260
261
262
263
264
БЕЗ ГРАНИЦ | КВЕСТ-ДРАЙВМИССИЯ: СКАЧАТЬ ЭЛЕКТРИЧЕСТВОАнтон Чуйкин и Владимир Соловьев передвигались по Женеве на электрических машинах, стараясь не допустить их полной разрядки. Фото Александра Батыру.1Toyota Prius Plug-inГабариты ...............................................4460×1745×1490 мм, масса ............................................................................... 1500 кг. ДВС: объем ................................................................ 1798 см3, мощность........................................................... 72 кВт/98 л.с., макс. крутящий момент .......142 Н·м при 4000 об/мин. Электродвигатель: мощность........................................................... 59 кВт/80 л.с., макс. крутящий момент .........................................207 Н·м, максимальная скорость....................................... 180 км/ч (на электродвигателе..............................................100 км/ч), разгон 0–100 км/ч....................................................... 11,4 с, расход топлива в смешанном цикле ..... 2,6 л/100 км. В Швейцарии доступна...........................только в лизинг.260 За рулем 05/2011 Действительно ли готова Европа  принять на свои дороги стадо  серийных электромобилей?  Мы решили проверить это  на примере Женевы, интернациональной столицы капиталов. Этот город  принадлежит не столько Швейцарии, сколько всему миру – список здешних  штаб-квартир международных организаций более чем внушителен. Поэтому  мы и объединили тест-драйв трех  электрических автомобилей с поиском подпитки для батарей. Получился  настоящий квест – с подземельями, лабиринтами, странными персонажами, скрытыми подсказками и конечной целью в виде зарядной станции.  Сыграем?Mitsubishi i‑MiEVГабариты. ..............................................3474×1475×1608.мм, масса............................................................................... 1120.кг,. разгон 0–100 км/ч...........................................................13.с,. максимальная скорость...................................... 130.км/ч, запас хода......................................................................150.км,. мощность двигателя.................................... 47.кВт/64.л.с., макс. крутящий момент.........................................180.Н·м. Цена в Швейцарии. .........45.990.франков.(35.300.евро).23Nissan LeafГабариты. ................................................445×1770×1550.мм, масса............................................................................... 1525.кг,. электродвигатель: мощность.........................................................81.кВт/109.л.с.,. макс. крутящий момент.........................................280.Н·м, максимальная скорость...................................... 144.км/ч,. разгон 0–100 км/ч....................................................... 11,9.с, запас хода......................................................................175.км.. Цена в Швейцарии...........49.950.франков.(38.400.евро).За рулем 05/2011 261 | КВЕСТ-ДРАЙВУРОВЕНЬ 1.  К святому источнику   «Тойота-Приус Plug-in»Идем к дилеру «Тойоты» и на стоянке видим «Приус» с розеткой по левому борту. Берем! Появляется менеджер с двумя ключами для отпирания заправочных розеток и брелоком от машины. Находим в бардачке бумажный свиток с подсказками, выбираем адрес: офис энергетической компании на улице Источника Святого Петра, 4. Применяем брелок к «Приусу» – вперед! Движемся в режиме Eco, на чистой электротяге. Примерно через 14 км батарея садится и в работу вступает ДВС. Навигатор приводит в нужную точку, а заправки нет. Делаем пару кругов по соседним улицам – заправки нет… Разворачиваем свиток: оказывается, розетка находится в старом городе, вблизи мэрии, напротив входа в собор святого Петра. Узкой улочкой поднимаемся