170
171
АКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНИКА | СЛОВАРЬЗАПИШЕМ В АКТИВВ этих скромных названиях зашифрованы имена невидимых электронных помощников, спасающих жизнь водителя и пассажиров в экстремальных ситуациях. С ними познакомит Кирилл Милешкин.(Dynamic Traction Control) – у БМВ. Французские производители и пред‑ ставители концерна «Фольксва‑ ген» используют сокращение ASR (Automatic Slip Regulation), а «Той‑ ота» – TRC (Traction Control). Методы борьбы прямо противоположны тем, что у ABS: притормозить излишне быстрые колеса для эффективного разгона и надежного сцепления с дорогой. Противобуксовочная система управляет и тягой двигателя, отключая зажигание, уменьшая подачу топлива или прикрывая дроссельную заслонку. Усилитель экстренного торможе‑ ния отличает аварийное замедление от штатного и самостоятельно дожи‑ мает педаль, добиваясь минимизации тормозного пути. При этом обычно включается аварийная сигнализация или начинают мигать стоп‑сигналы, предупреждая движущихся следом об опасности. Если не брать в рас‑ чет французов, именующих свою систему AFU (l'Aide au Freinage d'Urgence), то другие названия схожи: EBA (Emergency Brake Assist) говорят «Форд», «Вольво» и «Ленд‑Ровер», BAS (Brake Assist System) – «Мицу‑ биси», HBA (Hydraulic Brake Assist) – «Альфа Ромео», а «Ниссан» использует схожую с баскетбольной аббревиатуру NBA (Nissan Brake Assist). Система курсовой стабили‑ зации призвана пресекать заносы и сносы – разумеется, когда они еще подконтрольны. Некоторые модификации следят за траекторией не только автомобиля, но и прицепа. Электроника ограничивает подачу топлива или выборочно подторма‑ живает одно колесо или несколько. Самое распространенное назва‑ ние – Electronic Stability Program (ESP) – является торговой маркойИсторию электронных систем активной безопасности отсчи‑ тывают с 70‑х годов прошлого века, когда впервые на серий‑ ном автомобиле появилась всем известная ныне ABS (Anti‑lock Brake System – антиблокировочная тормозная система). Она, пожалуй, единственная, которую все производители автомо‑ билей называют одинаково. Задача – не дать колесам заблокироваться при экстренном торможении, чтобы сохра‑ нить контроль над машиной. Современные ABS неразделимы с системой EBD (Electronic Brake force Distribution), меняющей баланс тор‑ мозных сил в зависимости от загрузки автомобиля и сцепления колес с дорогой. Производители не балуют разнообразием в названиях, лишь «Мерседес‑Бенц» и «Ауди», как истин‑ ные немцы, используют собственную аббревиатуру EBV (Elektronische Bremskraftverteilung) да «Пежо» с типично французской оригиналь‑ ностью предпочитает иное сочетание букв – REF (Repartiteur Electronique de Freinage). Следующим этапом стала борьба с буксующими колесами. Тут произ‑ водители начали оригинальничать, придумывая для противобуксовочных систем (системы контроля тяги) все‑ возможные названия – например, TCS (Traction Control System) у «Форда», «Хонды», «Мазды», «Опеля»; DTCДополнительный индикатор системы, наблюдающий за перестроениями из ряда в ряд, своевременно предупредит водителя об опасности, даже если соседний автомобиль спрятался в слепой зоне. В плотном городском потоке систему можно отключить, чтобы постоянно мигающая лампочка не отвлекала от управления.Ситроеновская система AFIL отслеживает положение автомобиля относительно линий разметки. При попытке пересечь их не просигналив указателями поворота включается вибрация подушки сиденья водителя с той стороны, куда отклоняется машина.