! Добро пожаловать в Англию на завод компании «Ягуар». В ближайшие пару часов я ваш гид по предприятию. Следуйте, пожалуйста, за мной, – так встретил группу российских журналистов Гарри Джонсон, старший менеджер по качеству. И пока мы шли до ближайшего цеха, он поведал основные сведения о заводе. Вкратце: здесь выпускают все модели «Ягуара» – XF, XK, XJ. Годовой объем – 150 тыс. автомобилей. Работают в две смены по шесть часов, средняя зарплата 20 тыс. фунтов в год, что для Англии весьма неплохо. не таскали на себе лишние килограммы, многие кузовные детали делают из алюминиевых сплавов и соединяют заклепками. Представляете, сколько их нужно на один кузов? Например, для представительной модели XJ, где весь несущий каркас алюминиевый, их понадобится 3153 штуки. Большинство сборочных операций выполняют роботы. Естественно, чем больше объем выпуска модели, тем выше автоматизация. Так, на линии XF она составляет 80%, а у менее тиражной XJ – 60%. Люди задействованы там, где могут нанести лишь минимальный ущерб качеству. Вот при мне седовласый господин берет из разных ящиков железки и закладывает в кондуктор. На всех элементах специальный клейгерметик, не только облегчающий установку, но и служащий потом дополнительной шумо- и виброизоляцией. Рабочий нажимает кнопку, робот забирает кондуктор с заготовками за перегородку, из-за которой вскоре появляется склепанная дверь. На все понадобилось четыре минуты. Собранный кузов подвергают тщательному контролю. Несколько человек нежно и любовно, как маленького котенка, гладят его по крыше, бокам, капоту, разглядывают под лампами с разным светопреломлением, выискивая возможные дефекты. И если на них натыкаются, кузов отправляют в соседний цех, где проводят работу над ошибками.АЛЮМИНИЕВЫЙ КОСТЮМЗалог грациозности кошки в легкости ее движений. Чтобы «ягуары»174 За рулем 05/2011 Автомобиль почти готов. Двери навесят в последнюю очередь. Приглядитесь к тормозным механизмам – они упакованы в чехлы с антикоррозионным покрытием. С ними «ягуары» проходят не только стендовые испытания, но и низкоскоростной тест на полигоне. Еще до сборки и окраски кузов проходит тщательный контроль. Огрехи на этом этапе исправить намного проще, чем на уже готовом автомобиле.КУЗОВ ОБРАСТАЕТВ цехе сборки мы остановились около стеклянного куба, внутри которого вклеивают стекла в панорамные крыши. Люди сюда заходят лишь для отладки оборудования и устранения неисправностей – сам процесс автоматизирован. С противоположной стороны появляется кузов, робот просыпается, выхватывает из ящика стекло и переносит на стенд для центровки, чтобы потом точно установить в проем. Далее, подогрев стекло до 34 °С, аккуратно наносит на кант клей и вкладывает в крышу. Интересно, сколько времени уходит у сервисменов на ручную замену стекла? Автоматика на заводе «Ягуар» управляется за две с половиной минуты.Никогда не думал, что робот умеет даже приклеивать уплотнители к дверям. Все, что требуется от человека, – заправить резинку в кассету и отдать ее механическому рабочему. Тот срывает с клеящего слоя защитную ленту и оборачивает уплотнитель вокруг двери. Настолько быстро, что просто не успеваешь следить за процессом. Безусловно, большинство узлов и агрегатов приходит с других заводов уже собранными, как, например, двигатели, коробки передач, элементы интерьера, бамперы. Некоторые элементы делают на этой же территории, но в соседнем цеху. Кстати, передние панели, которые автоматы устанавливают играючи, весят в сборе 54 кг. Проходим мимо упаковокНа правах рекламы | ЗАВОД «ЯГУАРА»Ради акустического эффекта в стойку двери вживляют нейлоновые вставки. Они помогают формировать сочный и приятный звук, когда хлопаешь дверью. Перед установкой «камертон» нагревают до 180 ºС и приклеивают к алюминию.