в центр. Петляем вокруг мэрии. Заправки нет! Опрашиваем местных: третий по счету показывает направление, но оно под «кирпич». Оставляем машину, идем туда. По дороге читаем в свитке примечание мелким шрифтом: заправка в стене дома, место для машины зарезервировано. Есть! У самой земли простая уличная розетка [1]. Это и есть зарядная станция. Подгоняем машину, паркуем у розетки, достаем из багажника провод, подключаемся [2].Toyota Prius  Plug-inЗапас хода на чистой электротяге явно мал, пройденные нами 14 км в зависимости от плотности пробок могут сократиться и до десяти. Но наличие бензинового мотора позволяет владельцу plug-in-гибрида не быть привязанным к электроразъему.Комментарий  к игре В центре старой Женевы таких электрозаправок, какие мы встречали в Мюнхене или Франкфурте, не оказалось. Розетка хоть и источник, но не святой – должна быть как-то обозначена. С другой стороны, игра без трудностей скучна. Хуже, если игры вам поднадоели, а источник питания действительно нужен позарез…Растущие деревья [3] на мониторе показывают, насколько мы сократили выбросы СО2. Время полной зарядки – два часа. Переход на следующий уровень неожиданно едва не заблокировал полицейский: «Месье знают, что въезд в старый город более чем на 20 минут платный? Что-что, вам нужно зарядить батареи? На первый раз я вас прощаю, но, вообще, для таких случаев необходимо покупать разрешение. Нет, фотографировать меня нельзя. Всего хорошего, месье, не задерживайтесь». Прячем удлинитель в багажник, проверяем зарядку батареи (заметно меньше половины) и в режиме гибрида (ДВС и электромотор работают совместно) отбываем прочь. Но жизнь батарей грозит неожиданно закончиться, поэтому снова вперед, к очередной розетке. Выбираем из списка зарядных станций самую (см. свиток!) первую, с тремя, как там указано, розетками. Она за городом – может, найти будет проще? Так и есть, через некоторое время видим сарай (или ангар?) с надписью: Autos & Energies. Нам сюда. Ищем зарядную станцию… Вот три розетки на стене – это она и есть. Вызываем гоблина [4], просим зарядить машину. Выясняем, что клиенты заезжают очень редко, хотя электричество и здесь бесплатное. При выезде интересуемся, с какого же дохода живут хозяева. Ответ «С электровелосипедов» знаменует для нас – ура! – переход на следующий уровень.Оценка игры FFGGG[3] [1] [4][2]262 За рулем 05/2011 [4][1] [2][3][5] [6]Mitsubishi i‑MiEVГородской электрокар в чистом виде (четыре посадочных места и багажник), компактный и юркий (радиус поворота 4,5 м). Он не разочарует, если дневной пробег не превысит 70 км, то есть половины заявленного. В этом радиусе действия можно позволить себе и кондиционер, и радио, и все радости жизни без оглядки на то, есть ли поблизости розетки [3].УРОВЕНЬ 2. С iPad на десять лет назад «Мицубиси i‑MiEV»Этот уровень заметно сложнее: здесь нет запасной жизни в виде ДВС, под задним сиденьем краснобелого колобка спрятан один-единственный мотор – электрический! Прежние бонусы в виде ключей к заправочным розеткам или свитка нам не даются. Зато в салоне нас ждет Андреас – представитель «Мицубиси» с энергонезависимым iPad для навигации. Польза от лишнего человека на борту компенсирует его немалый вес и, как следствие, увеличение расхода электроэнергии. Поворотом ключа зажигания пускаем бесшумный фантом – у электродвигателя нет холостых оборотов. Поиски настроек положения руля бесполезны, используем механические регулировки сиденья. Нашли удобную посадку – в путь [1]! Приборы показывают запас энергии на 85 км, при включенной печке – 65 км. Бортовая навигация отсутствует, задаем адрес на iPad: авеню Миремон, 46, и следуем в направлении университетского городка. На спусках перемещаем рычаг коробки в положение торможения двигателем и рекуперации: это реально позволяетКомментарий к игреОтсутствие спасительного ДВС компенсирует солидный запас хода на электротяге – впятеро превосходящий возможности «Тойоты-Приус Plug-in». В отличие от первого уровня, где было трудно найти саму розетку, здесь стояла задача отыскать возможность ею воспользоваться.