Приборы ночного видения распознают объекты в темноте раньше, чем они появятся в свете фар. Часто предоставленная ими фора помогает избежать опасной ситуации на дороге, а порой даже спасает жизнь.170 За рулем 05/2011 Последнее поколение систем стабилизации действует в сложной ситуации быстрее и точнее даже опытного водителя. Играя тормозами и тягой, электроника быстро исправит ошибку, допущенную человеком, и вернет автомобиль на нужную траекторию. Адаптивный круиз-контроль использует радар для сканирования пространства перед машиной. Когда дистанция до соседа становится опасно малой, электроника самостоятельно задействует тормоза – вплоть до полной остановки, если потребуется.компании «Бош», лидера в разработке и производстве таких систем безопасности. Эту аббревиатуру используют «Фольксваген», ФИАТ, «Пежо», «Ситроен», «МерседесБенц», «Опель». Альтернативное название Dynamic Stability Control (DSC) предлагают БМВ и «Мазда», Vehicle Stability Assist (VSA) встречается на «Хонде» и «Акуре», «Форд» устанавливает систему с красивым названием Interactive Vehicle Dynamics (IVD). «Порше» и «Мицубиси» придумали собственные имена – PSM (Porsche Stability Management) и MASC (Mitsubishi Active Stability Control). Новое поколение активных систем безопасности умеет как «чувствовать», получая информацию от различных датчиков, так и «видеть» обстановку камерами и радарами. Помимо интеллектуального круиз-контроля,поддерживающего не только скорость, но и дистанцию до впереди идущего автомобиля, на некоторые машины устанавливают электронные ассистенты, следящие за дорожной разметкой. При перестроении из ряда в ряд c выключенным указателем поворота на моделях «Ауди» начинает вибрировать руль (Audi Lane Assist), а на «Ситроене» – часть подушки сиденья с соответствующей стороны (AFIL). А в «Инфинити-М» электронный помощник, предотвращающий уход с полосы, – Lane Departure Prevention – даже вмешивается в управление, деликатно подтормаживая то левые, то правые колеса, не давая таким образом автомобилю покинуть занимаемый ряд. Первой сканер слепых зон применила компания «Вольво» – Blind Spot Information System (BLIS). Светодиоды,встроенные в боковые зеркала заднего вида, сигнализируют о машине, находящейся в соседнем ряду. Но сегодня подобные устройства устанавливают не только шведы. Предупреждать водителя об опасности при перестроении умеют «Инфинити» (Blind Spot Intervention), «Мерседес-Бенц» (Blind Spot Assist), БМВ (Blind Spot Detection в составе Lane Departure Warning). Одна из самых свежих новинок в сфере борьбы за беззаботную жизнь пешеходов и страховых компаний – система City Safety от «Вольво». На скоростях до 30 км/ч она практически полностью исключает ДТП, включая экстренное торможение, если водитель отвлекся. Этот электронный помощник сканирует объекты на расстоянии до 6 м и обрабатывает поступающие от радара данные 50 раз в секунду. Система распознает не только машины, но и пешеходов, в том числе детей ростом от 80 см. Автомобили способны видеть и днем и ночью. «Кадиллак» первым, еще в 1999 году, представил систему ночного видения Night Vision. Зоркий помощник информирует водителя об объектах на расстоянии до 300 м. Мерседесовская система Night View Assist Plus, которая и раньше различала в темноте людей на расстоянии 80 м, в новой версии предупреждает об опасности не только водителя, но и самого пешехода. Если нет встречных машин, электроника направляет луч фары на человека, акцентируя тем самым внимание обоих участников движения. Пассивная безопасность автомобилей уже достигла высокого уровня, а потому кардинально улучшать защитные свойства машины становится неоправданно дорого. Поэтому все разработчики сконцентрировались на электронных системах, помогающих предотвратить аварии. Тенденции очевидны: таких помощников в ближайшие годы станет еще больше. И это логично: лучше бороться с причинами, нежели со следствием.СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙЧто вы думаете об электронных ассистентах?28% приемлемы в недорогом минимальном наборе 29% это дорогие и забавные игрушки повышают активную 43% они безопасность За рулем 05/2011 171