UAZ Hunter и Patriot: спасибо, дед!

Семидесятилетие Победы прошло лейтмотивом через наше путешествие в Ржев по дорогам боевой славы на Хантере Победной серии и Патриоте.

Дембель неизбежен даже для легендарного вояки. В конце года УАЗ‑469, который c 1985‑го известен под индексом 3151, а с 2003‑го наречен Хантером, отправят на заслуженный отдых. Он по всем меркам уже дед – сорок третий годок пошел!

К этому событию завод выпустил особую, Победную серию. Такой УАЗ оснащен мощной защитой рулевых тяг и окрашен в характерный войсковой зеленый цвет. А на бортах нотный стан – точь- в‑точь как на фюзеляже истребителя главного героя знаменитого фильма «В бой идут одни старики». Каждому покупателю «смуглянки» положена и тематическая сувенирная экипировка: вещмешок, плащ-палатка, топор, котелок и набор походных столовых приборов.

Стоит ли объяснять, почему именно в этом году для юбилейной модификации вседорожника, изначально созданного для армии, главенствующей стала военная тема? Семидесятилетие Победы прошло лейтмотивом и через наше путешествие в Ржев. Отправились, когда сошел снег и стало подсыхать, но природа еще не показала всего буйства зелени. Наша цель – места жестоких сражений, о которых еще недавно предпочитали не распространяться, называя боями местного значения. Пока нет высокой травы, ландшафт тех мест – прекрасный экскурсовод. Поэтому лучшего времени побывать под Ржевом и почтить память тех, кто отдал жизнь за Родину, не придумать.

К большинству намеченных точек по зеленке на обычной легковушке не проедешь, поэтому мы идем серьезной связкой: за руль юбилейного Хантера сел Вадим Крючков, а в кресле белого Патриота устроился Максим Гомянин.

ПО МАШИНАМ!

М. Г. На фоне старичка Хантера белый Патриот кажется представителем бизнес-класса. Сидишь высоко, в салоне простор, есть навигация и даже несбыточная мечта владельцев старых «уазиков» – кондиционер! Но в городской толчее все равно чувствую себя чужаком. Патриот громоздок и неповоротлив, с никудышным обзором назад через салонное зеркало и неинформативными тормозами.

На лесной дороге Хантер, как и прежде, напоминает танк. Все его асфальтовые недостатки мигом растворяются.

Автомобили ездили в связке в одинаковых режимах. Хантер со 128‑сильным бензиновым мотором оказался экономичнее – съедал 14 литров на 100 км. Патриот с двигателем такой же мощности расходовал 16 литров на сотню.

Погост Подборовье на высоком берегу Волги. Руины Воскресенской церкви, построенной в 1829 году. Здесь проходила наша линия обороны.

ЗАПАХ ВОЙНЫ

УАЗ сел на мосты в собственной колее. Первый заход в воду был успешным, второй закончился спасательными работами.

Первая попытка вытащить Хантер не увенчалась успехом. Два капроновых троса лопнули, а машина лишь чуть дернулась и осталась сидеть на мостах.

ЗА ПОДМОГОЙ

Выдернуть один УАЗ другим с помощью железного троса тоже не удалось – тягач начинал буксовать. Попробовать с разгона? Тщетно! Последствия рывка: два болта обломаны, один уцелел, но разорвал бампер и площадку его крепления. А вот вырванному «клыку» всё нипочем.

В Патриоте можно ездить в цивильной одежде – не испачкается о борта и пороги. В Хантере сложно оставаться чистюлей: при посадке-высадке обязательно измажешься. Что и говорить, к защитному цвету больше подходит камуфляжная одежда.

ПЕРЕВЕРНУТЬ СТРАНИЦУ

Эхо битвы

a-01

a-01

Прошло больше 70 лет, а наткнуться на винтовочные гильзы в этих местах не проблема. Их полно в воронках. Зачастую стреляные и целые боеприпасы от мосинских трехлинеек и немецких маузеров лежат вперемешку.
Вот они, на ладони, – гильзы от унитарного патрона калибра 7,92 мм из Магдебурга и Штраусберга, 1930 и 1935 годов выпуска. А рядом наши, калибром 7,62 мм: Подольского завода, 1937 года и Луганского завода, 1923 года выпуска.

Высота 200

«У незнакомого поселка, на безымянной высоте…» Помните слова песни, ставшей символом прошедшей войны?

А бывает иначе. Эти координаты известны: высота 200 рядом с деревней Полунино. До Ржева несколько километров. Безымянные здесь только герои. До сих пор в окрестностях города находят останки бойцов. И редко когда в медальоне попадается записка, на которой можно разобрать имя.

Вот лишь один эпизод Ржевско-Сычёвской наступательной операции. Август 1942 года. Ценой огромных потерь 30‑я армия Калининского фронта за три недели продвинулась на этом участке на несколько сотен метров: бойцы заняли высоту и северную часть Полунина. Потом продвинулись чуть дальше, но все равно наступление захлебнулось – советские войска тогда так и не смогли освободить Ржев. Знаменитые полководцы не добились здесь заметных успехов. Высота 200 – место не маршальской, а солдатской славы. Вечная память тем, кто отдал жизнь за победу на этом маленьком клочке нашей земли.


Подпишитесь на «За рулем» в