Нешипованные шины для машин гольф-класса – большой тест ЗР
Фрикционные шины – продукт сложный, далеко не каждому производителю удается обеспечить баланс сцепления на снегу, льду и асфальте, который вдобавок бывает сухим и влажным. Никаких «гвоздей» – всё только за счет состава резиновой смеси и рисунка протектора. Здесь не обойтись без передовых технологий и опыта изготовления сложных пресс-форм под 3D-ламели. Поэтому мы решили не брать шины дешевле четырех тысяч рублей: они всегда поскальзываются хотя бы на одном из вышеупомянутых покрытий. Плавали – знаем.
Самая дешевая в нашем тесте (4130 рублей) – модель Winter i*cept iZ2 быстро прогрессирующей корейской компании Hankook. На полторы сотни дороже – японская Nitto SN2, только что появившаяся на нашем рынке. Дальше идет весьма популярный у наших автомобилистов «финн» российского происхождения Nordman RS2, а близко к четырем с половиной тысячам расположился еще один чистокровный «японец», пользующийся устойчивым спросом, – Toyo Observe GSi‑5.
Около пяти тысяч стóят именитый Goodyear UltraGrip Ice 2 и Blizzak Revo GZ фирмы Bridgestone, славящийся прочной, неубиваемой боковиной. Еще дороже продаются Pirelli Ice Zero FR (5245 рублей). И конечно, в испытаниях должны были принять участие лидеры наших предыдущих тестов – шины Continental ContiVikingContact 6 немецкого качества, цена которых вплотную приближается к шести тысячам, и дорогие финские покрышки Nokian Hakkapeliitta R2 (6435 рублей). Они не первый год «бодаются» друг с другом за лидерство и не позволяют остальным соперникам расслабиться.
Опять весна?
На этот раз для снежно-ледового «побоища» мы собрали соперников в Швеции, на полигоне компании Pirelli. Рингом служило небольшое замерзшее озеро близ северного городка Эльвсбюн и его берегá, покрытые снежным одеялом. Собрались мы там в совершенно зимнем месяце – феврале. Однако невесть откуда взявшийся теплый фронт разогрел воздух до положительной температуры и поплавил весь снег и лед в округе. А когда тепло отступило, озеро быстро вернулось в состояние катка. На нем мы и начали тесты, несколько нарушив по причине форс-мажора наш традиционный порядок упражнений. Во время испытаний температура воздуха опускалась до –1…–15 °C.
В качестве носителя шин выступил Volkswagen Golf седьмого поколения, используемый практически всеми шинниками при внутреннем тестировании, – автомобиль с классической управляемостью переднеприводника и прозрачным поведением.
Ледовое побоище
Первой к «бою» оказалась готова трасса для оценки управляемости на льду. Виражи разного радиуса и прямая, позволяющая разогнаться примерно до 80 км/ч, – этого вполне достаточно, чтобы оценить, насколько покладист на скользком покрытии Volkswagen Golf, обутый в тестируемые шины. Оценку проводят два эксперта, сменяя друг друга. Вместе с поведением машины они оценивают, насколько просто и надежно ею управлять. Причем с позиции обычного водителя, не имеющего специальной подготовки. Потому в добавление к «профессиональной» езде имитируют типичные ошибки новичков: при разгоне и торможении, в поворотах действуют резко, как на асфальте.
Чтобы повысить точность оценок, мы решили использовать половинки при выставлении баллов – чтобы развести результаты соперников. Высшую оценку (девять баллов) в первой дисциплине заработали шины Nokian: четкие реакции, понятное, предсказуемое поведение даже в скольжениях. Никаких сложностей в управлении автомобилем, при этом полное понимание того, что творится под «ногами». Слабаков это испытание не выявило: минимальная оценка – семь баллов у трех участников, у остальных выше.