Большинство «работников» на заводе – роботы. Люди занимаются контролем качества и некоторыми операциями, автоматизация которых экономически нецелесообразна. На разогретое стекло робот по периметру наносит клей-герметик и с точностью до миллиметра вкладывает в проем. с амортизаторами: на каждой помечено, для какого рынка. Вот эти предназначены для Индии, там условия одни из самых сложных, поэтому и контроль очень жесткий. А на выходе встретили машину для России – место будущей прописки стояло в паспорте, с которым автомобиль идет по конвейеру и куда заносят все замечания. Им оказался XJ с трехлитровым бензиновым двигателем, который начали у нас продавать с 1 апреля этого года.ОТ ИСТОКОВ ДО ИТОГОВЕсли будете в английском местечке Ковентри, обязательно посетите исторический центр Jaguar Daimler Heritage Trust. Здесь собрано около сотни моделей, сыгравших главные роли в истории марки «Ягуар». От колясок для мотоциклов, с которых в начале 20‑х годов прошлого века начинали свою деятельность основатели фирмы (тогда она называлась «Свэллоу Сайдкарс») Уильям Лайонс и УильямУолмсли, до автомобилей, принимавших участие в гонках Формулы‑1. Все экспонаты заслуживают отдельного рассказа, вот лишь некоторые: модель «Остин‑7» с оригинальным кузовом «Свэллоу Сайдкарс» – первый опыт компании в автобизнесе, «SS‑Ягуар 2½ литра Салун» – первый автомобиль под маркой «Ягуар» (на фото), гоночный XJ13, сделанный в 1966 году для участия в «Ле‑Мане», яркая палитра модели E‑Type, отпраздновавшей этом году полувековой юбилей.НА ПРОВЕРКУ СТАНОВИСЬ!Похоже, выходному контролю здесь уделяют не меньше времени, чем сборке. Любопытные показатели: у 96% готовых автомобилей тестируют электронику, а 92% подвергаются проверке почти всех агрегатов и систем. Начинают с визуального контроля, внимательно осматривая машину, выявляя огрехи сборки. Дальше новорожденный «Ягуар» отправляется на беговые барабаны, где на «дистанции» 6,5 км проверяют двигатель и коробку. Переходим к водным процедурам. Тест на герметичность салона и багажника, а также на влагозащищенность узлов и агрегатов проводят в отдельной камере, где автомобиль со всех сторон окатывают струями воды. Для пущей надежности этой проверки платформу, на которой установлен «Ягуар», наклоняют под разными углами. А после «дождя» внимательно ощупывают176 За рулем 05/2011 Сборочный участок, где приклеивают уплотнители к дверям. Задача рабочего – заправить резинку в кассету. Дальше автоматика все сделает сама. С такой спецификацией автомобиль идет по конвейеру. В ней все необходимые данные, в том числе о рынке сбыта. Угадайте – где будет жить этот «Ягуар»? и осматривают весь автомобиль в поис‑ ках капелек и лужиц. В кузовном цехе неокрашенный кузов проверяли на вмятины и каче‑ ство стыковки деталей. На выходе гото‑ вого автомобиля выискивают дефекты лакокрасочного покрытия. Кроме того, в соседней лаборатории – шумовой, где стены выложены звукоизолирующими панелями, опытные слухачи оценивают звуки, которые издает закрывающееся окно или хлопающая дверь. Затем машину покрывают защит‑ ным восковым слоем, но прежде, чем попасть к дилеру, она проходит низкоскоростной динамический тест на заводском полигоне. На 200‑метро‑ вой полосе препятствий выясняют, не скрипят ли детали интерьера, не издают ли посторонних звуков под‑ веска и рулевое управление, не оста‑ лось ли еще что‑то незамеченным в ходе стендовых тестов. На сборку одного автомобиля уходит около полутора суток. За это время машина успевает побывать на 92 постах. Довольно долгий путь, чтобы новорожденному «Ягуару» появиться на свет. Видимо, породистые кошки скоро не рождаются.На правах рекламы