Глухая пробка в метель: как не замерзнуть?

Застрять в снегопад на российской дороге – не самая приятная перспектива. Но такое случается, и зачастую не только в глубинке, но и на самых что ни на есть федеральных трассах. Как же действовать в такой ситуации?

Помните, каждую зиму передают телерепортажи о наглухо закупоренной «Челябинке», она же M-5 «Урал», или заметенной магистрали М-10 Москва – Санкт-Петербург. И, как назло, самый мощный коллапс приходится на новогодние каникулы, когда велик риск на несколько суток зависнуть в пути с детьми и женами.

Конечно, лучший вариант — следить за прогнозом погоды и перенести поездку, если обещают мощный катаклизм. Но всего не предусмотришь, да и прогнозы не всегда точны. Что делать, если попал в мертвую пробку на заснеженной трассе? Как обогревать себя и пассажиров? Что брать с собой в дорогу в виде «набора выживания»?

У водителей фур адова работа. Но кабина хорошего грузовика – своеобразная мини-квартира со спальным местом и всем необходимым скарбом. Да что говорить, матерые дальнобойщики умеют выживать в сложных условиях. У обычного автомобилиста и опыта поменьше, и оснащение хромает, и салон для долгого обитания приспособлен хуже, но кое-что он предусмотреть все же может.

Зимник? Магистраль? В России можно застрять где угодно.

Зимой самое главное – всегда держать в баке аварийный запас топлива. Короче говоря, не выжигайте бензин или солярку до мигания лампочки резерва. Легковые автомобили на холостом ходу потребляют от 0,7 до 1,2 л в час. Большие вседорожники — чуть больше. Если вы застрянете хотя бы с 20 литрами в баке вдалеке от АЗС, сможете обогревать салон целые сутки на холостом ходу, а с перерывами и дольше. Поэтому возьмите для себя за правило на зимней дороге заправляться чаще и не оставлять в баке меньше 20 литров.

Полезная штука — Си-Би-радиостанция. Согласен, не всегда эфир забит идеальной литературной речью. Но иногда имеет смысл перетерпеть крепкое словцо ради информации, которой обмениваются дальнобойщики. Из их переговоров о мертвой пробке вы узнаете заблаговременно – будет время дозаправиться, найти пути объезда или ночлега, а то и вовсе – развернуться.

А еще не надейтесь только на отопитель автомобиля и оденьтесь по сезону. В тонкой курточке и летних ботинках удобно рулить, а вот менять колесо на морозе или, упаси Бог, коротать ночь в глухой пробке на занесенной снегом дороге — не лучший вариант.

А теперь о возимом комплекте выживания, рассчитанном минимум на сутки вынужденного простоя в дороге.

Основные компоненты комплекта выживания: топорик, газовая горелка, котелок, легкий спальный мешок, компактный набор посуды.

У меня за годы командировок на машине сложился зимний набор, упакованный в тревожный чемоданчик, точнее сумку. В него входит очень компактный спальный мешок. Это так называемый джангл (Jungle) с нижней границей комфорта плюс 2-7 градусов. Объемные экспедиционные мешки не нужны, поскольку обогреваться все же придется не лежа на снегу, а в отапливаемом салоне. Молнию джангла можно расстегнуть и превратить его в огромный плед. Весьма полезная опция, если застряли с семьей. Дети и супруга могут разуться и завернуться с ногами в упомянутый плед на заднем сиденье. Такой мешок стоит недорого и упакованным в компрессионный мешок занимает места немногим больше, чем стандартный армейский котелок.

Да, это алюминиевое чудо емкостью 1,3 литра — следующий предмет моего набора выживания. Горячий чай, супы из пакета, да и просто теплая вода — лучшие средства для согрева. Без них придется туго, если застрял зимой, а тем более надолго. Из всех возможных вариантов емкостей для приготовления горячей воды зеленый котелок, пожалуй, самый универсальный.

Чем греть? Оставим бензиновые примусы заядлым туристам. В неумелых руках тот же «Шмель» — верный путь к пожару. Для наших целей лучше всего подходит небольшая газовая горелка и баллон с газом объемом 500-600 куб. см.

Здесь, сколько видит глаз, нет ни одного деревца. Если застрянете, без газовой горелки не обойтись.

Этого хватит на десяток кипячений воды в котелке. Единственная оговорка – покупайте баллончики, на которых написано «зимняя смесь», она не замерзнет в мороз на улице. Вы же не собираетесь пользоваться открытым пламенем в салоне? Действовать придется по алгоритму: вышел из машины, достал горелку, вскипятил, убрал в багажник.

В этих местах к дороге подступает лес. Случись глухая пробка, есть возможность развести костер на обочине.

На случай, если рядом лес и есть возможность развести костер недалеко от машины, вожу с собой миниатюрный топорик. Внушительную сушину им не свалишь, но еловых сучьев нарубить можно.

Все перечисленное оборудование у меня без проблем умещается в компактную сумку размером 35х18х23 в сантиметрах.

Комплект не занимает много места – влезает в небольшую сумку.

Мало того, туда еще влезает несколько пакетов чая и супа, что заваривают в стакане, спички, пластиковый туристический набор посуды со складной кружкой и полуторалитровая бутылка воды. Конечно, если припрет, можно и снег растопить в котелке, но снег вокруг дорог не слишком чистый, да и расход газа велик. Тут уж без костра не обойтись.

Кстати, в качестве растопки для костра прекрасно подходят пустые пластиковые бутылки. Только зажигать их надо не от спички, а от горящей газеты. Пластик, в отличие от бумаги, горит долго, и сучки вашего будущего костра успеют заняться.

А теперь о том, чего делать категорически нельзя. Ни в коем случае не согревайтесь спиртным! И вовсе не потому, что пробка внезапно тронется, а вы подшофе – заносы обычно разгребают долго. Уж поверьте бывалому зимнему рыболову, что дело в другом. Умеренная доза спиртного в мороз дает лишь мнимое ощущение тепла, и то ненадолго. Потом холод накрывает еще сильнее. Вплоть до клацанья зубов и полной апатии. Неумеренная доза и вовсе — прямой путь к замерзанию. Ведь алкоголь на холоде понижает температуру тела, это вам любой врач подтвердит. Поэтому стопка «для согрева» актуальна уже после испытаний морозом, когда вы доберетесь до теплого жилья.

Подпишитесь на «За рулем» в