Следующее упражнение: замеряем разгон и тормозной путь на ледовом плато. Противобуксовочную систему ASR и АБС не отключаем. Старт с места. Измерительный комплекс VBOX фиксирует время, затраченное на достижение скорости 30 км/ч, затем – величину тормозного пути с 30 до 5 км/ч. Хорошо, что небо затянуто тучами. Яркое солнце подтапливает лед, и результаты начинают уплывать. Но даже в пасмурную погоду фрикционные шины на открытом льду менее стабильны, чем «шиповки», потому замеры с каждым комплектом шин мы повторяем по 10–12 раз. Причем через каждые два тестовых комплекта переобуваем Golf в базовые шины, чтобы оценить, как изменилось состояние покрытия. После пересчета результатов с учетом поведения автомобиля на базовых шинах выяснилось, что на льду он быстрее всего разгоняется на шинах Goodyear и Nokian. Nordman и Toyo ухудшают рекордный результат на одну десятую секунды. Наиболее долгий разгон – на покрышках Pirelli, разница с лидером составляет почти 20%.
Самый короткий тормозной путь – на шинах Nokian и Toyo (15,5 м), десять сантиметров им проигрывают Goodyear и Hankook, а замыкающие – Bridgestone и Pirelli (17,3 м).
Оцениваем время прохождения ледового круга – чем оно меньше, тем выше поперечное (боковое) сцепление. Водитель пытается проехать круг как можно быстрее, делая от 20 до 35 «оборотов» – на фрикционных шинах нащупать на льду грань максимального сцепления непросто. Схема смены колес та же, что при замерах продольного сцепления: после каждых двух тестовых комплектов – переобувание в базовый. Прикинули после упражнения, сколько кругов намотал наш испытатель, и ужаснулись – более четырехсот! Кто думает, что испытания шин – романтическая работа, тот глубоко ошибается. Это адский труд. В этом испытании всех обошел Continental: круг удалось пройти за 15,9 секунды. Nokian, ближайший соперник, отстал на три десятых. Замыкает список Bridgestone – на этих покрышках не удалось показать время меньше 18 секунд.
Снежные баталии
В начале второй недели выпал-таки снег, и мы получили возможность оценивать «снежные» характеристики. Первый тест – оценка управляемости. Мы использовали не только набор «плоских» поворотов разного радиуса, включая ходовые, где стрелка спидометра иногда добиралась до отметки «100», но и интересную шпильку на склоне холма, вход которой приходится на подъем, а выход – на спуск. В некоторых поворотах снег из-за боковых скольжений Гольфа «протирался» до ледяного основания трека. Мы окрестили его «русской дорогой»: снег, перемежающийся со льдом, – характерная для наших условий картина.
Здесь больше всех нам понравились шины Nokian и Toyo. Впечатления от них схожи: хорошие реакции и информативность, понятное и прогнозируемое поведение. Скорость на дуге поворота ограничивается мягким, как бы вправляющим машину в поворот заносом, не требующим корректировки рулем или сброса газа. Посовещавшись, девятку решили не ставить (скинули по полбалла) из-за небольших огрехов в рулежке – требуемые углы поворота баранки показались чуть больше, чем хотелось бы. Лидерами по количеству нареканий стали Bridgestone и Nitto. У Гольфа, обутого в Blizzak Revo GZ, существенно увеличиваются углы поворота руля, появляется занос на дуге, требующий компенсации, и падает сцепление в скольжениях. На Nitto SN2 автомобиль ведет себя нестабильно, дугу поворота проходит рывками, будто по периметру многогранника, довольно резко срывается в занос и столь же резко восстанавливается после скольжения.
Курсовую устойчивость оценивали на длинном прямоугольном плато, разгоняясь до 90–100 км/ч. Проверяли, насколько четко автомобиль держит заданное направление и как отзывается на мягкое маневрирование с малыми углами поворота руля, имитирующее перестроение для обгона или объезда препятствия.
Четче других следуют командам водителя шины Pirelli: хорошие реакции, плотный, информативный «руль». Шины Nitto расстроили: при движении по прямой ощущается широкий, непонятный из-за низкой информативности руля при малых углах поворота «ноль». Машина рыскает из стороны в сторону, у водителя возникает чувство неуверенности. Отмечены задержки в реакциях и запаздывающее подруливание задней оси, требующее дополнительной корректировки.