Оценка игры FFFGGпополнять энергетический запас и сохранять топливные кубики в левом кружке [2] приборной панели. Важно, чтобы запаса хода хватило на обратный путь, если заправка почему-то не действует. Уф, мы, кажется, у цели, а заряда хватило бы еще на 53 км – отличный результат! Электрозаправка находится на паркинге, очерченное зелеными линиями место возле нее не занято. Пытаемся подключиться – не тут-то было. Ящик заперт, ключей нет (остались на прежнем уровне?). Находим хозяина. Электромобилями его не удивишь. Отпирая дверцу [4], он сообщает, что закачивает электричество в машины уже более десяти лет, начав с электрокаров местной энергетической компании. Чаще других раньше встречались аккумуляторные «пежо-106». «Заправка» по дневному тарифу – 25 сантимов за киловатт [5] (ночью в два с половиной раза дешевле). С заданием мы справились, но, чтобы перейти на следующий уровень с повышением статуса, надо быстро разыскать еще одну возможность скачать электричество. Не проблема. Элементарно находим розетку на подземной стоянке [6] у ломбарда. Стоянка платная, парковочный талон – пропуск. Ключ у контролера. Переход на следующий уровень – и бонус!За рулем 05/2011 263 | КВЕСТ-ДРАЙВУРОВЕНЬ 3. Призовая игра «Ниссан-Лиф»Здесь заметно сложнее: внимательно следим за батареями! На старте «Лиф» обещает запас хода [1] в 170 км, но когда включаем печку – только 144 км, а когда хорошенько давим газ на магистрали, сбрасывает еще двадцаточку. Беше­ ный троллейбус! Наша цель [2] – зарядная станция прямо у выставочного комплекса Palexpo, но не надей­ тесь приметить ее издалека. Вспоминаем про свиток с подсказками, читаем: пять розеток, паркинг Р11, у стоянки мотоциклов. Предъявляем аккредитацию для проезда на территорию, применяем французский, применяем план­схему ко всем встреченным полицейским, парковщикам и даже к водителю погрузчика, невесть зачем разъезжающего по той самой площадке Р11. Про электрозаправку никто не знает! В красный домик не стучитесь – это какая­то бытовка.Nissan LeafСамый большой из испытанных нами электромобилей, этакая электрическая «Тиида». Маскирует внешность под обычную машину, подкупает плавностью хода, провоцирует на дальние поездки, для которых, увы, не годится. Расчет запаса хода требует определенного навыка из-за резкого снижения пробега при малейшем отклонении от самого экономичного режима движения. Активное педалирование, пользование климатом и прочим оборудованием заставляют компьютер резко уменьшать оставшийся запас.Под эстакадой с полсотни мотоциклов – идем туда. Второй по счету мотоциклист тычет пальцем в самую гущу двухколесного стада. Бинго, вот стойка [3], под колпаком пять розеток. Но зарядка сломана! Это тупик. Применяем штатную навигацию: «Лиф» предлагает сделать круг вдоль озера. Не отка­ зываемся. С мобильного телефона [4], кото­ рый интегрирован в единую интеллектуальную систему управления «Лифом», задаем темпера­ туру в салоне. На маршруте заправок не находим, зато радуемся видам окрестностей, заодно накру­ чиваем километры. Это и есть бонус. Статус еще вырос, когда инструктор сообщил, что «Лиф» – личный автомобиль португальского премьера. Возвращаемся в Palexpo. На площадке [5] близ аэропорта заправляются [6] электриче­ ством экологически чистые конкуренты cамых разных марок. Чтобы выжить, им предстоит включиться в тот же квест, который только что завершили мы. Так, играя, дети незаметно для себя вступают во взрослую жизнь. Электромо­ били тоже.Комментарий к игреБольшое разочарование вызвала неработающая электрозаправка общего пользования.Оценка игры FFFGG[4][1] [2][5] [6][3]264 За рулем 05/2011