На этой же площадке оценивали управляемость при экстремальном маневрировании – при переставке, то есть резкой смене полосы, причем из-за недостаточно жесткого трека обошлись без замеров предельной скорости. Наиболее четкое поведение автомобилю обеспечивают шины Nokian: при достижении предельной скорости возникает мягкое подруливание задней оси, плавно переходящее в занос, не требующий компенсации. Самую низкую оценку заработали шины Nitto: задержки в первых реакциях и увеличенные углы поворота руля дополняет резкий занос при выравнивании машины во втором коридоре, причем с отстреливающим эффектом.
Заканчиваем «снежные» тесты проверкой проходимости. Эксперты оценивают в глубоком снегу (толщина снежного покрова чуть больше дорожного просвета) способность шин «нести» автомобиль ходом, трогаться, поворачивать, «пятиться». Особое внимание уделяют тому, как пробуксовка влияет на сцепление. Если шины готовы выполнить все маневры только внатяг (противобуксовочная система ASR отключена), а при пробуксовке тяга падает, – оценку снижаем. Если при этом колёса зарываются, снижаем еще.
В сугробах лучшее впечатление произвели шины Nokian: уверенное движение вперед и назад с любой степенью пробуксовки, легкость выполнения маневров. В отстающих – Toyo. На этих шинах трогаться и двигаться можно только внатяг, при малейшей пробуксовке тяга пропадает, а шины закапываются. Автомобиль маневрирует и двигается задним ходом неуверенно и неохотно.
Идем по приборам
Остается провести замеры продольного сцепления на снегу. Благо, снежное плато для замеров хорошо утоптали, чтобы снег не сдвигался со льда.
Работа практически та же, что и на ледовом прямике, – разгон и торможение, –но с небольшими корректировками. Поскольку на снегу коэффициент сцепления выше, чем на льду, скорость окончания разгона и начала торможения здесь увеличена до 40 км/ч. Специально для креативных водителей разгон замеряем в двух режимах – штатном, с противобуксовочной системой, и «творческом», отключив ее. Тормозим, естественно, с АБС, измеряем тормозной путь с 40 до 5 км/ч. Не забываем про замеры на базовых шинах через каждые три комплекта тестируемых.
Лучший разгон под надзором электроники Гольфу обеспечивает Continental: 6,1 секунды. Две десятых ему уступают Bridgestone, Goodyear и Nokian. Самые слабые в разгоне – Nitto и Toyo.
С отключенным трекшн-контролем автомобиль разгоняется быстрее. Например, на шинах Continental – за 5,6 секунды, и они вновь лидируют. Ближайшие соперники – Goodyear, Hankook, Nokian, которые отстают лишь на одну «десятку». А в замыкающих, потратив на разгон 6,2 секунды, оказался Bridgestone – разница с лидером составляет почти 11%. Примечательно, что на этих шинах разгон с отключенным электронным ограничителем улучшился лишь на одну десятую секунды, а значит сцепные свойства на снегу практически не зависят от степени буксования. В то время как остальные участники теста без вмешательства электроники разгоняются быстрее на 0,5–1,0 секунды (на 8–14%).
Результаты испытаний тормозных свойств на снегу приятно удивили. Лидеры в этом упражнении, конечно, есть – это Goodyear, Nokian и Pirelli с одинаковым результатом 14,7 метра. Но все остальные отстают не более чем на полметра – слабаков в этой дисциплине не оказалось!
Финал на домашнем асфальте
Тесты на асфальте по уже отработанной схеме провели в мае в Тольятти, на полигоне АВТОВАЗа – нейтральной для шинников территории.
Начинаем с оценки сопротивления качению. Одного полного круга (10 километров) по скоростному кольцу на скорости 120–130 км/ч достаточно, чтобы температура шин и масла в коробке передач стабилизировалась. За это время эксперт успевает оценить курсовую устойчивость автомобиля на прямой, а также его реакции и поведение при мягких перестроениях с одной полосы движения на другую.
Главное во время замеров – движение туда и обратно по одной и той же полосе, без маневрирования, с фиксацией руля в положении «прямо», чтобы исключить возможность появления боковых сил, которые могут негативно отразиться на результатах. Кстати, «туда» и «обратно» – это один замер, а не два. Так нивелируют погрешности измерений из-за отклонений в горизонтали дорожного покрытия и направления ветра. Три-четыре замера, и результат готов. Однако он еще не окончательный: через два-три комплекта тестируемых шин приходится повторять «печку» – замеры на базовом комплекте, с учетом которых пересчитываются окончательные итоги.
На скорости 90 км/ч (загородный лимит) лидирует тройка Continental, Nokian и Nordman. Неохотнее всего Golf катится на шинах Bridgestone, Goodyear и Pirelli. Хотя разница между ними и «зелеными» лидерами невелика – 0,3 л/100 км. На «городской» скорости (60 км/ч) «зеленая» тройка сохранила свои позиции, однако в компанию к ним втерся Hankook. На шинах Bridgestone показатели в этом режиме движения наихудшие: на 0,4 л/100 км больше, чем у лидеров.
Самую высокую оценку за курсовую устойчивость получили Hankook и Pirelli. Реакции Гольфа, обутого в эти шины, близки к демонстрируемым на летних шинах. Меньше всего лестных слов заслужили Bridgestone и Toyo. У Гольфа на «бридже» – широкий «ноль» и недостаточная информативность руля; на шинах Toyo тоже нечеткий, широкий «ноль» и еще резиновые, то есть запаздывающие, реакции на подруливающие действия. При попытках скорректировать курс машина начинает рыскать из стороны в сторону.
Полученные ранее впечатления от шумности и плавности хода остается уточнить дополнительным проездом по служебным дорогам с традиционными неровностями – ямками, выбоинами, щербинами и трещинами. Результаты несколько удивили. Наиболее тихие из всех – шины Bridgestone, хотя при этом они же самые жесткие: зудят и трясут Golf на мелких и средних неровностях, будто накачаны до трех атмосфер. Покрышки Goodyear неожиданно оказались наиболее громкоголосыми и гулкими, при том что шины этого бренда обычно нешумные. А самыми мягкими эксперты признали шины Toyo.
Финальные упражнения – оценка тормозных свойств на сухом асфальте и на мокром. Тормозим в зажатом конусами коридоре, чтобы шины катились по одной и той же «зачищенной» перед замерами траектории – след в след. После каждого торможения остужаем тормоза. Скорость начала торможения ниже, чем в летних испытаниях, – так мы обезопасим мягкий протектор фрикционок от разрушения. На мокром асфальте тормозим с 60 км/ч, а на сухом – с 80 км/ч. В среднем на одном комплекте тормозим шесть раз в каждом случае. В этих упражнениях «базовую шину» повторять не нужно, поскольку изменение температуры протектора на несколько градусов в ходе замеров тормозных свойств никак не сказывается на сцепных свойствах – проверено многолетним опытом.
Самый короткий тормозной путь на сухом асфальте обеспечивает Bridgestone (28,6 м). Затем в интервале 29,0–29,2 м следуют пять шин с разницей менее одного процента. И лишь две шины «уехали» за тридцать метров – это Nitto и Toyo с результатами на 7% хуже, чем у лидера.
На мокром асфальте разброс больше: здесь лидирует Continental с результатом 17,4 метра, а Nitto и Toyo дружно показывают последний результат – 21,6 метра, что на четверть больше, чем у лидера.
Итоговый парад
Первое место с приличным отрывом от остальных занимает модель Nokian Hakkapeliitta R2, набравшая 939 баллов. Это отличные фрикционки для любых зимних дорог – понравятся всем. Особенно хороши на льду, а еще восхитят управляемостью, проходимостью и экономичностью. Недостаток один – высокая цена.
На второй строчке нашего рейтинга расположились шины Continental ContiVikingContact 6, заработав 912 баллов. Достойный выбор для водителей любого уровня – от продвинутых до начинающих. Порадовали отменным поперечным сцеплением на льду, «держаком» на снегу, торможением на мокром асфальте и экономичностью. При проверке проходимости и курсовой устойчивости на асфальте дали небольшую слабину.
Третья ступенька нашего пьедестала досталась шинам Hankook Winter i*cept iZ2 с очень ровными свойствами: 909 баллов – отличный результат. И это самые недорогие шины в тесте! Единственное замечание – жесткие.
В категорию отличных шин включены модели Goodyear UltraGrip Ice 2 и Nordman RS2, набравшие по 907 баллов каждая и разделившие четвертую и пятую позиции. Обе одинаково сильны, потому рекомендуем их без ограничений. Различаются нюансами, которые уловят лишь продвинутые водители. Goodyear имеет несколько экстремумов: очень хорош в продольном сцеплении на снегу и на льду, но подкачал в комфортности и экономичности. Nordman по характеру близок к Ханкуку – так же хорошо сбалансирован по всем свойствам.
Шестую и седьмую строчки занимают Pirelli Ice Zero FR и Toyo Observe GSi‑5, получившие по 888 баллов. В рамках нашей градации это очень хорошие шины, поскольку их итоговые результаты попадают в вилку от 870 до 899 баллов. У каждой есть небольшие слабости. Pirelli не жалует лед (слабое продольное сцепление), предпочитая снег и асфальт. Toyo, наоборот, демонстрирует хорошее продольное сцепление на ледовых поверхностях и управляемость на снегу, но слаб в глубоком снегу, а также на асфальте – как в сцепных свойствах, так и в курсовой устойчивости.
Восьмую-девятую ступеньки заняла еще одна парочка – Bridgestone и Nitto. В тесте они набрали по 860 баллов, подтвердив право называться хорошими шинами (этому званию соответствует диапазон от 840 до 869 итоговых баллов). Уровень одинаковый, оба чистокровные «японцы», но характеры у них разные: Nitto увереннее цепляется за лед, Bridgestone – за асфальт. А на снегу – паритет. По результатам экспертной оценки, принципиальной разницы между ними нет. Разве что в комфортности. Bridgestone – самый тихий, но при этом наиболее жесткий.
А теперь соотнесем результаты с ценами. Безусловный лидер в этой системе координат – Hankook: третье место в общем зачете при самой скромной цене. На второй позиции – Nordman, за ним – Nitto и Toyo. Именитые продукты в этом списке заняли скромные позиции. А замыкают его два лидера. Так что выбирайте – с умом, но и с учетом толщины кошелька.
Результаты испытаний
| 8-9-е место | 8-9-е место | 6-7-е место |
Марка, модель |
Nitto SN2 |
Bridgestone Blizzak Revo GZ |
Toyo Observe GSi-5 |
Страна изготовления | Япония | Япония | Япония |
Индекс нагрузки и скорости | 91Q | 91S | 94Q |
Глубина рисунка по ширине, мм | 8,9–9,1 | 8,8–8,9 | 9,1–9,3 |
Твердость резины по Шору, ед. | 57–58 | 49–50 | 55–56 |
Масса шины, кг | 9,9 | 10,5 | 10,0 |
Средняя цена в интернет-магазинах на момент подготовки материала, | 4295 | 4930 | 4470 |
Качество/цена* | 0,20 | 0,17 | 0,20 |
Сумма начисленных баллов | 860 | 860 | 888 |
Плюсы | Хорошая проходимость в глубоком снегу. Удовлетворительная управляемость на льду. Умеренный уровень шума | Лучшее торможение на сухом асфальте. Удовлетворительные управляемость на льду и курсовая устойчивость на снегу. Самые тихие | Выдающиеся продольные сцепные свойства на льду. Надежная управляемость на льду и «русской дороге». Лучшая плавность хода. Низкий уровень шума |
Минусы | Слабые тормозные свойства на асфальте и разгон на снегу. Сложная управляемость при экстремальном маневрировании на снегу. Небольшие замечания по поводу управляемости на «русской дороге» и курсовой устойчивости. Низкий уровень плавности хода | Слабые сцепные свойства на льду и на снегу. Посредственная проходимость. Нечеткое следование курсу на асфальте. Небольшие претензии к управляемости на «русской дороге» и при экстремальном маневрировании на снегу. Худшие экономичность и плавность хода | Худшее торможение и сложная курсовая устойчивость на асфальте. Ограниченная проходимость в глубоком снегу |
| 6-7-е место | 4-5-е место | 4-5-е место |
Марка, модель |
Pirelli Ice Zero FR |
Nordman RS2 |
Goodyear UltraGrip Ice 2 |
Страна изготовления | Россия | Россия | Польша |
Индекс нагрузки и скорости | 94T | 94R | 94T |
Глубина рисунка по ширине, мм | 8,9–9,0 | 8,8–9,2 | 8,0–8,1 |
Твердость резины по Шору, ед. | 52–53 | 53–54 | 52–53 |
Масса шины, кг | 9,1 | 8,7 | 8,8 |
Средняя цена в интернет-магазинах на момент подготовки материала, | 5245 | 4350 | 4910 |
Качество/цена* | 0,17 | 0,21 | 0,18 |
Сумма начисленных баллов | 888 | 907 | 907 |
Плюсы | Превосходные тормозные свойства на снегу. Отличная курсовая устойчивость. Понятная управляемость при выполнении экстремальных маневров на снегу | Позволяют уверенно разгоняться и тормозить на льду. Высокая экономичность, стабильные управляемость на льду и курсовая устойчивость на асфальте | Выдающиеся продольные сцепные свойства на льду и на снегу. Понятная управляемость на льду и «русской дороге» |
Минусы | Плохое продольное сцепление со льдом. Низкая топливная экономичность при скорости 90 км/ч. Замечания по поводу | Незначительные замечания к управляемости на «русской дороге» и при экстремальном маневрировании на снегу, к проходимости, а также курсовой устойчивости на снегу. Жестковаты и шумноваты | Невысокая проходимость. Небольшие замечания к курсовой устойчивости и управляемости при экстремальном маневрировании на снегу. Высокий расход топлива при скорости 90 км/ч. Шумные и жесткие |
| 3-е место | 2-е место | 1-е место |
Марка, модель |
Hankook Winter i*сept iZ2 |
Continental ContiVikingContact 6 |
Nokian Hakkapeliitta R2 |
Страна изготовления | Корея | Германия | Финляндия |
Индекс нагрузки и скорости | 94T | 94T | 94R |
Глубина рисунка по ширине, мм | 8,7–9,5 | 8,6–8,7 | 8,5–8,6 |
Твердость резины по Шору, ед. | 54 | 49–50 | 48–49 |
Масса шины, кг | 9,3 | 9,3 | 8,7 |
Средняя цена в интернет-магазинах на момент подготовки материала, | 4130 | 5985 | 6435 |
Качество/цена* | 0,22 | 0,15 | 0,15 |
Сумма начисленных баллов | 909 | 912 | 939 |
Плюсы | Высокие тормозные свойства на льду. Надежная управляемость. Хорошая курсовая устойчивость. Привлекательная цена. Высокая экономичность | Лучшие поперечное сцепление на льду, разгон на снегу и торможение на мокром асфальте. Стабильные управляемость на льду и курсовая устойчивость на снегу. Низкий расход топлива | Отменные сцепные свойства на льду и на снегу. Превосходная управляемость. Четкое следование курсу. Отличная проходимость в глубоком снегу. Высокая экономичность |
Минусы | Замечания по поводу плавности хода. Легкие замечания в адрес проходимости. Повышенный уровень шума в салоне | Посредственная проходимость. Незначительные претензии к управляемости на «русской дороге» и при экстремальном маневрировании на снегу, а также к курсовой устойчивости на асфальте и комфортности | Незначительные замечания к плавности хода. Повышенный уровень шума. Высокая цена |
*Получается делением суммы баллов на розничную цену. Чем выше оценка, тем выгоднее покупка.
Полностью результаты испытаний приведены здесь: 9-1 место.
Выражаем признательность шинным компаниям-производителям, предоставившим на тест свою продукцию, сотрудникам полигонов Pirelli и АВТОВАЗа, а также тольяттинскому Шинторгу за техническую поддержку.
В тестировании шин Сергею МИШИНУ и Дмитрию ТЕСТОВУ ассистировали: в Швеции – Антон МИШИН, а на асфальтовых тестах в Тольятти еще и Антон АНАНЬЕВ, Владимир КОЛЕСОВ, Юрий КУРОЧКИН, Евгений ЛАРИН, Андрей ОБРАЗУМОВ и Валерий ПАВЛОВ.